Найти в Дзене

«Иди и смотри»: фильм про апокалипсис души. Разбор фильма

Фильм Элема Климова «Иди и смотри» — самый страшный фильм о войне. Кино исследует тему апокалипсиса отдельно взятой души подростка Флёры, который оказался в оккупированной немцами Беларуси. Зритель, наблюдая за этой трансформацией, сам не замечает, как начинает погружаться в пучину ада, следуя за подростком, словно Данте за Вергилием. По библейской легенде, сломав семь печатей, наступит страшный суд и конец света. Предлагаю пройти путь Флёры вместе с ним, чтобы узнать, наступил ли Апокалипсис или у нас еще есть шанс? И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри (Откр.6:1). Фильм начинается с предостережения: старик с плеткой отговаривает главного героя и нас, зрителей, от следования по выбранному пути. Еще можно обернуться и уйти в свой спокойный мир. Но вместо ответа он получает рык ребенка, который, словно зверское эхо, передразнивает его. После того как старик, который окажется старостой дерев
Оглавление

Фильм Элема Климова «Иди и смотри» — самый страшный фильм о войне.

Кино исследует тему апокалипсиса отдельно взятой души подростка Флёры, который оказался в оккупированной немцами Беларуси. Зритель, наблюдая за этой трансформацией, сам не замечает, как начинает погружаться в пучину ада, следуя за подростком, словно Данте за Вергилием.

По библейской легенде, сломав семь печатей, наступит страшный суд и конец света. Предлагаю пройти путь Флёры вместе с ним, чтобы узнать, наступил ли Апокалипсис или у нас еще есть шанс?

Печать первая

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри (Откр.6:1).

Фильм начинается с предостережения: старик с плеткой отговаривает главного героя и нас, зрителей, от следования по выбранному пути. Еще можно обернуться и уйти в свой спокойный мир. Но вместо ответа он получает рык ребенка, который, словно зверское эхо, передразнивает его.

-2

После того как старик, который окажется старостой деревни, изгнан. Ребенок продолжает своё причитание, уже глядя на нас, в конце переходя на немецкий язык, высмеивая наше желание веселится и получать от жизни только удовольствие.

-3

Здесь мы и знакомимся с Флерой, который раскапывает старые окопы в поисках оружия. Как мы узнаем потом, оно ему нужно, чтобы его взяли в партизанский отряд.

-4

И вот искомое найдено. Орудие смерти в руках, первая печать сломана.

Ровно в ту же секунду над героем начинает кружить вражеский самолёт, издающий вой и рокот, не предвещающий ничего хорошего на выбранном Флёрой пути.

-5

Ангел, всадник апокалипсиса, он кружит над героем, словно наблюдая, как вершится судьба. Это самолет-разведчик, на нем нет вооружения, и угрозы подростку он не несет. Он лишь око, напоминание о затаившемся рядом зле.

Гул смешивается с немецкими песнями, под ритм которых одна из лучших наций Европы будет уничтожать всё человечное на континенте.

Печать вторая

Мы в избе Флёры. Перед нами его мать, которая слезно просит одуматься и не идти в партизаны. Подросток стоит на своём: «Что вы, мама, все идут». Понимая, что сына не остановить, мать предлагает ему топор, чтобы он сразу зарубил её и своих сестер.

-6

И это не какая-то истерика, мать прекрасно знает, что делают немцы с семьями партизан. Никакой жалости и сострадания. Но Флёра отмахивается, он еще сам ребенок и не осознаёт, на какую дорогу ступил, запустив тем самым процессы, над которыми не имеет власти.

-7

Поздно, проводники в ад уже стоят на пороге. Мы сначала даже не можем понять, это свои или немцы? Ведь на одном из них вражеская форма.

-8

Лики смерти вглядываются в окно этой хаты. И видят они там мертвецов, которые пока еще цепляются за свою жизнь.

Мы узнаем, что это партизаны. Они пришли за подростком, чему Флера несказанно рад, для него это интересное путешествие, где он будет главным героем.

-9

Флёру забирают. Не успев отойти от хаты, ему уже разбивают нос. Это инициация его крови, первые капли уже пролились. Бросают его в телегу вместе с индюком. Оба будут съедены, только один в супе, а другой изнутри.

-10

Вторая печать сломлена.

И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри (Откр.6:3).

Печать третья

Флёра оказывается в лагере партизан. Тут он еще чужой. Несуразный, вежливый, невинный. Люди вокруг разговаривают на другом языке: как буквально (Флёра попал в землянку к азиатам), так и фигурально — он еще не понимает, на что подписался.

-11

Он впервые встречается с Глашей, но пока их ничего не связывает.

Зато он сразу попадает на постановочную фотографию. Это не просто сцена коллективного фото — это тот образ, который Флёра себе представляет о партизанском отряде: все герои, все веселые и удалые, дух единения под красным знаменем и ритмом песни «Священная война».

Это всё так, только реальность сильно отличается от этого образа. И Флёра, как и мы, скоро узнает об этом.

-12

Следующая сцена — это Флёра на посту. Вокруг кружат дикие птицы, которые беспокойно верещат, предупреждая о чем-то.

К посту выходит командир всего партизанского отряда. Флёра не выполняет обязанности часового: не стреляет в командира, который приблизился к посту. За это юный боец получает наряд вне очереди, отвечая с распростертой улыбкой: «Спасибо». Так идут будни в отряде — наряды, посты, приказы. Однако всё меняется.

Партизанский отряд уходит со своей стоянки. Оставив только несколько баб, Флёру и Глашу. Это удар по самолюбию подростка, а его новая подруга еще и добавляет масла в огонь, подтрунивая над ним.

-13

Глаша сама уязвлена и озлоблена, она была подругой командира, который бросил её, оставив в лагере.

-14

Оба подростка в истерике, каждый по своей причине. Именно в этот момент их и находит око самолета-разведчика, который своим гулом предвещает скорую погибель.

Наступает давящая тишина, которая через секунду разрывается гулом взрывов. Началась бомбардировка и штурм партизанского лагеря. А в центре всего этого — Флёра. Он оглушен и контужен. В его голове навсегда поселяется низкочастотный писк. Он, как и мы, пронесет его до самого финала.

-15

Они с Глашей убегают и скитаются по лесу. Наступает полудремотное блуждание, которое видится иллюзией благополучия и надежды. А Флёра и Глаша, словно молодая пара под весенним дождем и радугой, движутся в счастливое будущее.

-16

Но это иллюзия. За нашей парой наблюдает одинокий аист. Символ потери надежды и скорой утраты.

-17

Третья печать сломлена.

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. (Откр.6:5).

Четвертая печать

Как бы там ни было, но пора выходить из леса. Наша пара направляется в деревню Флёры, но всё, что они там находят, — это пустые дома и десятки мух.

-18

Флёра не осознаёт (или не хочет осознавать), что живых в этой деревне больше нет. Лишь предательский свист в его голове заставляет отринуть иллюзии, но парень пока сопротивляется этому, что приводит к сильной головной боли.

-19

Флёра цепляется за мысль, что вся деревня ушла на болота, чтобы скрыться от немцев. Туда он и отправляется, прихватив Глашу. Но есть одно но...

При выходе из деревни Глаша оборачивается и видит, почему в этой деревне так много мух...

Издавая вопль, она бежит вслед за Флёрой, бежит за ложной надеждой.

-20

Перед ними непроходимое болото, которое не спешит отпускать их. Трясина войны затягивает их в свою пучину, срывая все иллюзии.

-21

Поняв, что они в эпицентре человеческого горя, Глаша выдавливает из себя правду о жителях деревни.

-22

В гневе из-за разбитых надежд и иллюзий Флера душит Глашу и пытается её утопить, лишь в последний момент приходя в себя. В этом состоянии их и находит немой спутник, который может указать дорогу, но не способный рассказать, как жить дальше.

-23

Четвертая печать сломлена.

И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри (Откр.6:7).

Пятая печать

Немой выводит нашу пару к выжившим. Под вой и причитания жителей болота, всё вокруг превращается в сумму страха, горя и боли.

-24

Их подводят к живому трупу старосте, который весь обгорел и покрыт запекшейся кровью. Он, на миг вернувшись с того света, напоминает Флёре, что предупреждал его в самом начале, но тот ослушался и теперь может лицезреть итоги своих действий.

-25

Это доламывает психику парня. Он пытается заткнуть вой и причитания, пытаясь закрыть уши грязью. Но он не получает никакого эффекта, ведь шум и в его голове, а его ничем не унять.

-26

Флёра впадает в анабиоз. Глаша ухаживает за ним. В это же время выжившие лепят из грязи чучело Гитлера. Символа всех их бед и несчастий. Так Флера впервые встречает своего врага в лицо. Это пробуждает в нем жизнь — в нем появляется жажда мести.

-27

Он отправляется с еще тремя скитальцами на вылазку с болот.

-28

Но вместо отмщенья все находят погибель. Только Флера оказывается в тумане среди поля смерти, на котором он выжил чудом.

-29

Больше нет пути. Вокруг снуют немцы в поисках партизан. Лишь случайность помогает Флеру — местный старик, на которого он случайно набрёл, выдаёт его за своего родственника и забирает в деревню. Но спасение ли это? Нет. Старик лишь приводит его на место новой казни.

-30

Немцы в пьяном угаре, как чума, проходят сквозь село. Занимаясь своими любимыми забавами на войне: пытки, убийства и массовыми казнями.

Всех жителей загоняют в сарай. Их судьба предрешена.

-31

Словно скот перед бойней, люди начинают метаться в закрытом пространстве. Вой, слезы, крики. Давка и отсутствие надежды. И всё это под смех немцев и их прихвостней — коллаборантов, которые в своём желании выслужиться мучают своих же.

Флёра старается вылезти из капкана. И ему это удается... Только вылез не подросток, а обезумевший седой старик...

-32

Ему позволяют спастись, но лишь для того, чтобы было кому попозировать на фотокарточке. Ведь негоже бравым арийцам фотографироваться без трофейного зверя, коим они считают Флёру и весь его народ.

-33

Под весёлую музыку и хохот разверзается адское пламя.

-34

В то время как цивилизованные европейцы играют со своим лемурчиком и вкушают раков.

-35

За всем этим адом наблюдает Флёра и око, так они и смотрят друг на друга. Мертвый ребенок и безучастная адская птица.

-36
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр.6:9).

Пятая печать сломана.

Шестая печать

-37

Флёра исполняет свою задачу, ради которой ему позволили выжить. С ним делают фотографию, которую цивилизованные солдаты отправят своей любимой в Мюнхен или Веймар.

Но он остается живым. Почему? Скорее всего, потому что солдаты насытились своей кровавой жатвой и какой-то там подросток им более не интересен. Он остается один среди гиены адской.

-38

Но путь Флеры не закончен. Он больше ни живой, ни мертвый. Он бредет по зову. Он больше не агнец, он лик войны.

-39

Бредя неведомой тропой, он наталкивается на разбитую колонну тех самых немцев, которые только что так веселились. Их настигла кара.

-40

Флёра берет из медицинской сумки бинты, неужели он решил смилостивиться над врагом и окажет им помощь?

-41

Нет. Бинты ему нужны, чтобы обвязать его винтовку — его орудие, которым он будет карать.

Никакой жалости в нем, никаких эмоций.

-42

За этим процессом он и встречает свою подругу Глашу. Изнасилованную, обезображенную и поруганную. Такую же, как он сам.

-43

Но и это не трогает его душу.

Шестая печать сломлена.

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь (Откр.6:12).

Седьмая печать: надлом

У Флёры одна цель. И для этой цели ему нужна только его винтовка и огонь.

-44

Он набредает на пленных немцев и толпу партизан и выживших жителей деревни. У них дилемма: какой казни достойны изверги?

-45

Цивилизованные немцы начинают рассказывать про то, какие они невиноватые, как их заставили, да и вообще они хорошие люди, попавшие в сложную ситуацию.

-46

Бедные немцы рассказывают про своих детей и внуков, кивая в сторону Флёры. Дескать, у него такие же.

Лишь один истинный ариец начинает рассказывать расовую теорию. Он-то не виноват, это вы, славяне и коммунисты, паразиты, он лишь дихлофос, который борется с заразой.

-47

Командир партизан не прерывает его. А лишь велит всем слушать. Чтобы все слышали, с чем они, партизаны, солдаты, обычные жители, борются.

-48

Пленные смотрят на Флёру и на нас. Пощадим ли мы их?

А можно ли такое вообще простить? Вот и партизаны считают, что нет. И воздают по заслугам военным преступникам.

Но Флёра в этом не участвует. Он лицезрит это всё, это не его казнь, он судья, который будет судить не конкретных исполнителей, а систему, которая их породила.

На этом моменте, если вдруг у кого-то из смотрящих возникло чувство несправедливости и жалости к бедным немцам, то они могут лицезреть документальные кадры, которые показывают мертвых пленников концлагерей. Тех самых, которых цивилизованная нация приговорила к исчезновению. Ну, это если вдруг кто не понял, в чем же виноваты эти бедные солдаты.

Седьмая печать: страшный суд

-49

Флёра оборачивается и видит молодого парня, ровно такого же, как и он, когда только собрался в отряд к партизанам. Парень смотрит на какую-то картину в грязи.

-50

Опустив взгляд вниз, мы видим, что это портрет Гитлера, подписанный как освободитель.

-51

Вот он, главный виновник. Именно над ним Флёра будет вершить суд. Он, Судья впервые использует своё ружье по назначению.

Первый выстрел - в голову! Процесс уничтожения монстра запущен.

-52

Второй выстрел — по Гитлеру, который приветствует своих гитлерюгенд в момент штурма Берлина советскими войсками! И вот его портрет разрушается.

Третий выстрел — по виновникам разрушения городов и домов! И в документальных кадрах, которые пошли назад, мы видим, как дома восстанавливаются, а пленные выходят, а не входят в концлагеря. А боевые самолеты летят назад вместе с солдатами, которые возвращаются на запад.

Четвертый выстрел — по «невинным» немцам, которые ничего не видели и не знали! И вот нацистские марши начинают идти назад мимо рукоплещущей «слепой» толпы.

Пятый выстрел — по виновникам большой войны! И вот границы восстанавливаются, и по европейским городам больше не маршируют чернорубашечники с винтовками на плечах.

Шестой, седьмой выстрел — по факельным шествиям, по «ночи длинных ножей», по кострам с неугодным книгам.

Восьмой выстрел — по выступлению Гитлера в Нюрнберге в 1936 году перед сотней тысяч немцев.

Девятый, ..., тринадцатый выстрел — по зарождению нацистского движения, по пивному путчу в Мюнхене в 1923 году.

Четырнадцатый, пятнадцатый выстрел — по политике, которая способствовала зарождению монстра. По ефрейтору Гитлеру, солдату первой мировой войны, который был несколько раз ранен и отравлен газом.

Шестнадцатый выстрел? Флёра целится в маленького Адольфа на руках своей матери.

-53

Выстрелит ли он? Возьмет ли на себя грех убийства младенца ради спасения миллионов людей?

Сломает ли он седьмую печать?

-54

Нет.

-55

Своим судом он приговорил все зверства, которые были совершены. Но казнить младенца — это стать таким же монстром, каким стал маленький Адольф. Ведь младенец — это ненаписанная книга, которая должна писаться любящей семьёй, счастливым детством, образованием, чувством прекрасного...

И если вырос монстр — он не заслуживает пощады, так же, как не заслуживают пощады все те, кто этого монстра вскормил.

Но убить жизнь, которая только началась — нет, Флёра не станет этого делать несмотря ни на что, иначе наступит настоящий апокалипсис...

Библейский сюжет в фильме не связан с какой-то конкретной религией. Да, фильм имеет отсылки, но эта история вообще не про религию. Апокалипсис — это универсальная истина о конце света, которая творится чьими-то руками...

Главное, что мы должны вынести, — «Помни войну»

-56

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!

Больше контента о кино на канале и в группе VK