Найти в Дзене
Mobile-review.com

Рынок электроники в Гонконге. Страна тотального iPhone

Самый густонаселенный район мира и рынок электроники; почему в Гонконге люди другие и не любят китайские смартфоны; что покупают в городе-государстве.

Привет.

Вы можете часами бродить по магазинам, продающим электронику, в Гонконге, но всегда будете натыкаться на два бренда — Apple и Samsung, их смартфоны будут стоять на лучших местах. Объяснение этому найти несложно, в Гонконге число почитателей каждой из марок примерно одинаково с небольшим перевесом в пользу Apple. Потребление дорогих смартфонов — это всегда вопрос оценки их стоимости, насколько такой продукт доступен для жителя той или иной страны. В Гонконге минимальная оплата труда составляет 40 долларов в час (гонконгских, а не американских, курс чуть выше 10 рублей за HKD). Если посмотреть медиану, то житель города-государства получает около 20000 HKD ежемесячно. Не устану повторять, что необходимо смотреть и на траты людей, чтобы понимать, как съедаются их, на первый взгляд, высокие доходы. Например, в Гонконге жилье стоит баснословно дорого, вне зависимости от вашего уровня доходов вы просто меняете место и количество метров, которые вам доступны. Если смотреть на данные продаж телевизоров с большими экранами, то вы поразитесь, насколько они отличаются для Гонконга и стран, в которых население имеет сходный уровень дохода. Например, в Лос-Анджелесе продажи телевизоров с большими диагоналями выше в пару десятков раз. Объяснение следует искать не в отсутствии интереса к телевизорам как таковым, а в невозможности их поставить в небольших квартирах, там для них просто нет места, а в ход идет каждый кусочек пространства. Квартирный вопрос стоит как никогда остро, и это всегда дорого, исключений тут нет вне зависимости от вашего уровня доходов. Наличие апартаментов в 70 квадратных метров и выше — уже признак того, что вы относитесь к небольшой прослойке тех, кто поймал удачу за хвост. Население Гонконга — всего 7.7 миллиона человек, ничто по сравнению с китайскими городами на материке. Для сравнения, в Шанхае живет почти 25 миллионов, почувствуйте разницу.

Гонконг — часть Китая, тут нет отрицания единства страны, как на Тайване, но жители города всемерно подчеркивают, что они другие, словно они — лучшая версия тех, кто живет на материке. Когда-то в начале нулевых разница действительно существовала, молодежь из Гонконга разительно отличалась одеждой, вкусами в музыке, тем, куда она ходит и что делает. Сегодня грань если не стерлась целиком, то ее почти нет. На улицах толпы китайских туристов, много молодых ребят, и зачастую они выглядят очень стильно, обладают вкусом. Буквально на каждом уголке в центре происходят импровизированные фотосессии, девушки и парни делают десятки фотографий.

Лет десять назад китайских туристов можно было точно опознать по их телефонам, у многих отсутствовали те же iPhone, они были слишком дорогими, а вот местные ими пользовались вовсю. Сегодня доля iPhone в Гонконге упала ниже пятидесяти процентов, стремится к сорока. Второе место занимают флагманы от Samsung, а вот продажи А-серии достаточно вялые. Противостояние Samsung и Apple даже выливается в названия Wi-Fi-сетей, которые можно увидеть в городе, незнакомец задается вопросом, что лучше. Точный перевод тут сложен, но он и не нужен, так как мелькают оба бренда.

-4

Но знаете, что поразительно? Несмотря на наличие на полках разных китайских брендов, они почти не пользуются спросом, на двоих Apple и Samsung занимают около 78% рынка в штучном выражении.

Вопрос упирается в формирование моды, в то, что в Гонконге китайское считается если не второсортным, то точно не модным. Примерно как в России с недоверием относятся ко всем отечественным товарам, если речь не идет про продукты питания, с ними все иначе.

В Китае ровно обратная ситуация, там отечественный товар считается самым-самым, и его покупают с большим удовольствием, плюс операторы делают ставку на их продвижение. Та же Huawei в Гонконге заметна рекламой в аэропорту, но в городе ее нет.

В магазинах присутствуют флагманы компании, но недавно вышедшей раскладушки Pura X нет. Когда я спросил продавца, где эта модель, он ответил просто — ищите ее в Китае. Сам ответ хорошо демонстрирует разницу в восприятии мира: есть Китай и есть Гонконг, для местных это разные страны и состояния души.

Во всех уголках мира исчезли очереди, связанные с выходом новых моделей iPhone, в Гонконге они сократились, нет былого размаха, но люди все равно приходят за новинкой в первый день продаж. И они покупают устройства в Apple Store, а вовсе не у авторизованных дилеров, коих тут тоже хватает. Бизнесу последних не позавидуешь, магазины стоят пустые, покупателей в них нет.

-7

А в том же Apple Store IFC идет постоянный поток, хотя людей и не так много, как в предыдущие годы.

Получается, что в Гонконге нет места для альтернативных марок, другие производители смартфонов не могут найти свое место под солнцем? Не совсем так, ведь в городе, помимо местных жителей, есть туристы, в 2024 году город посетило 44.5 миллиона человек. И они также являются покупателями, им предлагаются смартфоны из Китая. Зачастую покупать их отправляются на Монг Кок, в этом районе стоят высотки, каждая из них занята теми или иными товарами. В одной продают текстиль, в другой — компьютеры, в третьей — смартфоны и мелкую электронику.

Когда выныриваешь на станции Монг Кок, сразу оказываешься в толпе людей среди обшарпанных зданий. На квадратный километр тут приходится 130 тысяч человек, район считается самым густонаселенным в мире и попал в книгу рекордов. В фильмах про Гонконг здесь происходят разборки триад, делаются темные делишки, но при свете дня ничего этого вы не увидите.

Маленькие потолки, множество мелких каморок, в каждой продают свои товары. Понятно, что везде есть iPhone, меньше других марок.

Но можно найти и экзотику, например, все модели Google Pixel, смартфоны Nokia, которые уже исчезли с рынка.

В каких-то каморках ремонтируют устройства, где-то их разбирают.

Рынок представляет собой уменьшенную копию тех зданий, что мы видим в Китае, там больше размах, так как совсем другой поток людей. Несмотря на загруженность Монг Кока, тут не хватит покупателей на большее число торговцев.

Mobile-review.com «Электрическая улица» в Шэнчьжэне, рынок электроники, ставший жизнью

Как и чем живет «электрическая улица» в Шэнчьжэне, кто является ее героями, за чем сюда приходят покупатели и что они получают в итоге – жизнь китайского продавца

Некоторые из торгующих проводят жизнь за прилавком, на нескольких квадратных метрах, и поэтому обустроены такие места иначе, чем обычные палатки на рынке. У кого-то стоит небольшой алтарь и тлеют ароматические свечи, кто-то балует свою собаку, знакомит с покупателями.

Если вы не были на таких рынках, то заскочить на Монг Кок и посмотреть на рынок стоит, во всех остальных случаях вы просто потратите время и ничего нового не узнаете. Любопытно, что на таких рынках продают вейпы, но делают это из-под полы. В Гонконге действует запрет на продажу электронных сигарет и вейпов, в будущем году вступит в силу запрет и на их частное использование. Так что на рынках пока торгуют ими, но все зависит от того, насколько вы понравитесь продавцу, могут и не продать, тут тоже осторожничают во всем.

Эльдар Муртазин для сайта mobile-review.com и канала Дзен Mobile-review.com

Mobile-review.com «Электрическая улица» в Шэнчьжэне, рынок электроники, ставший жизнью

Как и чем живет «электрическая улица» в Шэнчьжэне, кто является ее героями, за чем сюда приходят покупатели и что они получают в итоге – жизнь китайского продавца


Mobile-review.com Как устроены розничные сети и магазины электроники в Китае

Чем Китай отличается от других стран мира в области торговли электроникой – магазины, развалы, торговые центры и розничные сети. Путешествие в другую реальность