Как часто нам приходится слышать о том, что режиссёр монтажа «спасает» фильм? Пожалуй, чуть чаще, чем хотелось бы. Гораздо реже мастеру склеек попадается в руки материал, подобный каррарскому мрамору, из которого Микеланджело потом сотворит свою «Ватиканскую Пьету». Конечно, чтобы создать что-то гениальное, недостаточно поехать в Каррару и выбрать самый лучший блок мрамора. Нужно ещё обладать талантом и трудолюбием. И тогда - обязательно получишь удовольствие от процесса! Именно в таком виде сошлись все звёзды для режиссёра монтажа Виталия Виноградова (АРМ). С начала этого года у него аж пять премьер, четыре из них - весной. На фоне такого «урожайного» периода мы решили побеседовать о проекте, от работы над которым у Виталия особые ощущения.
Сериал «Злые люди» режиссёра Кима Дружинина только-только «отпремьерился», с 27 марта по две серии в неделю выходили сразу на нескольких платформах.
Виталик, ты чем-то огорчён?
Я посмотрел первую серию и расстроился. Увидел, что эффекты для передачи определенного состояния актёра совершенно другие! Они сделаны на компьютерной графике, а у меня они были сделаны иначе в монтажной программе. В ускорениях есть неточности, съедаются фазы на драках, на проходах актёров. Поговорил с продюсером постпродакшен, и он мне сказал, что большая часть наших коллег (режиссёров монтажа) отстраняется от ведения работы после сдачи монтажа, поэтому он меня скромно не беспокоил.
А сейчас, на текущем проекте Игоря (14 мая выходит сериал «Тюремный дневник», режиссёр Игорь Копылов) я стараюсь по-другому выстраивать взаимоотношения с постом, конечно же, без грубого давления, но с убеждением того, что надо сделать точно так, как у меня в монтаже. Люди четвёртый месяц бьются и присылают мне материал, чтобы я сравнил и проверил.
Конечно, в «Злых людях» это всё не очень существенно при замечательном актёрском составе, превосходной игре всех - первого, второго, третьего плана. Здесь надо было лишь подыгрывать эффектами. Я получал удовольствие от всего материала, от каждого дубля! И я познакомился с группой, мне очень понравился коллектив. Такое ощущение, что Киму (Ким Дружинин, режиссёр-постановщик сериала «Злые люди») в первый раз дали его группу, дали его оператора.
Как я рада, что ты кайфуешь от процесса работы! Я тоже только спустя годы стала получать удовольствие от материала, работая с режиссёрами, нашедшими свою группу.
Ты сейчас говоришь - и у меня, честно скажу, мурашки! Вспоминаю моменты прошлого года… Я был на шапке у группы, посмотрел, насколько они за четыре месяца работы сдружились, стали большой семьёй. Когда такое единение в группе происходит, то получается что-то действительно стоящее. Так же было и у Игоря на «Ленинграде…», на «Крыльях…» (т/с «Ленинград 46», т/с «Крылья империи», режиссёр-постановщик Игорь Копылов). Когда всё классно, когда люди «болеют», когда глаза горят, когда все знают своё место, есть чёткость, организованность. Это ценно.
С Кимом Дружининым у вас довольно солидный совместный киноопыт. Расскажи, как обычно строится ваша работа? Может быть, есть какие-то особенности в вашем совместном творчестве?
Здесь, я думаю, можно вспомнить первую нашу с ним работу «Последний день», интересная «ментовская» история на 4 серии. Тогда я впервые попробовал, как говорил Дмитрий Месхиев, «похулиганить». Предложил определенную референсную музыку, джамп-каты и некоторые приемы в состояниях героя, которые повторил и в «Злых людях», но по-другому их стилизовав. Когда Ким и оператор это увидели, то сказали: тогда мы вот так и будем снимать для тебя, под твой монтаж! Иногда от режиссёров ты слышишь такую фразу: «Я для тебя там снял…»
О, это всегда очень приятно слышать!
Да. Думаю, он обратил внимание, как я болею за проект. Затем Ким позвал меня монтировать «28 панфиловцев». А «Злые люди» - это уже наш седьмой совместный проект.
Если говорить подробнее о нашем взаимодействии, то оно достаточно простое. Ким лёгкий на подъём, живой и общительный, быстро принимает решения. Иногда я «чащу» с монтажом, а он разряжает. Но в случае с проектом «Злые люди» было иначе. Поначалу я дорожил каждой паузой, каждым актёрским вздохом, но потом понимаю, что так мы не попадаем в хронометраж, и стал делать уплотнения. Казалось, что я начинаю «наступать на пятки» актёрам. Думаю: сейчас Ким придёт и скажет разряжать всё. «Нет-нет, - говорит, - так и оставляй, мне нравится!»
Грубо говоря, вы с Кимом на одной волне, драться не приходится.
Не приходится. Когда я получил сценарий, я наслаждался чтением. Было всё понятно. Я видел последовательность действий в рассказе эпизодов а-ля «Шерлок Холмс»: он раскрывает дело, потом они с Ватсоном сидят, и Холмс рассказывает ему какие-то детальки, о которых мы не знали. И здесь была трудность и кайфовость ситуации: вкрапить этот разговор сидения в креслах внутрь истории, чтобы зритель после окончания действия не выслушивал объяснения, почему случилось так-то и так-то. Мы с Кимом это заранее не обсуждали, я сделал так экспериментально. А когда он увидел, то сначала немножко напрягся. Его смутил один полиэкран, я полиэкран убрал. Он сказал: окей. Больше всего таких интересных монтажных решений в четвёртой серии, поэтому она моя самая любимая. Например, где двое сидят, идёт их разговор, но они в живую в кадре не говорят.
Мне тоже очень понравилась четвёртая серия! Всё сделано филигранно!
Катя, это сценарий так хорошо сделан, это чувствуется. Интересная история сама по себе, и в ней существуют прекрасные актёры.
В фильме использованы… будем называть их «современными» - приёмы монтажа: ускорения, замедления, пробросы под соответствующий звуковой саунддизайн… Не являются ли они приёмами ради приёмов, чтобы быть «в тренде» и идти «в ногу со временем»? Хотя после твоего рассказа о технических огрехах я понимаю, почему я, возможно, обо что-то «спотыкалась», и поэтому меня посетила эта мысль о тренде. Поправь, если я ошибаюсь.
Я поставил первое ускорение в первой серии, когда Лыков заходит в спортивный зал. Материал был снят в рапиде, с двух камер. И мне показалось уместным попробовать сделать пару ускорений. Изначально, у нас было по 2-3 ускорения на серию, может быть, меньше. Когда заказчик посмотрел, ему так понравилось, что он схватился за эту идею, чтобы побольше было этих приёмов. У меня порой было ощущение, что где-то это лишнее, но надо сделать. Поэтому на какие-то мелкие компромиссные шажки пришлось пойти. И плюс все те моменты, связанные с неправильным конформом… бьют по репутации, к сожалению…
Я правильно понимаю, что если бы не влияние продюсеров, то этих приёмов в монтаже было бы меньше?
Гораздо меньше! Ким очень осторожен был с эффектами, я их дотачивал, чтобы они не мешали, не раздражали. Ким минималистичен в этих вещах, и вообще, он чётко знает, что ему надо.
Поговорим о музыке...
Да, у меня какая-то дикая работа с музыкой была. Долго не мог попасть в то, что Киму хотелось. Референс подбирался классический, типа Александра Деспла. А Ким говорит: нет, давай что-то похулиганистей. В итоге я посчитал, что у меня применялось на 8 серий 250 треков.
О-о-о! Ничего себе!
Отслушана и отсортирована музыка из 150 фильмов. Свою библиотеку я помню наизусть, она постоянно дополняется. Музыку классифицирую или по году, или по композитору. Монтируя в Adobe Premiere, выработал для себя удобную технологию: выкладываю на тайм-линию весь саундтрек, помечаю мрачные треки мрачными цветами, активное - яркими и т. д.. Мне так быстрее всё искать. Так я собрал саундтрек из десятка композиторов точно. Пробовал их ставить в монтаж, то одни, то другие. Смотрел, как Ким на это реагирует. Это достаточно долгая история была. Я ему сказал: ну, если тебе не заходит, давай у Оттера попросим (Райан Оттер - композитор т/с «Злые люди»). А Райан наоборот хотел, чтобы мы дали ему референс.
Когда было практически всё расставлено на 8 серий, вдруг мне попадается старая ссылка от Райана - «Меч короля Артура» Дэниэла Пембертона, моего любимого композитора. Я слушаю эту музыку - она влитая, надо буквально всё брать! Думаю: что ж я промахнулся с ней? И перераспределил всю музыку заново.
А вот пример того, как ты можешь повлиять на выбор композитора. На «Ленинграде 46» я ставил в референсы музыку Дарина Сысоева из «Апостола». Использовал все 12 треков. Продюсерам очень понравилось, и они утвердили его кандидатуру. И Дарином было написано около 60 треков для «Ленинграда…»
Но при этом мне известно, что в композиторской среде есть зуб на нас, на режиссёров монтажа. Порой мы начинаем влезать в постпродакшен, мол, здесь надо поддержать музыкальным акцентом, а вот тут доля на склейку должна попасть… Конечно, им это не нравится…
Может быть, этим композиторам просто не везло на режиссёров монтажа, с которыми они бы вкусово находили общий язык. Мы с Серёжей Кашириным шестой год сотрудничаем и уже не представляем, как можно работать не взаимодействуя. Постоянно что-то обсуждаем, можем друг другу посоветовать послушать какие-то новые саундтреки к фильмам и сериалам, да и просто делимся мыслями по поводу проекта.
Да, это классно. Такой же тесный опыт работы у нас был на «Ленинграде 46» с Дарином. Он у меня в монтажке раскладывал музыку, а не у звукорежиссёра. Мы даже что-то подмонтировали. За две недели расставили музыку на 16 серий. Дальше он пошёл на студию сводить проект.
И с Максимом Кошеваровым на «Нашем счастливом завтра» - я просидел у него в студии, наверное, тоже недели две. Причём в проекте были разные эпохи: 60-е, 70-е, 90-е. Начиналось с джазовых аранжировок, потом плавно перетекало на гитарные… Было интересно.
На «Злых людях» с Райаном было немного по-другому, но тоже любопытно. У меня была интересная находка. Фильм «На западном фронте без перемен» (режиссёр-постановщик Эдвард Бергер, 2022), к нему писал музыку композитор Фолькер Бертельман. У него были какие-то неожиданные музыкальные рифы, и я их применял на саспенсах. Например, когда труп висит в первой серии. А потом я услышал, что Райан поставил такую же штуку. Она по-другому сделана, иначе обработана, но Райан прислушался к референсам, именно в том ключе, в котором у меня было это задумано. Он сделал это по-своему, но со стопроцентным попаданием.
Райан, безусловно, мастер!
Абсолютно согласен!
Судя по твоим эмоциям, сериал «Злые люди» в противовес своему названию оставил у тебя лишь добрые и приятные впечатления о работе.
Для меня этот проект принёс много положительных эмоций! Ведь для чего же ты ещё в принципе существуешь в этой работе, вообще в жизни? Чтобы, всё было в удовольствие. Хочется пожелать коллегам, чтобы, если у них этого ещё не было, то случилось, а если было, то повторилось! Такие ощущения двигают тебя сделать больше и лучше.
В свою очередь я тебе тоже желаю, чтобы у тебя это был далеко не последний такой эмоциональный подъём. Вот ты поймал волну и - вперёд, с одной волны на другую!
Как виндсёрфинг!
Вышедшие и грядущие премьеры Виталия Виноградова (АРМ) в 2025 году:
3 февраля - «Первый отдел», 4 сезон, режиссёр Максим Бриус
27 марта - «Злые люди», режиссёр Ким Дружинин
7 апреля - «Крестоносцы», режиссёр Александр Колесник
8 мая - «Группа крови», режиссёр Максим Бриус
14 мая - «Тюремный дневник», режиссёр Игорь Копылов
Беседовала Екатерина Бересневич (АРМ)