Найти в Дзене

«Битва в пути» 1961 г. с Михаилом Ульяновым. Как стать вождём заводского пролетариата

Вводная статья: Обзорная статья: «Я сумел одно – полюбить завод…» (Дмитрий Бахирев, герой фильма) Время действия – конец 1950-х. Место действия – крупный тракторный завод (например, Челябинский, хотя мог быть и Владимирский, Липецкий, Сталинградский). Действующие лица: новоназначенный главный инженер завода Дмитрий Бахирев в исполнении Михаила Ульянова, директор завода Семён Вальган (Михаил Названов), технолог Тина Карамыш (Наталья Фатеева), секретарь парткома Николай Чубасов (Феликс Яворский), юная работница Даша (Людмила Крылова) и др. Автор сценария и лежащего в его основе одноимённого романа – Галина Николаева. Режиссёр – Владимир Басов. Главные идеи: 1) в первом приближении и на глазах: на пути к коммунизму приходится сражаться, вступать в настоящие битвы и побеждать в них – битвы с равнодушием и формализмом, которые ведут к показухе, очковтирательству и массовому браку; 2) во втором приближении и в сердце: коммунизм – это любовь, настоящим коммунистом может быть только тот, кто

Из цикла "Производственная драма в кино как драма истории СССР"

Вводная статья:

Обзорная статья:

«Я сумел одно – полюбить завод…» (Дмитрий Бахирев, герой фильма)

Время действия – конец 1950-х. Место действия – крупный тракторный завод (например, Челябинский, хотя мог быть и Владимирский, Липецкий, Сталинградский). Действующие лица: новоназначенный главный инженер завода Дмитрий Бахирев в исполнении Михаила Ульянова, директор завода Семён Вальган (Михаил Названов), технолог Тина Карамыш (Наталья Фатеева), секретарь парткома Николай Чубасов (Феликс Яворский), юная работница Даша (Людмила Крылова) и др. Автор сценария и лежащего в его основе одноимённого романа – Галина Николаева. Режиссёр – Владимир Басов. Главные идеи: 1) в первом приближении и на глазах: на пути к коммунизму приходится сражаться, вступать в настоящие битвы и побеждать в них – битвы с равнодушием и формализмом, которые ведут к показухе, очковтирательству и массовому браку; 2) во втором приближении и в сердце: коммунизм – это любовь, настоящим коммунистом может быть только тот, кто умеет по-настоящему любить – общее дело, людей и женщину.

Трудное счастье поздней любви
Трудное счастье поздней любви

Нет, это не пьеса, хотя роман Николаевой неоднократно ставился на сценах советских театров. Вводные данные приведены для того, чтобы избежать длинных описаний, сразу расставить точки над i и поскорее приняться за главное – то, которое уже обозначено ключевыми словами «путь», «битва» и «любовь». И роман в переработанной редакции, и фильм были созданы на пике хрущёвской оттепели, вдохновлены этим временем и ярко выражают его дух – дух сильной веры, наивной, но искренней и безоглядной. Веры в то, что мы находимся в конце пути, открытого наукой и показанного Марксом, – на пороге светлой коммунистической эры. Веры в то, что человеческие пороки – лень, пассивность, равнодушие, халтура, сокрытие правды и т. п. – это пережитки старого времени, отживающие явления. Веры в близость победы, на пути к которой предстоит ещё не одна битва, но каждая из них приближает нас к светлому будущему. Любая истинная вера заслуживает уважения, и коммунистическая вера – не исключение.

Но любая вера требует жертв. Не будем здесь касаться того, какие жертвы советский народ принёс на алтарь светлого будущего, а посмотрим, что требуется от конкретного человека – коммуниста, верящего в партию, учение Маркса и свою страну. Такого, как Дмитрий Бахирев, который ещё недавно был начальником цеха на одном из сибирских заводов, звёзд с неба не хватал и внезапно был приглашён на должность главного инженера крупного тракторного завода. Дело это для него новое, производство большое, ответственность великая, и поначалу он пугается. Говорит пригласившему его директору, что не справится и просит отпустить. Но директор непрост, он держит себя как генерал индустрии и не привык отказываться от своих планов. Ему нужно, чтобы Бахирев, привыкший быть рабочей лошадкой, тянул на себе всю техническую часть, тогда как представительскую Вальган оставлял себе. Он уламывает своего назначенца, и тому ничего не остаётся, кроме как начать кропотливо и досконально изучать дело, знакомиться с людьми, вникать в систему отношений и связывать концы с началами.

Первый страх большой ответственности
Первый страх большой ответственности

Страх остался. Больше того, когда Бахирев убедился, что производство устроено неправильно, что в технологической цепочке есть множество провалов и недоработок, которые ведут к постоянному браку и с которыми по отдельности не справиться, страх только усилился. А ведь мы любим свои страхи, воспринимаем их как часть себя, как такие же чувства, что и все остальные, и по доброй воле от них не отказываемся. Положение усугублялось тем, что Бахирев имел характер тяжёлый и неуживчивый, трудно сходился с людьми, и люди поначалу не доверяли ему. Но у него были ещё два чувства, находившиеся в союзе друг с другом: любовь и ответственность. Любовь к своему делу (неотделимому от дела общего) и ответственность перед людьми. Перед лицом такого актива своим страхом, так же как и естественным для всякого человека желанием жить с минимальными затратами, просто плыть по течению, можно и нужно было пожертвовать. И Дмитрий Бахирев принёс эту жертву без колебаний.

Было трудно и был большой риск – лишиться вообще всего, остаться не у дел покинутым всеми неудачником. Но жертва, будучи принесена, не оставляет пути назад. Решимость не отступать от своего, идти до конца по выбранному пути и упорное движение к своей цели рано или поздно приносят плоды – прежде всего от других людей. Цельного человека, неуклонно стремящегося к своей цели, вдруг начинают поддерживать те, кто поначалу не симпатизировал ему, и даже откровенные недруги смягчаются или отходят в сторону. У человека появляется подлинный авторитет – такой, что не исчезает и тогда, когда он потерпит формальное фиаско. И ещё приходит любовь. Поздняя, но зато зрелая и взаимная и тем более драгоценная. И чувство это служит не только наградой, но самым верным гарантом, что человек на верном пути и что он стал настоящим лидером в общем деле – не формально назначенным и кем-то сверху поддерживаемым, а признанным простыми людьми, которые поверили в него и доверили ему свои силы и судьбы.

Целеустремлённость и упорство
Целеустремлённость и упорство

В чём же главное противоречие, лежащее в основе этой первой, в сущности, советской производственной драмы? Без сомнения, оно шире личного конфликта Бахирева и Вальгана или спора заводских новаторов и консерваторов. Это противоречие возникло в глубине общества и если не разделило, то провело некую черту между людьми с различным восприятием общего дела: с одной стороны, содержательным и глубоко личностным, не отделяющим общее от своего, а с другой стороны, формально-поверхностным, принимающим разговоры об общем скорее как правила игры и внешние обстоятельства, чем как руководство к действию. Лет десять спустя эта черта превратится в трещину, а через четверть века станет явью настоящий раскол общества, вылившийся в снос самого строя. Скорее всего, возникновение и обострение этого противоречия общего и личного было неизбежным, и беда советского общества заключалась в том, что на него вовремя не обратили внимание, не поставили как требующую разрешения проблему.

Но уже в самом начале это противоречие возникло и в «руководящей и направляющей силе» советского народа – партии. В «Битве в пути» одни партийные деятели, из молодых – как заводской парторг Чубасов и секретарь райкома Гринин, – поддерживали Бахирева, искренне сочувствовали ему и были заинтересованы в его начинаниях. Другие же, годами постарше и рангом повыше – как секретарь обкома Бликин и партийный куратор Дронов – негативно отнеслись к затеянной Бахиревым перестройке завода, поскольку она слишком явно срывала выполнение плана и другие благоприятные показатели, воспринимавшиеся уже тогда многими руководителями как главное в работе. В кино это непростое противоречие имеет благоприятный исход: в ЦК КПСС, куда докатился конфликт главных героев, преобладали здоровые силы, которые и разрешили спор в пользу Бахирева. И, вероятно, нередко так было и в жизни: в конце 1950-х – начале 60-х. Но с середины 60-х начался обратный процесс: повели своё наступление бесы индивидуализма, эгоизма и ограниченности сознания.

Проигравших не судят
Проигравших не судят

К сожалению, проблема, как уже было сказано, не была поставлена в должном виде и поэтому не могла быть разрешена. Но она была показана – и в литературе, и в кино. Заслуга фильма Владимира Басова – именно в первой обрисовке проблемы средствами кинематографа. При этом картина сделана талантливо: и режиссёрская, и операторская, и актёрская работа достойны любых похвал, и кинодействие воодушевляет зрителя, так же как книга Галины Николаевой – читателя. Главное достоинство произведения, на мой взгляд, в том, что герои его – живые, вызывающие настоящий интерес и сопереживание, гордость за их удачи и сочувствие в неудачах. Сочувствуешь даже Семёну Вальгану, когда он после своего сокрушительного поражения, уже снятый с должности, приходит к Бахиреву выпить и поговорить в последний раз. Ну, а победа героя Ульянова – непреклонного борца и настоящего коммуниста, вызывает чувство истинного и глубокого удовлетворения. Вот только остаётся вопрос: почему такие цельные личности, преданные общему делу, не одержали в конце концов верх, а пасовали перед другими, преданными исключительно личным интересам?

Вот другие разборы фильмов данного жанра:

Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…