Найти в Дзене

Новосибирскому оперному – 80: как символ города потерял половину площади, но все равно стал самым большим театром в стране

Новосибирский театр оперы и балета (сейчас НОВАТ) строился 14 лет. 12 мая 1945 года в нем состоялось первое представление – опера "Иван Сусанин". Не буду в этой статье пересказывать всю непростую историю его строительства, расскажу о первоначальном проекте, из которого он вырос, и с которым сейчас довольно трудно найти общие черты. Но оценить размах и фантазию первых проектировщиков стоит! В конце 20-х годов в бурно растущем Новосибирске – центре ЗапСибкрая – назрела необходимость в Большом театре. Старое здание СибГосОперы совершенно не удовлетворяло возросший спрос публики, да и не соответствовало статусу культурной столицы Сибири. Строить решили в самом центре города, на Базарной площади (нынешней пл. Ленина). И если сначала речь шла только о здании для оперного и драмтеатра, то потом наверху было решено размахнуться шире. Так возникла идея масштабного Дома науки и культуры (ДНиК). Разработку проекта предложили известному московскому архитектору Александру Гринбергу, который взял в
Оглавление

Новосибирский театр оперы и балета (сейчас НОВАТ) строился 14 лет. 12 мая 1945 года в нем состоялось первое представление – опера "Иван Сусанин". Не буду в этой статье пересказывать всю непростую историю его строительства, расскажу о первоначальном проекте, из которого он вырос, и с которым сейчас довольно трудно найти общие черты. Но оценить размах и фантазию первых проектировщиков стоит!

Больше Большого театра

-2

В конце 20-х годов в бурно растущем Новосибирске – центре ЗапСибкрая – назрела необходимость в Большом театре. Старое здание СибГосОперы совершенно не удовлетворяло возросший спрос публики, да и не соответствовало статусу культурной столицы Сибири. Строить решили в самом центре города, на Базарной площади (нынешней пл. Ленина). И если сначала речь шла только о здании для оперного и драмтеатра, то потом наверху было решено размахнуться шире.

Так возникла идея масштабного Дома науки и культуры (ДНиК). Разработку проекта предложили известному московскому архитектору Александру Гринбергу, который взял в соавторы архитектора Траугота Бардта и главного художника Большого театра Михаила Курилко. Трио авторов в 1931 году представило фантастический по размаху и техническим ноу-хау проект, реализованный в популярном тогда стиле конструктивизма. В начале 30-х годов здания и жилые дома в этом стиле активно строились и сдавались в Новосибирске: Дом Политкаторжан, Дома-коммуны на Челюскинцев, Здание химического техникума, ЖК «Динамо» и многие другие.

Проект Гринберга
Проект Гринберга

Считаем, что там планировалось разместить

Проект представлял собой 6 зданий, соединенных переходами. В комплекс, рассчитанный на 3000 человек, планировалось вместить:

  • театр на 2100 человек;
  • научно-исследовательский институт с лабораториями;
  • краевой музей производительных сил Сибири;
  • центральную библиотеку;
  • картинную галерею;
  • радиостудию;
  • ресторан.

Толпы демонстрантов идут через сцену, а цирковая арена превращается в бассейн

Представляете себе такую многофункциональную махину? Сам театр тоже должен быть новаторским – «синтетическим театром панорамно-планетарного типа». Архитектром Бардтом была запатентована специальная система сценографии и форм сценических действий ТЕОМАСС. Одна только сцена, как писали газеты того времени, по размеру сможет перекрыть площадь Моссовета или вместить все здание Большого театра вместе с пристройками.

Масштаб впечатляет!
Масштаб впечатляет!

В инженерных вещах я не очень хорошо разбираюсь, поэтому попробую объяснить простыми словами.

Это был некий театр-трансформер – партер мог трансформироваться в цирковую арену, а арена – в бассейн для водных пантомим. Кроме этого, сцена была проходной – планировался заход с улицы Серебренниковской колонн с демонстрантами и их выход с другой стороны зрительного зала.

Под амфитеатром задумывался круговой тоннель, через который на передвижных панелях-фурках могли въехать на сцену по ходу спектакля с улицы автомобиль или трактор. На светоотражающую поверхность купола предполагалось проецировать кинофильмы (сейчас такие купольные фильмы показывают в планетарии, но для того времени это был просто прорыв). Большая люстра, кстати, в зрительном зале не предполагалась. Мне кажется, даже сейчас осуществить все это было бы непросто. Но 90 лет назад в Новосибирске взялись!

Срыв стройки и облагораживание «детища конструктивизма»

1933 год
1933 год
22 мая 1931 года в «Советской Сибири» вышла статья «Закладываем первый цех Дома науки и культуры". Там же упоминалось, что первая очередь должна быть сдана уже в 1932 году.

Однако стройка двигалась медленно, хотя ближе к концу 1933 года основные объемы и конструкции здания, включая сценическую коробку, были закончены. И вот тут строительство застопорилось окончательно. Стиль конструктивизма в СССР был признан устаревшим, схематичным, чуждым, не отражающим победы социализма – наступала эра сталинского неоклассицизма. Гринбергу предложили доработать проект, но он отказался это делать, отстаивая свое «неудачное детище конструктивизма» (так проект охарактеризовал знаменитый архитектор Новосибирска – Андрей Крячков).

Утвержденный проект Гордеева
Утвержденный проект Гордеева

В итоге после череды новых конкурсов в 1936 году был утвержден внеконкурсный проект реконструкции авторства архитектора Бориса Гордеева – тот самый Оперный, который мы видим сегодня. Здание было изменено не только внешне. От масштабного проекта Дома науки и культуры остался только Оперный театр, от механизации сцены тоже было решено отказаться.

Так театр выглядит с непарадной стороны
Так театр выглядит с непарадной стороны

Однако, даже несмотря на это, Новосибирский театр оперы и балета сегодня считается самым большим в России. И это тот символ города, который большинство новосибирцев без запинки назовут первым.

А как вы относитесь к Оперному? Нет сожаления, что первый амбициозный проект так и не был осуществлен?

Театры
6771 интересуется