Загадка:
Воспитатель интерната, но не в школе-интернате.
Дети после школы бегут домой, но не к родителям.
(Правильный ответ: школьный интернат).
Большинство жителей Спасска даже не предполагает, что такое структурное подразделение несколько десятилетий было рядом с нами и занималось созданием условий для учащихся, проживавших на квартирах. Начальные школы как в довоенное, так и в послевоенное время были почти во всех населенных пунктах, а в 7-летнюю (позже 8-летнюю) школу зачастую приходилось ходить в соседнюю деревню. На протяжении 1920-х — начала 1950-х годов в Советском Союзе существовали только пришкольные интернаты (или интернаты при школах) — это были общежития для детей, чьи дома находились слишком далеко от школ. О том, что такое общежитие существовало в школе №1 уже в 1936 году, мы узнаем из воспоминаний Фриды Владимировны Кривельской, дочери одного из бывших директоров этой школы В.И. Клаара. Когда её родители переехали в Спасск, на первое время их поселили в этом общежитии (Это здание находится напротив школы, в нем в свое время проходили уроки труда).
Но каковы были условия проживания в пришкольном интернате, мы теперь вряд ли узнаем. Известно только, что в целом по стране нормальных условий не было: питанием и постельными принадлежностями учащиеся не обеспечивались, все привозили из дома, в зимнее время мерзли от холода, за выполнением домашних заданий никто не следил и т.д. Во время войны интернат не работал, и в этом здании находилось мужское общежитие. В послевоенное время в целом по стране наблюдался мощный «отсев» учащихся из школ. «Согласно данным Министерства просвещения РСФСР в 1953/54 году окончили семилетнюю школу лишь 52,5% учащихся из числа принятых в пятые классы, а в 1954/55 учебном году – 53,3%. Тревогу партийных чиновников вызывал также рост детской преступности. В марте 1957 года на заседании ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по улучшению работы с детьми вне школы и предупреждению детской безнадзорности». С этого времени меняется подход к созданию школьных интернатов и школ-интернатов, с 1960 года в школах начинают работать группы продленного дня. В Спасске альтернативой школьному интернату стала частная, съемная квартира (точнее, комната или часть комнаты), родители платили за проживание. В иных случаях дети поселялись в домах близких или дальних родственников.
В 1958 году на базе Спасской средней школы №1, директором которой был Владимир Иванович (Вольдемар Янович) Клаар, открывается должность «воспитатель интерната».
Первыми воспитателями были Морохотова Валентина Андреевна и Попкова Александра Степановна. Валентина Андреевна Морохотова родилась 7 марта 1933 года в городе Спасске.
В 1948 году она закончила 8 классов школы №2 и поступила в Спасское педагогическое училище. В 1952 году как молодой специалист, учитель начальных классов, она уезжает по распределению на Дальний восток. В те годы учителей не хватало, и в нашем педучилище были и союзные распределения. Валентина Андреевна проработала 5 лет в семилетней школе казачьей станицы Буссевской Кумарского района Амурской области, где проживали забайкальские казаки. Там же вышла замуж и родила сына Александра.
В 1957 году семья переехала в г.Спасск Рязанской области, и Валентина Андреевна устроилась на работу в школу №1, а с 30 августа 1958 года она назначена воспитателем школьного интерната. 26 лет она помогала сельским ученикам получать образование вдали от родного дома. Многие выпускники школы с теплом вспоминают своего наставника.
Валентина Андреевна работала в паре с Попковой Александрой Степановной. Круг их обязанностей был довольно широк. Выполнение Закона о всеобуче требовало учета всех детей и подростков школьного возраста в окрестных деревнях. Например, заречные деревни Фатьяновка, Шатрище, Никитино и др. находились далеко от средней школы в Кутуково, неудобно добираться. Спасские воспитатели ездили по этим деревням, встречались с родителями, объясняли, какие преимущества дает обучение в Спасской школе, какой контроль за детьми они осуществляют, чем помогают. От этого разговора зависело, какую школу в Спасске выберут родители. Многодетные семьи обычно выбирали интернат, потому что их дети содержались там бесплатно. Для маленьких семей интернат был дороговат. Тем более, что существовала паромная переправа, а также ходил катер, и школьникам «с горы» было проще каждый день ходить домой (что сейчас нам кажется далеко, раньше было не расстояние). По справке из школы учащиеся получали проездной билет на катер. Татьяна М. вспоминает, как однажды к ним домой пришла симпатичная приветливая женщина, долго разговаривала с ней и с родителями, в этот день Таня узнала, что в 5-й класс пойдет в лучшую школу города Спасска №1. Другие родители тоже сделали выбор в пользу первой школы, в то время как предыдущем году дети пошли учиться в школу №2. 1-го сентября та самая приветливая женщина (это была Валентина Андреевна Морохотова) встречала у пристани своих подопечных. После уроков она отвела школьников на обед в столовую, а после столовой проводила до катера. Так было и в последующие дни, месяцы, годы. Сначала детей кормили в здании так называемой «желтой чайной», что на углу площади Ленина. Обеды были бесплатными.
Позже для школьников оборудовали столовую на втором этаже дома напротив бывшего нарсуда.
А в конце 1970-х построили столовую в школе №1. Сельских детей стали кормить бесплатным завтраком. В период разлива детей размещали на квартиры. И здесь тоже вся ответственность ложилась на воспитателей. Во-первых, они подбирали квартирных хозяек. А это было не просто. В городе была довольно распространена аренда комнат, потому что в педучилище не было общежития. Многие хозяйки, чаще пенсионерки, сдавали комнаты студентам. Школьников далеко не каждый соглашался брать, потому что за детей больше ответственности. С другой стороны, и не всякая хозяйка соответствовала требованиям школьного интерната. Дело в том, что школа обеспечивала только обедом. А завтраки и ужины предполагались на квартире. Воспитатели подбирали таких хозяек, которые согласны были кормить детей и принимать посильное участие в воспитании своих постояльцев.
Одной из таких хозяек была уже в 1970-е годы бывшая заведующая Спасским РОНО Любовь Степановна Савостикова. Когда она вышла на пенсию, то согласилась взять к себе на квартиру несколько девочек. Татьяна Л. вспоминает, что за квартиру родители платили 5 рублей. Любовь Степановна жила экономно. Несмотря на то, что газовые плиты уже давно были установлены в большинстве домов, пожилое население продолжало пользоваться керосинками и керогазами, то ли из экономии, то ли побаивались новшеств. Любовь Степановна тоже готовила на керогазе, поэтому своих жильцов к нему не подпускала. Но она ответственно кормила школьниц завтраком и ужином. Это было очень важно, потому что Татьяна с 8-го класса жила на квартире постоянно, весь учебный год. Продукты родители привозили из деревни, хозяйка сама называла, сколько чего: мешок картошки… За распорядком дня следила строго, зимой в 9 часов все должны быть дома. У Татьяны Л. воспитателем тоже была Валентина Андреевна. «Очень добрая женщина, - говорит Татьяна, - часто приходила проверять наши жилищные условия».
А нашей первой Татьяне, из Фатьяновки, не всегда везло. Она проживала на квартире временно, в период половодья. Однажды ей попалась хозяйка, которая не готовила ни завтрак, ни ужин и спокойно наблюдала, как пятиклашки ели сухомятку (продукты, привезенные с собой). Татьяна вспоминает, что постоянно ходила голодная. Воспитатели тоже часто приходили на квартиру, но девочки стеснялись пожаловаться, да и прав своих они не понимали. Конечно, это не единичный случай, но рано или поздно все вскрывалось, и школа разрывала договор с такой квартирной хозяйкой.
Юрий И. тоже с 5-го класса учился в школе №1 и жил на квартире в комнате еще с одним мальчиком. Из разговоров своих родителей он помнит, что на школьников хозяйке выписывали дрова, видимо, определенное количество кубов. Он помнит также, что матрасы и подушки выдавала школа. Раз в две недели приходила воспитательница, собирала постельное белье и выдавала чистое.
Да, на балансе школьного интерната стояла стиральная машинка, которая находилась обычно на дому работника. Воспитатели интерната выполняли еще и функции кастелянш. Они вели строгий учет постельных принадлежностей, следили за их состоянием, в случае износа списывали, все в соответствии с правилами оформления документации. С учениками проводили беседы о бережном отношении к школьному имуществу и т.д.
И это только бытовая сторона. А была еще и воспитательная. С кого спрашивали, если ученик прогуливал или что-то натворил, или снижал свою успеваемость? Телефонов в те времена не было, до родителей не добраться, а воспитатель интерната рядом, ему и ответ держать. К кому обращался ученик в экстренном случае? Конечно, к воспитателю. Вот так и получалось, что рабочий день ненормированный, ответственности больше, чем у любого учителя, работа большей частью индивидуальная, а поэтому вроде как и незаметная. Но в педагогическом коллективе воспитателей интерната всегда ценили. Учителя-ветераны помнят их всегда в кругу своих подопечных. С уважением рассказывают о них и бывшие выпускники.
Попкова Александра Степановна и Морохотова Валентина Андреевна были первопроходцами. После них работали Хобочев Николай Павлович, Устинова Валентина Дмитриевна, Ивлева Любовь Георгиевна. Одной из последних воспитателей стала Федорина Мария Григорьевна. При ней школьный интернат закрыли, точная дата нам не известна.
В современной школе бесплатно завтракают все дети 1-11 классов. Обеды для детей-инвалидов или сирот, для детей из многодетных семей, а в последние годы и для детей участников СВО тоже бесплатные. Для остальных учащихся, которые занимаются в группе продленного дня, обеды платные, но стоимость их можно назвать скорее символической.
С 2010 года в средние школы района поступили автобусы. Учеников Фатьяновки и Шатрища везут в Исадскую школу, разбердеевские едут в Кирицы, школьников из Дубовичья и Половского встречает Троицкая средняя школа, два автобуса из Спасска собирают детей из близлежащих деревень на левом берегу Оки. И ученики наверняка думают, что так было всегда. И кто знает, как будет лет через 20? Может быть сельские школьники перейдут на дистанционное обучение, ведь автобус – это тоже не очень удобно…
Благодарим за помощь всех, кто поделился с нами своими воспоминаниями.
Если вы нашли неточности или хотите поделиться своей информацией о школьном интернате, пишите в комментариях. Мы будем рады дополнить статью новыми фактами и фотографиями.