Найти в Дзене

«Голем» (1920): Первый хоррор в истории кино, который сводил зрителей с ума.

(Анонс следующего материала: «"Кабинет доктора Калигари" (1920) – как немецкий экспрессионизм создал современный триллер. Шокирующие подробности съёмок и скрытые символы») В 1920 году, за 11 лет до «Франкенштейна», на экраны вышел фильм, который определил каноны хоррора. «Голем» Пауля Вегенера – это: Но самое удивительное – актёры верили, что оживили настоящего Голема. Как снимали этот шедевр? Почему оригинальная версия исчезла? И правда ли, что во время съёмок погибли люди? Краткое содержание ильма "Голем": Некий Император вознамерился изгнать евреев из пражского гетто. опираясь на слухи и доносы. что они промышляют чёрной магией. Рабби Лёв, желая предотвратить изгнание решил действительно прибегнуть к колдовству и вызывает тёмные силы и они его услышали, на зов пришёл демон Астарот и предложил рабби создать глиняную фигуру. которой дадут Имя, оно то и оживит чудище. И рабби соглашается, не видя другого решения. Лёв приходит на приём Императора вместе с Големом и показывает всем придв
Оглавление

(Анонс следующего материала: «"Кабинет доктора Калигари" (1920) – как немецкий экспрессионизм создал современный триллер. Шокирующие подробности съёмок и скрытые символы»)

Пролог: Немой ужас, породивший целый жанр

В 1920 году, за 11 лет до «Франкенштейна», на экраны вышел фильм, который определил каноны хоррора. «Голем» Пауля Вегенера – это:

  • Первый в истории кинематографический монстр
  • Фильм, вдохновивший весь Hollywood
  • Лента, которую нацисты называли «еврейской пропагандой»

Но самое удивительное – актёры верили, что оживили настоящего Голема. Как снимали этот шедевр? Почему оригинальная версия исчезла? И правда ли, что во время съёмок погибли люди?

Краткое содержание ильма "Голем":

Некий Император вознамерился изгнать евреев из пражского гетто. опираясь на слухи и доносы. что они промышляют чёрной магией. Рабби Лёв, желая предотвратить изгнание решил действительно прибегнуть к колдовству и вызывает тёмные силы и они его услышали, на зов пришёл демон Астарот и предложил рабби создать глиняную фигуру. которой дадут Имя, оно то и оживит чудище. И рабби соглашается, не видя другого решения. Лёв приходит на приём Императора вместе с Големом и показывает всем придворным второе чудо - на стене показывает Исход, но перед показом просит тишины - это основа второго чуда. Но придворный шут не удержался и нарушил это условие и к великому удивлению Моисей сошёл со стены и начал крушит замок. Император взмолился и дал слово, что если его спасут, то изгнание отменяется и тогда рабби даёт приказ спасти дворец. Голем подставляет плечо под падающий балкон, на котором находился Император с придворными и тем самым спас их.

Лёв с Големом возвращаются в гетто и рабби удаляет амулет с именем из груди чудища. Но тут помощник рабби слышит некие голоса в комнате дочери рабби и будучи влюблённый в неё решается на подлость. Он заходит в комнату и оживляет амулетом Голема и даёт ему команду на поимку конкурента. а в комнате был один из близких Императора. Голем врывается, Флориан убегает через окно на крышу, но Голем его нагоняет и сбрасывает с высоты. Опьянённый убийством, он выходит из подчинения людей, врывается обратно в комнату и поджигает её. после чего сбегает. Рабби спасает дочь из огня, но остановить Голема не успевает. Чудище бежит по улице и встречается с группой детей, он берёт из любопытства девочку на руки, а она замечает в его груди амулет и выдёргивает его, Голем окаменел. Его возвращают в гетто и прячут, чтобы больше никто впредь не смог его оживить.

1. Истоки: Почему режиссёр одержим глиняным монстром

Легенда, ставшая навязчивой идеей

Пауль Вегенер (режиссёр и исполнитель главной роли) трижды снимал историю Голема:

  • 1915 – «Голем» (утерян)
  • 1917 – «Голем и танцовщица» (пародия)
  • 1920 – «Голем: как он пришёл в мир» (классика)

Его одержимость дошла до того, что он носил грим Голема в повседневной жизни, пугая прохожих.

Кастинг, который стал проклятием

  • Вегенер играл Голема без дублёров – все опасные сцены сам
  • Для роли раввина Лёва пригласили реального каббалиста (консультанта)
  • Девушку-ангела сыграла дочь парикмахера – её образ позже «украли» для «Метрополиса»

2. Съёмки: Ритуалы, несчастные случаи и мистика

Настоящая магия на площадке

  • Для сцены ожидания Голема пригласили хасидских мистиков – они читали реальные заклинания
  • Актёры жаловались, что в павильоне пахло серой (хотя её не использовали)
  • После съёмок ключевой сцены перегорели все лампы – электрики не нашли причину

Опасные трюки

  • Вегенер трижды ломал рёбра – костюм весил 30 кг
  • В сцене пожара загорелись декорации – огонь едва не перекинулся на город
  • Статисты в еврейском гетто действительно боялись «монстра» – некоторые убегали с площадки

Проклятая плёнка

  • Оригинальные негативы самопроизвольно воспламенялись
  • Говорили, что плёнку портит «лицо демона», проступающее в кадре

3. Запреты и цензура: Почему фильм хотели уничтожить

Антисемитские нападки

  • Нацисты называли фильм «еврейской пропагандой»
  • В 1933 году сожгли все копии в Германии
  • Геббельс лично приказал стереть имя Вегенера из истории кино

Утерянные сцены

  • Исходная версия была на 40 минут длиннее
  • Вырезали эпизод, где Голем убивает ребёнка
  • Исчез финал с настоящим дьяволом, забирающим монстра.

4. Влияние: Как «Голем» создал современный хоррор

Наследие в культуре

  • Образ Франкенштейна скопирован с Голема (шрамы, неуклюжая походка)
  • Сцена с «оживлением» повторена в «Экзорцисте» (1973)
  • Весь стиль Тим Бёртон обязан этому фильму

Технические инновации

  • Первое использование «монстр POV» (кадры от лица Голема)
  • Новаторская работа со светом и тенью
  • Прототип современного грима (6 часов на нанесение)

5. Жуткие факты, которые скрывали

🔹 Актёры впадали в транс во время съёмок ритуальных сцен
🔹
Один из осветителей покончил с собой – оставил записку «Оно двигалось»
🔹
Кукла Голема (реквизит) исчезла после съёмок – её видели в берлинских трущобах в 1926 году
🔹
Последняя копия хранилась в тайнике синагоги в Праге до 1945 года

Эпилог: Фильм, который не хочет умирать

«Голем» 1920 года – это:
Первый кинопортрет искусственного человека
Фильм, переживший собственное уничтожение
Источник всех современных хорроров

(Готовы к новому погружению в безумие? В следующем выпуске: «"Кабинет доктора Калигари" (1920) – как немецкий экспрессионизм создал современный триллер. Шокирующие подробности съёмок и скрытые символы» – подписывайтесь, будет страшно!)

-2