(Анонс следующего материала: «"Кабинет доктора Калигари" (1920) – как немецкий экспрессионизм создал современный триллер. Шокирующие подробности съёмок и скрытые символы»)
Пролог: Немой ужас, породивший целый жанр
В 1920 году, за 11 лет до «Франкенштейна», на экраны вышел фильм, который определил каноны хоррора. «Голем» Пауля Вегенера – это:
- Первый в истории кинематографический монстр
- Фильм, вдохновивший весь Hollywood
- Лента, которую нацисты называли «еврейской пропагандой»
Но самое удивительное – актёры верили, что оживили настоящего Голема. Как снимали этот шедевр? Почему оригинальная версия исчезла? И правда ли, что во время съёмок погибли люди?
Краткое содержание ильма "Голем":
Некий Император вознамерился изгнать евреев из пражского гетто. опираясь на слухи и доносы. что они промышляют чёрной магией. Рабби Лёв, желая предотвратить изгнание решил действительно прибегнуть к колдовству и вызывает тёмные силы и они его услышали, на зов пришёл демон Астарот и предложил рабби создать глиняную фигуру. которой дадут Имя, оно то и оживит чудище. И рабби соглашается, не видя другого решения. Лёв приходит на приём Императора вместе с Големом и показывает всем придворным второе чудо - на стене показывает Исход, но перед показом просит тишины - это основа второго чуда. Но придворный шут не удержался и нарушил это условие и к великому удивлению Моисей сошёл со стены и начал крушит замок. Император взмолился и дал слово, что если его спасут, то изгнание отменяется и тогда рабби даёт приказ спасти дворец. Голем подставляет плечо под падающий балкон, на котором находился Император с придворными и тем самым спас их.
Лёв с Големом возвращаются в гетто и рабби удаляет амулет с именем из груди чудища. Но тут помощник рабби слышит некие голоса в комнате дочери рабби и будучи влюблённый в неё решается на подлость. Он заходит в комнату и оживляет амулетом Голема и даёт ему команду на поимку конкурента. а в комнате был один из близких Императора. Голем врывается, Флориан убегает через окно на крышу, но Голем его нагоняет и сбрасывает с высоты. Опьянённый убийством, он выходит из подчинения людей, врывается обратно в комнату и поджигает её. после чего сбегает. Рабби спасает дочь из огня, но остановить Голема не успевает. Чудище бежит по улице и встречается с группой детей, он берёт из любопытства девочку на руки, а она замечает в его груди амулет и выдёргивает его, Голем окаменел. Его возвращают в гетто и прячут, чтобы больше никто впредь не смог его оживить.
1. Истоки: Почему режиссёр одержим глиняным монстром
Легенда, ставшая навязчивой идеей
Пауль Вегенер (режиссёр и исполнитель главной роли) трижды снимал историю Голема:
- 1915 – «Голем» (утерян)
- 1917 – «Голем и танцовщица» (пародия)
- 1920 – «Голем: как он пришёл в мир» (классика)
Его одержимость дошла до того, что он носил грим Голема в повседневной жизни, пугая прохожих.
Кастинг, который стал проклятием
- Вегенер играл Голема без дублёров – все опасные сцены сам
- Для роли раввина Лёва пригласили реального каббалиста (консультанта)
- Девушку-ангела сыграла дочь парикмахера – её образ позже «украли» для «Метрополиса»
2. Съёмки: Ритуалы, несчастные случаи и мистика
Настоящая магия на площадке
- Для сцены ожидания Голема пригласили хасидских мистиков – они читали реальные заклинания
- Актёры жаловались, что в павильоне пахло серой (хотя её не использовали)
- После съёмок ключевой сцены перегорели все лампы – электрики не нашли причину
Опасные трюки
- Вегенер трижды ломал рёбра – костюм весил 30 кг
- В сцене пожара загорелись декорации – огонь едва не перекинулся на город
- Статисты в еврейском гетто действительно боялись «монстра» – некоторые убегали с площадки
Проклятая плёнка
- Оригинальные негативы самопроизвольно воспламенялись
- Говорили, что плёнку портит «лицо демона», проступающее в кадре
3. Запреты и цензура: Почему фильм хотели уничтожить
Антисемитские нападки
- Нацисты называли фильм «еврейской пропагандой»
- В 1933 году сожгли все копии в Германии
- Геббельс лично приказал стереть имя Вегенера из истории кино
Утерянные сцены
- Исходная версия была на 40 минут длиннее
- Вырезали эпизод, где Голем убивает ребёнка
- Исчез финал с настоящим дьяволом, забирающим монстра.
4. Влияние: Как «Голем» создал современный хоррор
Наследие в культуре
- Образ Франкенштейна скопирован с Голема (шрамы, неуклюжая походка)
- Сцена с «оживлением» повторена в «Экзорцисте» (1973)
- Весь стиль Тим Бёртон обязан этому фильму
Технические инновации
- Первое использование «монстр POV» (кадры от лица Голема)
- Новаторская работа со светом и тенью
- Прототип современного грима (6 часов на нанесение)
5. Жуткие факты, которые скрывали
🔹 Актёры впадали в транс во время съёмок ритуальных сцен
🔹 Один из осветителей покончил с собой – оставил записку «Оно двигалось»
🔹 Кукла Голема (реквизит) исчезла после съёмок – её видели в берлинских трущобах в 1926 году
🔹 Последняя копия хранилась в тайнике синагоги в Праге до 1945 года
Эпилог: Фильм, который не хочет умирать
«Голем» 1920 года – это:
☑ Первый кинопортрет искусственного человека
☑ Фильм, переживший собственное уничтожение
☑ Источник всех современных хорроров
(Готовы к новому погружению в безумие? В следующем выпуске: «"Кабинет доктора Калигари" (1920) – как немецкий экспрессионизм создал современный триллер. Шокирующие подробности съёмок и скрытые символы» – подписывайтесь, будет страшно!)