Брюссель, Гент, Брюгге, Антверпен.
Тут будет много фотографий пряничных домиков.
Брюссель (Brussel, Bruxelles)
Царство капусты, картошки фри, вафель, шоколада и пива. Город - пэчворк, где средневековые домики соседствуют с гигантскими монстрами из стекла и бетона, а историческую сетку улиц безжалостно прорезают многополосные магистрали.
Однако в последние годы город активно пытается исправить старые градостроительные ошибки: полосы для автомобилей сокращаются, на их месте появляются зоны для пешеходов, велосипедистов и зелени.
Хотя непосредственно в самом Брюсселе, «зеленые пространства» чаще выглядят как огромные кадки с кустами и деревьями, расставленные по городу, которые свои функции, соответственно, не выполняют. Вместе с тем, имеется несколько парков, таких как Лакен, Парк пятидесятилетия, Лес Камбр, но в целом они выглядят скорее как обособленные островки зелени среди бесконечного бетона.
Брюссель - один из самых "забетонированных" городов Европы. Воткнуть здесь новое дерево почти подвиг. И тем не менее воздух в городе удивительно чистый. Это заслуга жестких технических требований к транспорту (обязательные фильтры на дизельные авто), строгого регулирования промышленных выбросов и активной работы с энергопотреблением.
В городе сохранилось много исторических зданий и несмотря на то, что они часто перемежаются с современными, поймать симпатичные ракурсы несложно.
Что касается знаменитого "писающего мальчика", то памятник, мягко говоря, вызывает недоумение. Его популярность для меня загадка. Как и культ фриттов (картошки фри) и вафель, которые доминируют в туристическом пространстве города. Кулек картошки или "вундервафля" за 5–7 евро - явно переоцененное удовольствие, но как узнаваемые бренды города это несомненный топ. Туристы с удовольствием вынсят тонны подобной продукции ежедневно, а это означает,
что городской маркетинг, хорошо справляется со своей задачей.
В то же время нас очень порадовал магазин с бразильскими товарами. Неожиданная находка, которая моментально активировала режим шоппинга, обычно оставляемого на последний день поездки.
Интересно, что у Бельгии три официальных языка: французский, нидерландский и немецкий. На юге страны (Валлония) преобладает французский, на севере (Фландрия) - нидерландский (фламандский диалект), а крошечный регион на востоке говорит по-немецки. Плюс тысячи студентов, мигрантов и экспатов, благодаря которым за пять минут, на улице, можно услышать с десяток разных языков.
Что интересно, ни один регион не стремится присоединиться к соседним странам, ни Франция, ни Нидерланды не вынашивают подобных планов. Это возможно потому, что государства здесь конкурируют в другом: создают комфортные, ориентированные на человека условия. Люди выбирают, где жить по уровню качества жизни, а не по цвету флага.
И это важный урок: изоляция ведет к невежеству и агрессии, а открытые границы - к пониманию, что мир гораздо шире любой нарисованной на карте линии. Может быть, когда-нибудь эта простая мысль найдет своих адресатов там, где ее пока нет.
Гент (Gent)
Третий по величине город Бельгии. Полчаса на поезде из Брюсселя и мы уже во Фландрии.
Здесь французский язык почти не услышать, а в ходу в основном нидерландский. Гент это город студентов, университетов и с очень богатой историей. Средневековая застройка сохранилась удивительно хорошо: соборы, башни, замки, жилые дома, все сложилось в единый каменный ансамбль.
При этом здания хоть и выдержаны в едином стиле, строились они с разницей в столетия. Новые здания гармонично вписываются в городской контекст, стилизуясь под старину или минимально контрастируя с ней, что позволяет сохранить ощущение целостности пространства.
Гент впечатляет своими каналами, каменными мостами, мощеными улочками и вечерней подсветкой, что вместе превращает город в живую открытку.
Брюгге (Brugge)
Не знаю, как у читателя, но у меня город плотно ассоциируется с фильмом 2008 года "Залечь на дно в Брюгге". Оригинальное название - "In Bruges", на удивление скучное. И это тот редкий случай, когда адаптация звучит куда круче оригинала.
Первое, что приходит на ум при мысли о Брюгге, это конечно же, залечь на дно. И город для этого идеален: уютный, неспешный, словно созданный для долгих прогулок и неторопливого созерцания. Брюгге пересекают каналы, за счет чего при прогулке, постоянно открываются живописные виды на старинные здания, отражающиеся в воде.
Как и в Генте, средневековая застройка здесь монолитная. Широких зеленых зон нет, в связи с чем, для них просто не осталось места между узкими улочками и площадями. Зато в Брюгге запах шоколада буквально витает в воздухе, ведь шоколадные лавки на каждом шагу, и их аромат перебивает даже запах каналов.
Автомобильное движение сильно ограничено: по узким средневековым улицам либо пешком, либо на велосипеде. Машина здесь - редкость.
Мы буквально растворились в этом городе, часами гуляя без цели, разглядывая готические фронтоны домов, старинные вывески, детали резьбы и кованые решетки. Уходить не хотелось, и мысль "а может залечь на дно прямо сейчас?" звучала все настойчивее.
Антверпен (Antwerpen)
После неспешных Гента и Брюгге мы вернулись в современность. Антверпен - портовый город, второй по величине в стране. Здесь оживленные улицы, пабы, колоритные моряки, живой уличный ритм.
Исторический центр в Антверпене меньше по масштабу, чем в Генте или Брюгге и не производит такого же цельного впечатления. Однако, отдельные архитектурные жемчужины здесь легко встречаются на каждом шагу.
Город сохранил средневековую планировку улиц, а современная архитектура бережно вписана в ландшафт. Новые здания часто изгибаются или отступают и не ломают гармонию старой сетки улиц.
В городе можно увидеть интересные инженерные решения. Например, многополосные дороги, спущенные под землю, а освободившееся пространство передано пешеходам и зелени. В Антверпене активно устраняют ошибки урбанистики 70-х годов, уменьшая количество полос для автомобилей, замедляя движение и повышая комфорт для жителей.
Железнодорожный вокзал Антверпена это отдельная история. Это одно из красивейших вокзальных зданий Бельгии: здание из стекла, стали и камня, с величественным куполом и трехуровневыми железнодорожными платформами.
Шарлеруа (Charleroi)
Перед отъездом мы решили заехать в Шарлеруа - город, ставший нашим последним бельгийским пунктом (раз уж мы вылетали из аэропорта, который расположен в данном городе).
Идея была хорошей, а наша реализация не очень. Весь город оказался превращен в одну сплошную стройку. Все перекопано, пешеходные маршруты потерялись в лабиринтах заборов и котлованов. Проведя несколько часов среди строительной пыли и поисков кебаба, мы с облегчением прыгнули в автобус и отправились в аэропорт.
Шарлеруа известен как индустриальный центр, долгое время страдавший от экономического упадка. Сейчас он активно перестраивается, но туристический потенциал ему еще только предстоит раскрыть.
Путешествие по Бельгии оставило чувство удивительной многослойности словно страна собрана из множества разных государств, живущих бок о бок и не теряющих своей индивидуальности. Здесь каждый город с собственным ритмом, языком, настроением. Здесь прослеживается одна главная мысль: Бельгия, как очень многонациональная страна и стремится быть комфортной для абсолютно любого человека. Бельгия не поражает масштабом, но цепляет деталями и атмосферой.
Спасибо за внимание