Найти в Дзене
Усадебка

Одно небо на двоих и две войны.

В рамках проекта "Архив Памяти". Два летчика, два офицера, два друга. Они вместе с летного училища и всю жизнь, и даже семья у них одна. И одно небо. Бьют врага на двух войнах, часто и в одном самолете. Сюжет как в кино? Наверное. Но это реальная история и реальная жизнь двух моих близких и родных. Есть два великих фильма, которые мы все знаем наизусть, но смотрим стотысячный раз, наверное, и снова глотаем слезы. «Офицеры» и «В бой идут одни старики». И каждый раз мне кажется, что это о них, прямо в точку о них. О летчиках, офицерах, моих родных. Есть такая профессия – Родину защищать. Они военные летчики, офицеры. Для них все началось намного раньше, в юности. В РККА один с 1927, другой с 1928 года. И дружба их началась еще там, в Ейской летной школе, потом стала общей и семья. Они были женаты на родных сестрах, сестрах моей бабушки. И все, как и в Великом фильме - бесконечные переезды, гарнизоны, война... Каков их военный путь от начала до конца, конечно, полностью не известно. Но

В рамках проекта "Архив Памяти".

Два летчика, два офицера, два друга. Они вместе с летного училища и всю жизнь, и даже семья у них одна. И одно небо. Бьют врага на двух войнах, часто и в одном самолете. Сюжет как в кино? Наверное. Но это реальная история и реальная жизнь двух моих близких и родных.

Есть два великих фильма, которые мы все знаем наизусть, но смотрим стотысячный раз, наверное, и снова глотаем слезы. «Офицеры» и «В бой идут одни старики». И каждый раз мне кажется, что это о них, прямо в точку о них. О летчиках, офицерах, моих родных.

Есть такая профессия – Родину защищать.

Они военные летчики, офицеры. Для них все началось намного раньше, в юности. В РККА один с 1927, другой с 1928 года. И дружба их началась еще там, в Ейской летной школе, потом стала общей и семья. Они были женаты на родных сестрах, сестрах моей бабушки. И все, как и в Великом фильме - бесконечные переезды, гарнизоны, война...

Каков их военный путь от начала до конца, конечно, полностью не известно. Но то, что оба были на Финской, подтверждают документы. Первый орден Красного Знамени Петр Иванович получил в 40-м.

А потом Великая Отечественная. И долгий-долгий путь до Победы.

Кажется, что так и быть не может, но и воевали они вместе. Морская авиация, Балтийский флот, бомбардировщики.

Петр Иванович Васянин - командир авиаэскадрильи, Алексей Васильевич Тархановский - штурман авиаэскадрильи. Там, на фронте, конечно, бывало по-разному. Они служат то в одной эскадрилье, то в разных, то в одном полку, то в соседних. Много боевых вылетов вообще на одном самолете. И так до конца, до Победы. Они оба уцелели, оба закончили войну в звании майоров. Но ушли в отставку много позже, в звании полковника и подполковника.

Изучая наградные листы, я сначала не могла понять, почему во время Великой Отечественной они, кадровые военные, не с 41-го года на фронте. Алексей Васильевич с 42-го, Петр Иванович с начала 43-го. А потом разыскались документы, что Петр Иванович командовал 1-м Учебным авиаполком, а Алексей Васильевич на определенные промежутки тоже отзывался с фронта в Учебные полки. И я поняла, наконец. Их, имевших большой опыт, не пускали на фронт, берегли, чтобы они смогли успеть подготовить смену. В 1-м Учебном авиаполку они готовили экипажи для ПЕ-2, ИЛ-2 и «Бостон».

-2

Они были такие разные. Спокойный, серьезный и немногословный Петр Иванович Васянин. Душа компании, весельчак и отличный рассказчик Тархановский Алексей Васильевич. Но в одном они были очень похожи. Они много рассказывали, а мы, дети, обожали слушать их рассказы В их рассказах о войне было огромное количество интересных историй, воспоминаний о друзьях, много юмора. Но практически не было ужаса и мрака, хотя выпало на их долю очень-очень много. Тяжелые судьбы. Они берегли нас, детей? Не думаю.. Не раз я слышала от разных людей, что их родные и близкие не любили рассказывать страшное о войне.

Их рассказы были такими яркими и живыми, что врезались в память с детства и навсегда. Даже, будто и сейчас их, дедов своих, слышишь.

Макарыч, принимай аппарат! Во, махнул не глядя!

Наверное, без юмора на войне никак, иначе не уцелеешь. Вот и наши офицеры падали с самолетом. Дважды падали... И выжили. Один раз на землю, недалеко от нашей линии фронта, и точно так же, как в "Стариках", подобрала их пехота. "Да ничего, чарочку-то нам налили" - рассказывал дед.

Второй раз самолет упал в ледяные воды осенней Балтики, там один Алексей Васильевич был. Он как-то продержался в той черной воде 2 часа. После боя по морю проходил катер. Помню он рассказывал, что самое трудное было ждать, чей катер подойдет, свой или немецкий. Говорил, что боялся, что из застывших рук оружие выпадет. Верил, что сил хватит, если что, не только себя застрелить. Повезло, подобрал наш катер. «Ничего! Поплавал только. Ведь все обошлось, что вы охаете», - говорил он.

-3

Угостить козла папиросами.

После того падения в воду, был госпиталь, потом другой госпиталь, на море, где он проходил реабилитацию. Видимо уже поздняя осень 44-го? Ведь был тот госпиталь на кавказском побережье. Значит была уже возможность раненых бойцов на долечивание туда отправлять. И снова забавная история.

- Иду по тропинке, вдоль моря. Вдруг дорогу преграждает козел. Стою, он стоит. Вперед или назад шагну, он в атаку. Отступать некуда, справа к морю обрыв, слева скала. Что делать? Постоял, закурил, тут козел то и совсем взбесился. Что делать, понятия не имею. А этот.., лобешник наклонил, чуть я куда, он атакует. Глаза прям бешеные. Вдруг откуда-то сверху, с горы бежит пожилая женщина, что-то кричит, но слова не понять никак, ветер. Вдруг, слышу вроде: «Папиросы, папиросы». Решил, что почудилось. Запыхавшись подбежала та женщина, первым делом прогнала «скотину окаянную». Едва отдышавшись, выпалила: «Ироды, что удумали! Козла моего курить научили, чтоб им!». Оказалось моряки, шутки ради, давали козлу, что ходил где ни попадя, папироски. Наглец освоил это быстро, и стал атаковать военных в черной морской форме. «Я его и дома запру, так он, скотина, меня рогами, рогами, дверь то и вышибет».

Алексей Васильевич попал под раздачу из-за формы. У них, летчиков морской авиации, она, как и у моряков, была черной.

Посылка с неба.

В эвакуации, в маленьком городке под Оренбургом, куда эвакуированы семьи офицеров, жизнь трудная. Жены работают в лесу, валят лес в холоде и воде. Евдокия Ивановна (моя двоюродная бабушка) там на всю жизнь заработала тяжелый ревматизм. Работали много, но жили очень бедно. И вот авиационный полк отправлен на передислокацию, располагается где-то относительно недалеко. Вот офицеры и придумали...

В один из памятных дней над городком раздался рев моторов Самолеты! Они прошли над улочками, и с неба посыпалось… Что это? Бомбежка? Наши / не наши, когда тут разбираться.

Но нет, на улицы приземлились ящики. Не бомбы, но тоже ведь ой как стремно. Дальше в разговор вступают бабушки, то есть жены:

«В доме я, вдруг крик такой, толпа к нам бежит, впереди дети.

- Тетя Дуся, тетя Дуся. Там вам посылка!

Не успели информацию выпалить, а во дворе уже военные машины, милиция. Что да как? Ну что тут ответишь? Саперы приехали. Посылки вскрыли, в них мыло, тушенка…" Все обошлось, но могло бы и не очень закончится. Переполох то в городе был знатный. Только представить, над улицами городка, что в глубоком тылу, бомбардировщики!

Как я любила эти их рассказы. Как хорошо, что дала судьба их услышать. И много лет с тех пор уж прошло...

И опять весна, и еще один День Победы! И снова мы будем смотреть в эти дни такие дорогие, самые лучшие фильмы. И снова глотая слезы, думать, что это и о них, прямо в точку о них. О летчиках, офицерах, моих родных, дорогих, любимых.

Васянин Петр Иванович. Во время войны майор, командир авиаэскадрильи.

-4

Государственные награды за войну.

Орден Красного Знамени - апрель 40 г (война с белофиннами)

Орден Красного Знамени -август 43

Орден Красного Знамени – 18 мая 45

Орден Красной Звезды - сентябрь 44

Орден Красной Звезды - 3 ноября 44

Орден Отечественной войны II степени - 6 апреля 85 г.

Медаль за оборону Ленинграда - 2 ноября 44

Медаль за Победу над Германией - 6 февраля 46

Тархановский Алексей Васильевич. Во время войны майор, штурман авиаэскадрильи.

На фото с женой, Евдокией Ивановной, тетей Дусей.

-5

Государственные награды за войну.

Орден Красного Знамени - 14 октября 43

Орден Красной Звезды - 3 ноября 44

Орден Отечественной войны II степени - 28. 06.44

Орден Отечественной войны II степени - 06.04.85

Медаль за оборону Ленинграда - 25 сентября 43 г.

Медаль за Победу над Германией. - 3 сентября 46 г.

Вот и снова весна, и День Великой Победы, Вашей Победы. Спасибо вам, дорогие. Спасибо, что 80 лет уже по весне рождается заново жизнь.

Эта статья написана в рамках проекта Дзен "Архив Памяти".