Найти в Дзене
Культур-трегер

Как выглядела вещь в память об убитом сыне, которую Мария Федоровна носила до самой смерти?

По жуткому стечению обстоятельств 17 июля 1918 года, через несколько часов после убийства Николая II, Александры Федоровны и их детей в Екатеринбурге к вдовствующей императрице Марии Федоровне, находившейся в этот момент в Крыму, явился некий человек, который сообщил императрице подробности содержания царской семьи под арестом.

в 1917-1919 годах Мария Федоровна вместе с другими членами Дома Романовых проживала в имении Дюльбер сначала под арестом Ялтинского Совета, а затем под немецкой оккупацией.
в 1917-1919 годах Мария Федоровна вместе с другими членами Дома Романовых проживала в имении Дюльбер сначала под арестом Ялтинского Совета, а затем под немецкой оккупацией.

Мария Федоровна даже отставила подробную запись в своем дневнике об этом событии:

17 июля Вторник.
Погуляла немного в саду, было весьма свежо, дул прохладный ветерок. Ненадолго заезжала Ксения, привезла ко мне человека, прибывшего от Н[ики] и, стало быть, передавшего письмо от м-м Толстой из Одессы. Он такой трогательный, рассказывал обо всем, возмущался, как с ними, бедняжками, обращаются. И никто не в силах помочь им или освободить — только Господь Бог! Дом с двух сторон окружен высокими стенами, из-за которых ничего не видно. У них почти совсем нет еды. Правда, им помогают монашки, приносят пять бутылок молока и другие продукты.

Однако весь ужас этой ситуации был в том, что ровно до 17 июля 1918 года Мария Федоровна уже несколько месяцев ничего толком не знала о судьбе семьи сына, т.к. последнее письмо от царской семьи она получила только в апреле 1918 года.

При этом следующая запись в дневнике Марии Федоровны уже свидетельствует о том, что слухи об убийстве Николая II докатились до Крыма (даже с учетом того, что страна была фактически разделена между различными противоборствующими сторонами) практически молниеносно:

21 июля. Суббота.
Распространяются жуткие слухи о судьбе нашего любимого Ники. Не могу и не хочу верить им, но просто не представляю, как я смогу вынести такое напряжение! К чаю были Ксения с Ириной. В 4 часа встретилась с Орловым. На его взгляд, все эти ложные известия распространяются специально. Дай-то Бог!.
Ипатьевский дом, фото сделанное в июне-июле 1918 года.
Ипатьевский дом, фото сделанное в июне-июле 1918 года.

Почти все последующие записи в дневнике императрицы так или иначе были связаны с этими событиями и, кроме того, полны необоснованных надежд (также основанных на различных слухах и домыслах) о том, что и царская семья, и Михаил (младший брат Николая II, также убитый в Перми еще 13 июня 1918 года) на самом деле живы.

Наконец, 14 сентября 1918 года Мария Федоровна делает следующую запись, которая фактически расставляет все точки над "И" в этом вопросе:

14 сентября. Пятница.
Сегодня 52 года с того дня, как я приехала в Россию. Какой печальный конец моей счастливой и мирной жизни! С огромным трудом осознаю, что весь этот жуткий кошмар происходит в действительности. Но раз уж Господь позволил такому случиться, нам остается только нести это бремя, каким бы тяжким оно ни было. Он поможет мне жить дальше и, возможно, увидеть еще светлые дни и ниспошлет мне счастье еще при жизни воссоединиться со всеми моими любимыми...

Насколько я понимаю, Мария Федоровна здесь уже вполне четко осознает, что ее сыновья мертвы, но оставляет себе лишь надежду на Божественное чудо.

Но причем здесь вынесенная в заглавие статьи вещь, которую императрица носила до последних дней?

Вне контекста этой записи из дневника Марии Федоровны от 14 сентября 1918 года понять это было сложно.

Мария Федоровна накануне революции 1917 года.
Мария Федоровна накануне революции 1917 года.

Дело в том, что в последние годы жизни в эмиграции Мария Фёдоровна практически не расставалась с золотой подвеской, на которой в обрамлении из мелких бриллиантов были размещены миниатюрные портреты самых дорогих ей людей: супруга императора Александра III, старшего сына Николая и его жены Александры Федоровны (кто бы что не писал об их вражде).

После смерти Марии Федоровны в 1928 году это украшение досталось ее старшей дочери, Великой Княгине Ксении, которая решила разобрать его на части и продать каждую деталь по отдельности.

После чего золото и бриллианты из этой подвески по понятным причинам канули в Лету. Но миниатюрные портреты на слоновой кости чудом сохранились и в 2017 были приобретены в одном из частных собраний Лондона Музеем-заповедником "Царское Село".

Где они хранятся и по сей день.