Не будет преувеличением сказать, что праздник Победы 9 мая является всенародным, не найти такой семьи на просторах бывшего СССР, в которой не было бы своих героев, которые проливали кровь «ради жизни на земле» 80 лет назад. Общая память складывается из отдельных людей, и сегодня я бы хотел поделиться рассказом о своих прадедах, отдавших жизни на Великой Отечественной войне.
Бессолицын Петр Прокопьевич
На фото выше прадед еще в форме Великой войны, в которой он также участвовал.К сожалению, фото в форме Великой Отечественной войны не сохранилось. Родившийся в 1896 году в 05.02. 1942 он был призван в ряды Красной Армии по месту жительства в Вожгальский РВК и всю службу провел в 31ой армии, в 199м армейском полку.
В составе 31ой армии на Западном фронте прадед участвовал в Ржевско - Сычёвской, Ржевско - Вяземской 1943 г. и Смоленской наступательных операциях. Затем 31я была передана 3-му Белорусскому фронту, принимала участие в Белорусской, Гумбинненской и Восточно-Прусской наступательных операциях.
Многие слышали о тяжелейших кровопролитных боях за Ржевско-Вяземский выступ. Они развернулись летом 1942 года, и историки до сих пор расходятся во мнении о количестве потерь, понесенных Красной Армией в этой тяжелейшей битве. Войска нескольких армий Калининского и Западного фронтов в течение ровно 2-х месяцев наступали на позиции 9-й немецкой армии. Ценой больших потерь удалось освободить ряд районов на юго-востоке Калининской области, после чего фронт стабилизировался, и войска перешли к обороне.
В полосе Западного фронта командующий его войсками генерал армии Г.К. Жуков принял решение ударом 31-й и 20-й армий генерал-майора В.С. Поленова и генерал-лейтенанта М.А. Рейтера прорвать вражескую оборону на р. Держа и, разгромив зубцовско-кармановскую группировку, достичь рубежа рек Вазуза и Гжать. После этого 31-й армии предстояло вести наступление с юга на Зубцов, содействуя войскам Калининского фронта в освобождении Ржева. 20-я армия должна была развивать успех в направлении Сычевки. Наступление в полосе армии началось 30го июля, и с самого начала бои приняли тяжелейший характер. Примерно к 23му августа,несмотря на наметившийся результат, бои приобрели позиционный характер, продолжаясь до середины осени. К позитивным результатам операции следует отнести то, что в ходе боевых действий войска Калининского и Западного фронтов привлекли к себе основные силы группы армий «Центр» противника, что не позволило ему перебросить крупные силы, в том числе 39-й и 46-й танковые корпуса, с центрального направления на юг (в междуречье Дона и Волги). По мнению бывшего генерала вермахта и военного историка К.Типпельскирха, «прорыв удалось предотвратить только тем, что три танковые и несколько пехотных дивизий, которые уже готовились к переброске на южный фронт, были задержаны и введены сначала для локализации прорыва, а затем для контрудара». Однако результаом были огромные потери, не зря потом вся операция по освобождению Ржева будет называться «Ржевской мясорубкой». Но в ней прадед выжил и продолжил свой боевой путь в составе 31ой армии.
После тяжелейших позиционных боев 1942 года в 1943 году 31я армия и 199ый полк моего прадеда начинают вместе со всей Красной армией двигаться на запад, освобождая СССР от нацистских оккупантов. Армия участвовала в Ржевско-Вяземской и Смоленской наступательных операциях 1943 года. 16 марта 1943 года войска 31-й армии освобождают Новодугино, 18 марта выходят на Издешково и затем к Днепру.
20 марта Днепр форсирован всей армией. 7 августа начали наступление войска армии в ходе операции «Суворов». На 11 августа была достигнута автомагистраль Москва-Минск. 16 сентября освобождён город Ярцево, затем совместно с 68-й и 5-й армиями войска 31-й армии овладели Смоленском (25 сентября).
В 1944 армия участвовала в осовобождении Белоруссии. Уже в составе 3-го Белорусского фронта участвует в Белорусской наступательной операции (главную роль в ликвидации минского «котла» играли как раз 31-я и 33-я армия)
В последние дни лета 1944 года войска 3-го Белорусского фронта и в их составе 31-я армия вышли на подступы к границам Восточной Пруссии, на землях которых к сожалению и погиб прадед, скорее всего, в ходе ожесточенной Гольдапской операции. Ниже скриншот с сухими цифрами – пропал без вести в октябре 1944 года. Немцы сражались упорно на своей земле, часто переходили в контратаки даже в октябре 1944 года, когда превосходство Советской армии было налицо. В отражении одной из таких яростных атак, когда города и села переходили из рук в руки, скорее всего погиб и мой прадед, Петр Прокопьевич Бессолицын. Ниже на скриншоте – выдержка из потемневшего от времени документа с пропавшими без вести. В ней скромная запись –связь прервалась в октябре 1944 года, в период тяжелейших боев за город Гольдап.
Глухих Филипп Егорович
Второй прадед, Филипп Егорович Глухих имел очень схожую с первым судьбу. К большому сожалению, фото героического прадеда не сохранилось. 1903 года рождения, он также был призван в Кировской области по месту жительства в 1941м году и весь свой боевой путь проделал в составе 1197го полка 360ой стрелковой дивизии. Немного слов о боевых операциях этого соединения.
360я стрелковая дивизия была сформирована в сентябре-октябре 1941 в Приволжском ВО в составе 60-й резервной армии. Директивой Ставки ВГК от 02.12.1941 дивизия направлена в Московскую зону обороны «для незамедлительного занятия внешнего пояса» (поступила в действующую армию 5.12.1941). В конце декабря 1941 передислоцирована на Северо-Западный фронт, где 25.12.1941 включена в состав 4-й ударной армии. Участвовала в Торопецко-Холмской наступательной операции (08.01-06.02.1942). Затем до поздней осени 1942 года занимала позиционную оборону.
В составе 3-й ударной армии Калининского фронта дивизия участвовала в Великолукской наступательной операции (25.11.1942-20.1.1943), затем (вновь в составе 4-й ударной армии) — в преследовании отходящей из ржевского выступа группировки вермахта (02-31.03.1943). То есть, совсем недалеко от 31 армии первого прадеда, воевавшего в составе Западного фронта в то же время.
Осенью 1943, после периода некоторого затишья на Калининском фронте, дивизия принимает участие в Смоленской наступательной операции «Суворов» (Духовщинско-Демидовская операция, 14.09-02.10.1943). Сразу же по окончании этого наступления соединение было задействовано в Невельско-Городокской операции (06.10-31.12.1943). В первый день наступления дивизия освободила город Невель, за что ей было присвоено почётное наименование «Невельская». После этого дивизия вместо со стрелковым полком деда участвует в Витебской наступательной операции (03.02-13.03.1944).
Летом 1944 дивизия принимает активное участие в начальной фазе наступательной операции «Багратион». Дивизия была задействована в Витебской (23-28.06.1944) и Полоцкой (29.06-04.07.1944) операциях. С участием 360-й дивизии 04.07.1944 был освобождён Полоцк. После этого соединение в составе 2-го Прибалтийского фронта принимает участие в Режицко-Двинской операции (10-27.07.1944), в ходе которой дивизия освободила города Краслава (22.07.1944) и Даугавпилс (27.07.1944).
Осенью 1944 дивизия принимает участие в важнейшей стратегической Прибалтийской наступательной операции, в ходе которой войска германской группы армий «Север» были изолированы в Курляндии. Остановлюсь чуть подробнее на Мемельской операции (5—22 октября 1944 года)
Эта наступательная операция советских войск 1-го Прибалтийского и 39-й армии 3-го Белорусского фронтов, проводившаяся с 5 по 22 октября 1944 года с целью отсечения войск группы армий «Север» от Восточной Пруссии. Войска 1-го Прибалтийского фронта вышли на подступы к Риге южнее Даугавы. Там они встретили сильное сопротивление противника. Ставка ВГК приняла решение о перенесении главного направления удара на мемельское направление. Была произведена перегруппировка сил 1-го Прибалтийского фронта в районе г. Шяуляй.
Решение советского командования стало полной неожиданностью для врага, ждавшего возобновления атак на Рижском направлении. В первый день боёв советские войска начали прорыв обороны и к вечеру уже продвинулись на глубину 7—17 км. К 6 октября были задействованы все подготовленные по предварительному плану войска, а к 10 октября немцы были отрезаны от Восточной Пруссии. 15 октября была полностью освобождена Рига. В результате между вражескими группировками в Восточной Пруссии и в Курляндии образовалась полоса советской обороны шириной до 50 километров, преодолеть которую противник уже не смог. К 22 октября от врага была очищена большая часть северного берега реки Неман. В Латвии враг был вытеснен на Курляндский полуостров и там надёжно заблокирован. Затем войска 4ой ударной армии с прадедом Филиппом Егоровичем приступили к осаде Курляндской группировки войск. Именно на литовской земле прадеду было суждено погибнуть.
Выше - выдержка из донесения о безвозвратных потерях от 9.01.1945 в котором указано, что прадед умер от ран в этот день. Был ранен 18 декабря 1944 года в рядах своего полка, в ходе блокады Курляндской группировки войск. В это время активных боевых действий против заблокированного противника не велось. Ниже страницы из журнала боевых действий полка прадеда за 18.12.44
За беспристрастными строчками – «противник продолжал оборонять прежний рубеж…пулеметным и минометным огнем по подразделениям полка. Потери – ранено 2 рядовых» скрывается тяжелое ранение моего прадеда. Возможно, это был осколок снаряда, возможно пуля, это уже не столь важно. Важно, что прадед не смог оправиться от этой раны и умер в госпитале 9го января уже нового, победного 1945 года, не дожив до Победы меньше полугода. Местом его захоронения числится Литва, ст. Маникай Маникайского уезда, Новое кладбище.
Две судьбы, два боевых пути.
Оба моих прадеда прошли большую часть войны простыми рядовыми солдатам, несли на себе всю тяжесть боев важнейших сражений Великой Отечественной войны 1942-1944 года, бок о бок освобождали Белоруссию и Прибалтику. Горько осознавать, что оба погибли на земле, которая теперь принадлежит Польше и Литве, странам, где советских солдат не то что чествовать, а даже вспоминать не принято. Очень надеюсь, что настанет тот момент, когда я смогу посетить места, где они сражались. Несмотря на все это, память о них будет храниться, они в рядах бессмертных героев, отдавших свои жизни за нашу свободу, за наше право жить. Помнить об их подвигах - наш долг. И мы не забудем.
Текст написан в рамках проекта «Архивы памяти 1941–1945».