Найти в Дзене
Frombelleepoch

САРТМАН. ИСТОРИЗМ ПО-ДАТСКИ

Кристиан Сартман (1843-1917) - происходил из многодетной семьи среднего класса, он был сыном врача и дочери бакалейщика. Но с детства был увлечён монархией, уже первая встреча с королевским двором произвела на него большое впечатление. Всю жизнь он испытывал пиетет перед аристократией, и даже немного подшучивал над этой своей слабостью. При этом мастер не стал профессионально развиваться в рамках официального академизма. С 1880-х гг. художника была своя кафедра в Вольной школе живописи, которую неофициально называли в его честь "школой Сартмана". В 1891 году он поддержал создание "Свободной выставки", первого постоянного товарищества, независимого в своём экспонировании от Королевской Академии изящных искусств. В исторической живописи мастер стремился уложить целое повествование в одно изображение. Его работы были элитарными и сложными для понимания даже для соотечественников при жизни, т.к. художник старался выбирать сюжеты и сцены, которые ранее не были "заезжены" его коллегами. Его

Кристиан Сартман (1843-1917) - происходил из многодетной семьи среднего класса, он был сыном врача и дочери бакалейщика. Но с детства был увлечён монархией, уже первая встреча с королевским двором произвела на него большое впечатление. Всю жизнь он испытывал пиетет перед аристократией, и даже немного подшучивал над этой своей слабостью.

"Жили-были король и королева". 1887 г. (Источник - интернет)
"Жили-были король и королева". 1887 г. (Источник - интернет)

При этом мастер не стал профессионально развиваться в рамках официального академизма. С 1880-х гг. художника была своя кафедра в Вольной школе живописи, которую неофициально называли в его честь "школой Сартмана". В 1891 году он поддержал создание "Свободной выставки", первого постоянного товарищества, независимого в своём экспонировании от Королевской Академии изящных искусств.

Римский мастер стукко. 1886 г. (Photo: © Bruun Rasmussen Auctioneers.)
Римский мастер стукко. 1886 г. (Photo: © Bruun Rasmussen Auctioneers.)

В исторической живописи мастер стремился уложить целое повествование в одно изображение. Его работы были элитарными и сложными для понимания даже для соотечественников при жизни, т.к. художник старался выбирать сюжеты и сцены, которые ранее не были "заезжены" его коллегами. Его эклектизм заключался не только в темах произведений, но и в стилистке, где "смешивались" барокко, рококо и влияние Рафаэля. Сартман выступал против фотографической точности.

Портрет датской писательницы XVIII века Шарлотты Доротеи Биль работы Сартмана на обложке 1893 г. (Источник - интернет)
Портрет датской писательницы XVIII века Шарлотты Доротеи Биль работы Сартмана на обложке 1893 г. (Источник - интернет)

Художник во многом сформировал визуальное представление об истории Дании. Фаворитом среди персонажей датской истории для Сартмана, его женским идеалом, была Леонора Кристина, мемуаристка XVII столетия - дочь короля от морганатического союза, заключенная в темницу своим братом до конца земных лет (освобожденная на старости лет и умершая в монастыре). Для мастера этот образ был вдохновлён его собственной матерью, вокруг которой пресса создала настоящий культ.

Индеборга Датская, королева Франции, у тела своего 14-летнего ребенка. 1899 г. (Photo: CC-BY-NC, Nasjonalmuseet / Høstland, Børre).
Индеборга Датская, королева Франции, у тела своего 14-летнего ребенка. 1899 г. (Photo: CC-BY-NC, Nasjonalmuseet / Høstland, Børre).

Из датских героинь он также неоднократно изображал королеву из XVIII века, Каролину Матильду, английскую принцессу, изменившую мужу с немецким врачом, который в качестве временщика стал проводить в стране реформы в духе просвещения. А изображение королевы Кристины Шведской, ещё одной героини авантюрных мемуаров, никогда не выходившей замуж и правившей как полноправный наследник, а позднее сбежавшей из своей страны, приняв католичество - и вовсе вызвало шок у публики, т.к. символизировала нарушение норм.

Конечно, Сартман не был сторонником прав женщин и представить себе не мог, что из женщины может получиться хороший художник или даже собеседник по теме высокого искусства. Но в то же время он зачастую изображал независимых героинь, не вписывавшихся в традиционные представления о поведении "слабого пола" и о красоте, пусть порою и не без толики иронии.

На седьмом десятке художник приобрёл собственную виллу, интерьеры который украсил предметами искусства, в т.ч. своего, и неоднократно использовал в качестве фона работ. Его высоким доходам способствовала, среди прочего, продажа репродукций исторических полотен в виде открыток. А газеты, печатавшие новости о художественных салонах, почти всегда воспроизводили на первой полосе именно его работы.

Интерьер с молодым человеком за чтением. 1912 г. (Photo: © Bornholm Art Museum).
Интерьер с молодым человеком за чтением. 1912 г. (Photo: © Bornholm Art Museum).

О личной жизни художника информации не много, всю жизнь он оставался сильно привязан к матери. Сартман любил проводить отдых в тёплой Италии и избегал пышного официоза юбилеев. Ходили какие-то слухи о переодевании в женское на маскарадах (если так вообще можно интерпретировать наряд на студенческом празднике, увенчанный куриной головой)... Зато точно известно, что он взрастил художников "колонии Фюн" (чей натуралистический реализм уже испытывал влияние импрессионизма и постимпрессионизма), а также пионеров датского модернизма - Гисринга и Вейе.

Студенты отправляются защищать Копенгаген в 1658 году. 1888 г. (Photo: Public Domain, The Hirschsprung Collection.)
Студенты отправляются защищать Копенгаген в 1658 году. 1888 г. (Photo: Public Domain, The Hirschsprung Collection.)

К счастью или сожалению, Сартман дожил до изменения общественных вкусов, он умер в эпоху Первой мировой, когда критики уже обвиняли его в безвкусии и какофонии цветов. В последних работах гармонию сменило буйство красок, а исторические сюжеты - мифология. Сартман, как и многие его современники, был вдохновлён идеями сверхчеловека, аристократа духа из произведений Ницше и его датского адресата, Г. Брандеса. И поклонники, и противники характеризовали поздние картины мастера, как "парадоксальные".

В настоящее время добрая память о художнике восстановлена. Сохранилось более 1200 его картин, и теперь Национальная галерея Дании выкупает поздние спорные произведения. В стране проводят персональные выставки, пишут монографии и установили памятник.

Студия художника в в Амалиегаде, Копенгаген. 1909 г. (Источник - интернет)
Студия художника в в Амалиегаде, Копенгаген. 1909 г. (Источник - интернет)

P.S. Текст написан мною по мотивам статей датских исследователей в 2025 году.