Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

В Третьяковке война без прикрас. Идите, смотрите, плачьте.

Где: Новая Третьяковка

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10

До: 9 ноября 2025

Дни бесплатного посещения: 9 мая, 17 мая, 22 июня и 9 сентября.

Инта Берга Памяти павших 1984 бронза
Инта Берга Памяти павших 1984 бронза

На сайте галереи экспозиция "1418 дней. К 80-летию Великой Победы" представлена как «выставка-переживание». Что это означает, понимаешь только в Третьяковской галерее: смысл не в том, что мы через работы художников и скульпторов ощущаем атмосферу событий тех страшных лет, а в том, что мы всё ПЕРЕ-живаем, т.е. буквально проживаем вместе со своими предками, со своим народом.

Юлия Сегаль Сводка Совинформбюро 1981 металл
Юлия Сегаль Сводка Совинформбюро 1981 металл

“Нет в России семьи такой, где б не памятен бы свой герой…” У каждого зрителя здесь будут свои ключевые картины и скульптуры, которые запустят механизм генетической памяти, и вы осознаете, что все события 80-летней давности гораздо ближе, чем мы думаем.

Екатерина Белашова Непокоренная 1942 бронза
Екатерина Белашова Непокоренная 1942 бронза

Я начала плакать вот здесь. Казалось бы, просто следы шин, а мой дед был на войне шофером.

Юрий Пименов Следы шин 1944 картон, масло
Юрий Пименов Следы шин 1944 картон, масло

Мой прадед ушел на фронт добровольцем. 8-ая дивизия народного ополчения. Он был непрофессиональным художником, погиб под Вязьмой, пропал без вести в 1941 году.

Особенным украшением экспозиции являются аудиоматериалы с воспоминаниями людей искусства, в том числе сотрудников Третьяковской галереи, которые спасали великую коллекцию.

-6

Выставка получилась такой пронзительной, потому что эти работы действительно хранят в себе память о подвиге советского народа.

Ираклий Тоидзе Родина-мать зовет! 1941 бумага, гуашь, угольный карандаш, коллаж
Ираклий Тоидзе Родина-мать зовет! 1941 бумага, гуашь, угольный карандаш, коллаж

Плакат «Родина-мать зовет!» относится к числу самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Когда по радио прозвучало сообщение о начале войны, супруга Ираклия Моисеевича Тоидзе Тамара вбежала в мастерскую с восклицанием: «Война!» Выражение ее лица, трагический жест – рукой Тамара указывала на радиоприемник, откуда прозвучало сообщение, – так поразили художника, что он сразу сделал первый набросок. И уже на следующий день легендарный плакат был готов. Тамаре Тоидзе было в ту пору 36 лет, но художник сознательно состарил ее и придал ее лицу строгость матери, зовущей на битву своих детей.

Кукрыниксы Таня (Зоя Космодемьянская) 1942, 1947 холст, масло
Кукрыниксы Таня (Зоя Космодемьянская) 1942, 1947 холст, масло

В творческий коллектив Кукрыниксов входили художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Вот как они вспоминали работу над картиной “Таня”:

Недавно мы закончили работу над новым вариантом картины «Таня» (Зоя Космодемьянская). Желание запечатлеть образ зверски замученной немцами советской девушки возникло у нас ещё в начале 1942 года, сразу же после того, как в «Правде» была опубликована корреспонденция П. Лидова «Таня». Через три недели после её появления стало известно, что юная героиня-партизанка была московская школьница-комсомолка Зоя Космодемьянская. В ЦК ВЛКСМ нам предоставили возможность познакомиться с документами расследования, показаниями свидетелей и предложили совершить поездку в Петрищево. Шёл апрель 1942 года. Машина с трудом продвигалась по изрытому Можайскому шоссе. Деревня Петрищево сохранилась, видимо, потому, что она в стороне от шоссе. Когда мы подъезжали к ней, стоял мутный, серый, почтя декабрьский день. Именно в такой день, по свидетельству очевидцев, была повешена Зоя. Окна избы, в которой мы остановились, выходили на площадь, где была казнена Зоя. В центре площади из-под снега торчал кусок виселицы. Немцы, отступая, спилили её, а труп девушки с доской и куском верёвки на шее наскоро зарыли неподалёку у берёзы. Трудно было сразу взяться за карандаш. Всё, что мы увидели и услышали от живых свидетелей, глубоко потрясло нас. Шаг за шагом прошли мы по следам Зои весь её путь. Мы были в избе, где немцы обыскивали и избивали Зою, шли по той дороге, по которой часовые вели в зимнюю стужу полуголую и босую девушку. В избе Василия Кулика нам рассказали жуткую повесть о том, как глумились немецкие солдаты над Зоей и как потом её, полуживую, они вновь и вновь гнали на мороз. Муки Зои становились для нас ощутимыми, и мы ясно представили себе, как шла она обмороженными ногами к виселице с поднятой головой, как говорила, прощаясь, на эшафоте: «Мне нестрашно умереть, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ!»

В Петрищеве мы сделали несколько этюдов, зарисовок маслом и карандашом. В Москве мы познакомились с матерью Зои - Любовью Тимофеевной Космодемьянской. Она показала нам те немногие фотографии дочери, которые имела...”

Смысловым центром экспозиции стала скульптура Андрея Коробцова «Тверже стали» — авторское уменьшенное повторение центральной части мемориала «Курская битва». Модель была изготовлена специально для Третьяковской галереи. Мемориал «Курская битва» установлен в 2023 году в посёлке Поныри Курской области и посвящён 80-летию Победы в Курской битве.

Андрей Коробцов Тверже стали 2022 Модель скульптурной части мемориала Курская битва  Алюминий, тонированный под бронзу
Андрей Коробцов Тверже стали 2022 Модель скульптурной части мемориала Курская битва Алюминий, тонированный под бронзу

Значительная часть экспозиции посвящена подвигу ленинградцев. Как-то писатель Михаил Зощенко сказал юной Ольге Берггольц: «Ах, Оленька, и любовь и судьба у вас будут не счастливыми, от того-то и будете вы писать хорошие стихи.» Его пророчество сбылось.

Вадим Трояновский Ольга Берггольц 1980 бронза, гранит
Вадим Трояновский Ольга Берггольц 1980 бронза, гранит

…Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…

Ольга Берггольц была голосом блокадного Ленинграда. «Говорит Ленинград!» Этих слов ждал измученный блокадный город. Вся страна и весь мир знали, если Берггольц в эфире, значит Ленинград не сломлен.

Юрий Пименов Ленинград. Стрелка Васильевского острова. Зенитчицы 1942-1944 холст, масло
Юрий Пименов Ленинград. Стрелка Васильевского острова. Зенитчицы 1942-1944 холст, масло

Почти все девятьсот блокадных дней Ольга читала по радио свои стихи, но и произведения других авторов, письма с фронта.

«…ленинградцы, масса ленинградцев лежит в темных, промозглых углах, их кровати трясутся, они лежат в темноте ослабшие, вялые, (господи, как я по себе знаю это, когда лежала без воли, без желания, в прострации) и единственная связь с миром — радио, и вот доходит в этот черный, отрезанный от мира угол — стих, мой стих, и людям на мгновение в этих углах становится легче, голодным, отчаявшимся людям. Если мгновение отрады доставила я им — пусть мимолетной, пусть иллюзорной, — ведь это неважно, — значит, существование мое оправдано».

из дневника Ольги Берггольц

Дмитрий Шаховской Хлеб 1967 дерево
Дмитрий Шаховской Хлеб 1967 дерево

Вот женщина стоит с доской в объятьях;
угрюмо сомкнуты её уста,
доска в гвоздях — как будто часть распятья,
большой обломок русского креста.

Ольга Берггольц

Борис Угаров Возвращение 1985 холст, масло
Борис Угаров Возвращение 1985 холст, масло

Выходец из петроградской рабочей семьи, Борис Угаров со школьной скамьи мечтал стать художником, занимался в художественной студии Дома учёных, но планы нарушила война. Молодой человек ушёл на фронт добровольцем, был артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке, освобождал родной Ленинград. Когда его дивизия держала оборону под Ижорским заводом, он смог на несколько часов вернуться домой, где узнал, что мать, попавшая под бомбежку, лежит в госпитале, а отец больше недели находился мертвым в квартире. В год сорокалетия Победы художник возвращается в те страшные времена…

Аркадий Пластов Фашист пролетел 1942 холст, масло
Аркадий Пластов Фашист пролетел 1942 холст, масло

Картину Аркадия Пластова по распоряжению Сталина привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Полагают, что она произвела такое сильное впечатление на политиков, что стала одним из аргументов, повлиявшим на открытие второго фронта.

Михаил Савицкий Партизанская мадонна 1967 холст, масло
Михаил Савицкий Партизанская мадонна 1967 холст, масло

Михаил Савицкий был в числе тех, кто защищал Севастополь, блокированный фашистами с суши и с моря. Защищал до последнего, до падения города. Ему, как и тысячам других, не удалось эвакуироваться или пробиться к партизанам. Три года фашистских лагерей. Первый раз Савицкий пытался бежать из лагеря в Николаеве. Его поймали и отправили работать в Дюссельдорф на вагоностроительный завод. Там он вступил в подпольную организацию. Но в рядах подпольщиков оказался предатель. Савицкому вместе с товарищем удалось бежать. Сначала в немецкий городок Гельдерн, где им даже удалось устроиться работать на фабрику под видом рабочих их Бельгии, а затем, после того как их выследили, и в Бельгию. Их задержал патруль, из заключения Михаил с товарищем снова сбежали. Вернулись в Гельдерн, где их схватило гестапо. Смертную казнь заменили отправкой в концентрационной лагерь.

Михаил Савицкий Поле 1973 холст, масло
Михаил Савицкий Поле 1973 холст, масло

"И всеми фибрами души сопротивлялся смерти. Даже когда нас привезли в Дахау на уничтожение, когда вытащили из вагона-карцера мой скелет и бросили тут же, у платформы, я верил… Помню, нашёл силы оглядеть себя: скелет скелетом. Я лежал, а мимо эсэсовцы сновали – таких, как я, доходяг, пристреливали. До меня дошла очередь, но вмешались какие-то солдаты. Разобрал по-немецки, о чём они лопотали: мол, что вы громоздите здесь трупы? Нам некогда их убирать, везите прямо в печь! Солдаты закинули нас на двуколку друг на друга, как дрова, и повезли. Скинули возле тифозного барака. Позже узнал – это был особый барак: сколько существовал Дахау, из него все выходили лишь через трубы крематория…"

Узник 32815 был освобожден американскими войсками, он был найден без сознания, почти бездыханным в тифозном бараке. После лечения, вернулся в армию, а когда демобилизовался, то в 1947 году Михаил решил осуществить детскую мечту - стать художником.

Борис Неменский в 1942 г. окончил Саратовское художественное училище, после чего как фронтовой художник прошёл многие фронты, участвовал в битве за Одер, в штурме Берлина. Своё творческое кредо мастер сформулировал в размышлениях об искусстве в статье «Сила правды и сила света»: «Вера в свой народ, в свою страну, в силу правды и силу света в человеческих отношениях, а значит, и в искусство жива во мне до сегодняшнего дня. Жива».

Александр Лактионов Письмо с фронта 1947 холст, масло
Александр Лактионов Письмо с фронта 1947 холст, масло

В 1944 году художник Александр Лактионов вместе с семьей переехал из Самарканда, где жил в эвакуации, в Загорск, современный Сергиев Посад. Там ему удалось найти временное жилье - бойницу для пушки в монастырской стене, которую некогда перестроили в келью, туда-то и заселился художник с семьей. Неподалеку от обители художник случайно встретил солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так появился замысел будущей картины. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, родственницу, друга-художника.

Евгений Вучетич Последний бой генерала М.Г.Ефремова 1944-1945 модель памятника, установленного в 1946 году в Вязьме Бронза
Евгений Вучетич Последний бой генерала М.Г.Ефремова 1944-1945 модель памятника, установленного в 1946 году в Вязьме Бронза

К началу Великой Отечественной Евгений Вучетич был уже известным скульптором. В июле 1941 года он ушёл добровольцем на фронт, воевал командиром взвода в составе 5-й Московской стрелковой дивизии. Боевое крещение принял под Наро-Фоминском. Художник вспоминал: “Там было самое тяжелое впечатление моей жизни - покрасневшая от крови река.”

Евгений Вучетич Перекуем мечи на орала 1957 бронза
Евгений Вучетич Перекуем мечи на орала 1957 бронза

Он оказался в печально известной 2-й ударной армии, которой командовал совершивший предательство генерал Власов. Вместе со всеми, весной 1942 года, скульптор попал в жестокий котёл у населённого пункта Мясной Бор. Вучетич не выполнил приказ изменника Родины сложить оружие и вывел своих бойцов из окружения, но получил тяжелые ранения. Ослепшего и оглохшего командира спасли солдаты. Несколько дней они тащили его через леса и болота на плащ-палатке. Потом был госпиталь. Зрение удалось восстановить, а слух и речь на сто процентов так и не вернулись. Вернуться в строй Вучетич больше не смог, но он всё равно вошёл в Берлин. В составе группы фронтовых художников студии имени Грекова.

Евгений Вучетич Воин-освободитель 1948
Евгений Вучетич Воин-освободитель 1948

8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке открыли знаменитый монумент. Проект утверждал сам Сталин. Все скульпторы принесли макеты, в которых главной фигурой был Иосиф Виссарионович. Евгений Вучетич тоже не стал исключением. Когда очередь дошла до него, Сталин уже не выдерживал: “Вам не надоел усатый памятник?” И тогда скульптор достал второй вариант. Маленькая девочка приникает к груди советского солдата, в руках у воина-освободителя автомат. Сталину понравилось, но он предложил заменить автомат на меч, истинно русское оружие.

-24

Завершающий раздел «Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» – подробный рассказ о том, какими героическими усилиями была эвакуирована, сохранена и возвращена в родные стены коллекция музея. Здесь можно ознакомиться с уникальной видеоинсталляцией, посвященной выставкам, организованным галереей во время войны.

-25

Листайте эту грустную ленту, вспоминайте своих близких, а если есть возможность, то сходите на выставку, она очищает душу.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #куда_пойти_на_майские_праздники #1418_дней