Найти в Дзене
Сергей Михеев

Кошмарить не надо, но историю Отечества надо доносить

5 мая в российских школах и колледжах прошли «Разговоры о важном», посвященные 80-летию Победы. Программу утвердило Министерство просвещения. Ребятам из младших классов рассказывали о подвигах сверстников, роли животных на фронте, обсуждали значение писем-треугольников. Детям постарше рассказывали о трудовом подвиге подростков, работавших на заводах, читали фронтовые письма учителей, напомнили о символах Победы, включая «Георгиевскую ленточку». Учащиеся 8-9 классов обсуждали ключевые сражения войны. Особое внимание педагоги уделяли Сталинградской битве, которая коренным образом изменила ход ВОВ.

Сергей Михеев: Понятно, что сейчас в контексте 80-летия Победы мы говорим о ВОВ, в первую очередь, но важно знать хорошо свою историю. Спрашивают: «Как воспитать патриотизм?» Один из пунктов – это знание собственной истории, а потом умение его применять, избегать ошибок прошлого, учитывать всё, что тогда было, и на этой базе отстаивать свою независимость. Я думаю, что это крайне важно. Наши противники это всегда понимали, а мы на какое-то время после распада Советского Союза пренебрегли этим вопросом, и поэтому огромный провал в воспитании, образовании содействовал многим неправильным тенденциям в развитии нашего общества и упущениям на территориях постсоветского пространства. Сейчас мы это наверстываем.

Что касается детей, я думаю, что постоянно кошмарить их не надо, но в той форме, которая адекватна их возрасту, до них нужно доносить историю Отечества. То состояние, в котором они сегодня пребывают, не есть естественная ситуация – это завоевано предками большой ценой, в том числе в этом поучаствовали и их тогдашние ровесники, сверстники, дети. Мне кажется, ребенок должен понимать, что может быть и хуже. Когда человек не понимает, что может быть хуже, чем то, что у него есть сейчас, он не ценит, а когда понимает, то начинает это ценить и вести себя другим образом.

По поводу подвигов детей: мы прекрасно помним из советского образования пионеров-героев, когда совсем маленькие ребята проявляли реальный героизм, и об этом крайне важно рассказывать. На мой взгляд, одно из сильнейших произведений на эту тему - это фильм Андрея Тарковского «Иваново детство». Я бы показывал в школах этот фильм детям.

Немногие знают, почему письмо треугольником.

Сергей Михеев: Конвертов не было.

В такой форме письмо меньше мялось, рвалось, много проходило инстанций, и это, наверное, был один из символов ВОВ: письма на фронт и, конечно же, с фронта. Слушатель напоминает, что в 1990-х годах Мадлен Олбрайт (первая женщина в должности государственного секретаря США (1997-2001)) сказала: «Несправедливо, что у одной страны такая большая территория». Другой слушатель пишет: «Мы думали, что нас не любят за то, что мы «красные», а оказалось, что нас ненавидят за то, что мы русские».

Сергей Михеев: Так оно и есть. Эта ненависть иногда не может быть объяснена даже самими иностранцами. На мой взгляд, всё это имеет метафизический, религиозный оттенок. Всё противостояние XX века сводилось к тому, что там капитализм, а здесь социализм, который ставит перед собой задачу построения коммунизма. Якобы это и есть главная причина противостояния Запада и Востока, как будто у России с Европой никогда не возникало конфликтов. Они всю историю до 1917 года обнулили и сказали, что всё это имеет только классовый подтекст (с этим можно спорить). После 1991 года казалось, что, если это главное противоречие, то его больше нет. Причем в то, что это главное противоречие, верили как антикоммунисты, так и коммунисты. Те и другие с разных позиций считали, что это и есть основное противоречие, а оказалось, что нет. Мне кажется, что на интуитивном уровне чувствовалось, что это не так - эти вещи во многом были «притянуты за уши».

С материальной точки зрения трудно объяснить нынешнюю неприязнь Запада к постсоветской России. Почему? Идеологически все различия полностью нивелированы, Советского Союза и огромного советского блока больше нет, постсоветская Россия была готова быть послушной и податливой с точки зрения выстраивания отношений с Западом, в экономическом плане«ковровая дорожка» перед нами раскатывалась, тогда в чём была причина дальнейшей неприязни к России? Она ведь не при Путине возникла. Твердят: «Это всё из-за Путина». Нет, всё началось не с него. Вспоминали Мадлен Олбрайт, а она в своё время высказывалась в поддержку чеченских и других сепаратистов, и это было ещё до Путина! Почему американцы поддерживали сепаратизм, если Ельцин - «большой друг Америки» - приезжал в американский Конгресс и говорил: «Господи, благослови Америку!»?

Говорят: «Путин не так сделал, а потом была Мюнхенская речь, далее Крым - всё из-за этого». Всё на самом деле не поэтому! Украина начала интеграцию в НАТО в 1992 году, когда еще речи ни о чём не было. Причина глубже любой идеологии. Это можно назвать словом «русофобия», но и оно отчасти поверхностно. Если не захотели по-хорошему понимать, то будете по-плохому.

Вопрос: «Может ли повториться дефрагментация России?» Наверное, имеется в виду угроза раскола.

Сергей Михеев: Что значит «повториться»? Это значит, что это когда-то было, а такого не было в том виде, в котором планировалось. Я убежден, что у нас есть все возможности этого не допустить.