Буксировочный трос одна из самых необходимых вещей при интенсивном использовании автомобиля. Если даже Вы сами не будете часто использовать аксессуар, то всегда найдутся водители, которые не позаботились о его приобретении и нуждаются в помощи. Он не занимает много места и его стоимость вполне бюджетная, а ассортимент в интернет-магазинах может порадовать всех.
Застряли в сугробе? Заглохли в дороге? Закончился бензин или машина не на ходу, но надо доехать до автомастерской? Без троса у вас точно ничего не получится. Существуют различные виды тросов, так что попробуем разобраться какие лучше приобретать, на что обратить внимание при покупке троса и как ими пользоваться.
Зачем нужен буксировочный трос?
Большинство производителей автомобилей не комплектуют авто буксировочным тросом и его надо докупать самостоятельно. Трос можно найти практически в любом придорожном магазине или автозаправке, но от его качества и материала будет зависеть долговечность и надежность транспортировки или других манипуляций с тросом. Не советуем брать первый попавшийся.
В первую очередь на ум приходят стальные тросы, именно ими пользовались воители долгие годы. Хотя у них много минусов, но есть и свои плюсы. Сейчас выбор намного больше и поэтому в первую очередь обращают внимание на растягивание под нагрузкой и возможности по тоннажу.
Работа с тросом осуществляется как с лебедками автономными с установкой в грунт, так и с помощью другого авто (транспортировка) или, например, дерева, столба, куда цепляют трос. Всё зависит от ситуации.
Многое зависит и от размера, трос должен быть не менее 4 метра и не более 6 метров, иначе будет сложно при перевозке следить за авто и дистанцией между движущимися объектами.
Цвет тоже может быть важен, например, в темное время суток. Чем ярче, тем более он заметен другим участникам дорожного движения. Раньше водителям приходилась вешать красные тряпки или флажки, сейчас производители предлагают зеленые и прочие варианты. У некоторых тросов в материал вплетены светоотражающие нити или вшиты специальные вставки, которые делают трос заметным в темное время суток.
Общие сведения о видах буксировочных тросов
Выделяют две категории тросов:
- Буксировочные.
- Рывковые.
Буксировочный трос используют для простой транспортировки по обычной дороге из одного места в другое, а второй вариант отлично справляется с вытаскиванием из сугробов, грязи или упавших в кювет авто.
Чем они отличаются? Как распределяется нагрузка, поэтому рывковые изготавливают из более пластичных материалов, способных быстро восстанавливать форму. Для буксировки подойдет даже самый обычный из стали, так как нет постоянного быстрого растяжения и резкого сокращения. С таким вариантом не будет перенапрягаться сцепка и расстояние между автомобилями не будет постоянно «плавать».
Часто катаетесь по бездорожью? Лучше взять рывковый канат или ленту. Не выезжаете из города? Купите буксировочный трос.
Виды по материалу
Стальные (металлические)
Отличаются большой прочностью. Трос делают из множества тонких ниток, но чем они толще, тем меньше возможность разрыва троса. Большой и габаритный транспорт (автобусы, спецтехника, грузовики и джипы) буксируют только стальными вариантами. Главный минус - рывковые нагрузки противопоказаны, так как материал растягивается, но не возвращается в первоначальную форму. Требует правильного хранения, так как поддается коррозии. Требует больше места в багажнике и сам по себе тяжелый.
Если жилы уже повреждены, то использовать не рекомендуется. Может лопнуть, повредить авто и людей рядом.
Тканевые и пластиковые
К тканевым относятся:
- Нейлоновый.
- Капроновый.
- Из полипропилена, полиэтилена, полиамида, полиэфира.
Используются для авто весом не более 3-х тонн. Меньше срок годности, по сравнению со стальными аналогами. Чаще рвутся. Требуется хранение без доступа влаги. При этом занимает мало места, легкий вес и удобно устанавливать без посторонней помощи.
Очень хорош корабельный канат из нейлона, полиамида и полиэфира. Он стойко переносит высокие температуры, влагу, долговечен, но и стоит очень дорого. Чаще встречаются эластичные ленты из полипропилена, но они недолговечные и боятся влаги. Зато не растягиваются и не провисают при буксировке. Некоторые выдерживают автомобили массой до 5 тонн.
Последнее время многие обращают внимание на авиационный капрон и заслуженно. Это самый прочный материал из всех возможных, ему не страшны перепады температуры, осадки, большие нагрузки. Единственный недостаток — низкая эластичность. Будет провисать при буксировке, а для рывковых нагрузок совсем не годится.
Подбираем буксировочный трос
На что стоит обратить внимание при покупке буксировочного троса?
Прочность. Производители на упаковках пишут тоннаж, но лучше конечно брать с запасом. Учтите, что это не масса авто. Показатель должен быть выше, так как на нагрузку еще влияет покрытие дороги, погодные условия и другие факторы. Правильно будет умножите вес вашего авто на два — так вы точно не прогадаете. Но слишком много тоже не стоит, цена будет неоправданно высокой.
Крепления. Что брать: шаклы, петлю или карабин-крюк? Это будет зависеть от авто, например, при наличии фаркопа подойдут канаты с петлями.
- К шаклу относятся кольца со съемным пальцем, который вкручивается и обеспечивает очень надежное сцепление. Не рвутся даже при максимальных нагрузках. Закрутить и открутить бывает очень сложно.
- Карабины удобные в использовании и подходят к легковушкам. Лучше не использовать для резких рывков или для грузовых машин.
- Петли - идеальный вариант для минивэнов, газелей или джипов. Главный минус - сильно затягиваются при большой нагрузке, проблема будет развязать.
Цвет. Лучше следовать правилам ПДД, там указано, что трос должен быть хорошо виден днем и ночью. Так что, либо вешаем флажки яркие или берем изначально со светоотражающими вставками или едких расцветок.
Можно обратить внимание на ленты с механизмом рулетки. Они не провисают и не занимают много места. После использования самостоятельно скручиваются.
И еще раз о грузоподъемности: рекомендуется брать изделие с «запасом» грузоподъемности в 25 – 50%. Значит, для автомобиля весом в 1 500 кг требуется трос с показателем грузоподъемности около 3 000 кг, а лучше – больше.
Советы по использованию буксировочного троса
- Все автомобили оснащены местом для крепления. Они находятся либо на бампере (задний или передний), либо под ними. Иногда их прикрывают для красоты заглушками, но в техпаспорте указано что и где.
- Установка производится по диагонали. Таким образом буксируемый автомобиль шел с некоторым смещением, что позволяло буксируемому немного контролировать дорожную ситуацию. Если позволяет авто, у современных может строение отличаться или быть только одна проушина.
- При наличии фаркопа достаточно петель из прочного материала.
- Если на тросе нет креплений, то используется простая обвязка с узлом, но не простым - булинь, или беседочный узел.
- Важно научиться, без спешки, езде в связке. Это не так и просто. Лучше не торопиться. Заранее согласуйте маршрут и скорость.
- Включите аварийную сигнализацию. Так другие водители будут издалека видеть ваш кортеж.
- Буксируемый автомобиль должен быть с блокировкой рулевого колеса.
- Движение начинаем плавно, а при остановках первым должен тормозить буксируемый, чтобы трос всегда был в натяжении.
- В момент выдергивания из сугробов или грязи не должно быть рядом людей, а лучше накинуть коврик на трос или куртку. При разрыве тогда никто не пострадает.