Глядя на бриллианты разных цветов, мы не задумываемся, почему один из них голубой, другой розовый, а третий вообще лишён каких-либо оттенков. А ведь они отличаются друг от друга не только внешне, но и изнутри…
Электрический голубой
Секрет цвета: бор
Голубые бриллианты бывают как водянисто-светлыми, так и густо-синими. У большинства из них стальной подтон, а ещё иногда примешиваются вторичные оттенки: зелёные, фиолетовые.
Причина необычного цвета — в содержании примесей бора. Этот химический элемент наделяет их уникальной способностью: в отличие от других алмазов, они проводят электричество. Правда, исследователи уточняют, что не все экземпляры обладают таким свойством, но из-за него голубые алмазы интересны для науки и используются в экспериментах.
Самые красивые попадают на аукционы и уходят за рекордные суммы: Oppenheimer Blue (“Голубой бриллиант Оппенгеймера”), Golconda Blue (“Голубой бриллиант Голконды”), Blue Moon of Josephine (“Голубая луна Жозефины”).
Голубые алмазы добывали уже много веков назад в индийской Голконде. Давно исчерпанное, это историческое месторождение подарило миру самые известные камни, от “Кохинура” до “Орлова”. В наши дни их периодически находят в ЮАР и Ботсване, а также в России — в Архангельской области и Якутии. Поставщиком голубых бриллиантов была и Австралия до закрытия шахты Аргайл.
Небесные оттенки составляют менее 0,02% от общего числа бриллиантов. А самые ценные и яркие Fancy Vivid Blue — лишь около процента от всех голубых бриллиантов!
Хамелеоны в зелени
Секрет цвета: радиация
Да-да, всё верно: бриллианты “зеленеют” из-за воздействия радиации. Но не стоит пугаться.
В естественных условиях это происходит, когда алмазы уже проделали долгий путь из самых глубин земли к поверхности — покинули вулканическую породу и попали в аллювиальные отложения. Если по соседству оказались природные источники радиации, то структура камня начинает меняться — и этот процесс занимает миллионы лет.
Зелёные бриллианты не так широко известны, как голубые, розовые или жёлтые, но помолвочное кольцо Дженнифер Лопес от Бена Аффлека всколыхнуло интерес к необычному камню. Те, кто следят за аукционами, в первую очередь вспомнят бриллиант Aurora Green, проданный за $16,8 млн, или такие чудеса природы как Mantis и Shangri-La. А самый известный зелёный бриллиант в истории — Дрезденский.
Цвет может быть травянистым, яблочным, пастельным — вариантов множество. Такая палитра крайне редка: на 10 000 фантазийных бриллиантов приходится меньше десяти зелёных.
Алмазы также могут получить зелёный оттенок в результате облучения в лаборатории и, конечно, такая процедура проходит куда быстрее.
Что особенно интересно, так это то, что облучение от альфа-распада, как правило, проникает только в поверхностный слой. Зелёный цвет бриллианта в таком случае — как кожица фрукта, и тогда огранщик сталкивается с невероятно сложной задачей: как сохранить цвет, но придать форму камню? В случае бета- и гамма-распада изменения уже более глубокие.
Учёные уверяют: зелёные бриллианты не радиоактивны и не вредны для здоровья.
Есть ещё один тип бриллиантов, который нельзя назвать истинно зелёным. Это “хамелеоны” — уникальные экземпляры, способные менять окраску. Зелёные или желтовато-зелёные, они вдруг превращаются в оранжеватые или коричневые, стоит только их нагреть, и обратно, если оставить их на какое-то время в темноте.
Розовая тайна
Секрет цвета: не раскрыт до конца
Розовые бриллианты пока остаются тайной природы, так как учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению о причине возникновения такого цвета.
Доподлинно известно одно: у 99,5% розовых бриллиантов за оттенок отвечают искажения кристаллической структуры. Из-за дефектов свет отражается таким образом, что камень видится нам розовым.
Популярна теория, что изменения структуры вызваны пластическими деформациями в результате движения тектонических плит. Розовые алмазы подвергались самому высокому давлению в процессе формирования по сравнению с алмазами другой гаммы.
В лабораторных условиях получение такого цвета тоже возможно. Чаще всего используются коричневые алмазы. После обработки методом HPHT (High Pressure High Temperature, высокое давление и высокие температуры) они могут приобрести желаемый оттенок. Но не все камни подходят для этой процедуры. Природные бриллианты, окрашенные в розовый с помощью HPHT, тоже сертифицируются GIA.
90% всех розовых алмазов в мире добывалось в австралийском месторождении Аргайл, пока оно не истощилось и не закрылось в 2020 году. Камни уникальной гаммы составляли лишь 0,1% от всей добычи. И без того редкие, они ещё сильнее разожгли азарт коллекционеров, а их стоимость взлетела до небес.
Теперь розовые алмазы спорадически добывают в Танзании, Бразилии, ЮАР. В 2022 году в Анголе добыли крупнейший экземпляр такого типа за последние 300 лет — 170-каратную “Розу Луло”. В России алмазы розово-фиолетовой гаммы встречаются в Ломоносовском месторождении Архангельской области. А в 2017 году в Якутии добыли самый большой розовый алмаз за всю историю российской добычи — “Нижинский”, яркий прекрасный кристалл весом 27,85 карата, названный в честь легендарного артиста балета.
Всего же розовых бриллиантов в мире — около 0,01% от общего числа, и 83% весят менее карата. Больше половины обладают еле заметным или светло-розовым оттенком. Насыщенный цвет и крупный вес — это эксклюзивная история, достойная аукциона.
Украшения с цветными бриллиантами — эксклюзивная категория, представленная немногими брендами из люкс-сегмента. Но в Parure Atelier регулярно появляются кольца, серьги, браслеты и подвески с бриллиантами самых разных фантазийных оттенков: розовых, голубых, зелёных, жёлтых.