Так получилось, что пока я собирался написать рассказ о нашем приключении, история эта успела дважды облететь земной шар, стать страшным баяном и порядком всем уже поднадоесть. Но все же. Только здесь самое большое количество фотографий и букв по этому поводу. :)
Давно меня терзали нехорошие мысли о том, что все эти пусть даже супер дальние поездки по дорогам общего пользования на монстроподобных внедорожниках или даже на просто хороших машинах перестали приносить мне какое-то удовлетворение от поездки. Вокруг тебя даже иной раз и на бОльшие расстояния движутся простенькие машины без всяких бамперов, лебедок, гудящих, как подбитый самолет, огромных покрышек, и ведь частенько приезжают в те же места, куда и ты. А когда я завязал со "старыми, но зато надёжными" и перешёл на новенькие машины, то вообще всё стало унылым и кислым — выставил климат, выставил круиз-контроль, и катишься себе сутками. Где адреналин? Где экстрим? Где боязнь, что сейчас вот-вот что-то должно отвалиться? За приборами даже не надо следить, за температурой хотя бы. Ладно, зимой я себя нашёл — это путешествия не по дорогам и даже не по зимникам, а по целине. Там всё хорошо. А летом ведь так не поездить. Не получится летом ехать сотни километров куда глаза глядят. Как-то всё чаще начали всплывать воспоминания, как я путешествовал в 90-ых сначала на Москвиче, потом на Волге, потом на Жигулях. Вот время-то было! Да еще дальнобойщиком в свое время накатался от души. А тут еще штурман мой по зимним поездкам красочно рассказал историю, как он купил в Мурманске 30-летнюю Тойоту BJ40 и как ехал на ней домой за 5 000 километров. Как там за дорогу отвалилось всё, что только может отвалиться, а при подъезде к дому заклинил двигатель, испускающий всю дорогу дух . Да еще так сочно и с юмором всё это рассказывал, что я понял — хочу поехать в Магадан на каком-нибудь автохламе, и что это должна быть обязательно старючая советская развалюха. В какой-то момент осенило — Запорожец! Вот этот автомобиль точно мне подойдёт. Забегая вперед, скажу, что сейчас Запорожец автохламом у меня язык не поворачивается назвать. Ну и, конечно же, к старой развалюхе надо обязательно иметь комплектом бумажные карты, брезентовую палатку, бамбуковые удочки, примус, старую телогрейку и соломенную шляпу.
Но чем ближе подходило время старта, тем яснее становилось, что столько времени нет ни у меня, ни у тех проверенных друзей, кто с радостью поддержал такую идею. А так как в ходе изучения информации о машинке в интернете стало понятно, что это еще и очень хорошо передвигающийся по бездорожью автомобиль, то начали посещать бредовые идеи поехать на нем не просто по дорогам, а пройти какой-нибудь интересный внедорожный маршрут. Что у нас там рядом? Ага, перевал Дятлова, плато Маньпупунёр. Отлично! Посмотрел повнимательнее фото и видеоотчеты. Хм… Нормально, вроде бы. Лишь бы воды большой не было.
Начались поиски автомобиля. К моей радости выяснилось, что купить автомобиль ЗАЗ 968 в очень приличном состоянии можно до 20 000 рублей, да еще и есть из чего выбирать. Машину нашёл в Омске. Точнее, там я её и искал изначально, как только приехал туда к родственникам в отпуск. Запорожец оказался на очень хорошем ходу, и ремонтные работы, которые проводились перед поездкой, носили больше диагностический характер. Заплатил я за машинку 20 000 рублей плюс 2 000 за новый аккумулятор. Да-да! За «двадцатку» был куплен автомобиль, который по своему техническому состоянию готов был ехать хоть на край света. В Москве за 30 000 была куплена ATV-ешная лебедка и три ЛуАЗовских покрышки. Вот и все крупные расходы.
Машинка эта была выпущена в СССР в 1983 году на заводе Коммунар:
От Омска до Тюмени примерно 650 километров, проехал я их достаточно быстро, и сразу же по приезду мы принялись за установку лебедки и силового бампера:
А вот уже в таком составе мы выехали в сторону Северного Урала. Слева направо — Александр Еликов (Ёлкин), Михаил Дубовой, Дмитрий Лапшин:
Прошли по асфальту почти тысячекилометровый маршрут Тюмень – Ирбит – Нижний Тагил – Серов – Ивдель – Полуночное. Из Полуночного, последнего очага цивилизации по пути к перевалу Дятлова, сделали контрольные звонки родным и выдвинулись по каменистой отсыпке в сторону гор.
И вот в первом же броде, копнув гальку, немного подсели ровно посередине. Правда, вовремя сориентировались – я не стал зарываться, парни сразу подтолкнули, и уже через какие-то секунды машина была на другом берегу. Стало понятно, что не спуская давление в задних колесах, реки нам не перейти. А имевшийся за плечами опыт использования на низком давлении задеревеневших старинных советских покрышек говорил о том, что придется спускать каждый раз непосредственно перед сложным участком и потом сразу накачивать, чтобы покрышки не пошли трещинами и не начали жевать камеры.
Вторая речка на пути под названием Тошемка преподнесла нам сразу несколько сюрпризов. Во-первых, стало понятно, что реку там, где ее переезжают все, нам не переехать: слишком глубоко и сильное течение. Во-вторых, когда мы пошли вдоль берега для поиска мелководья, то идущий впереди Дима Лапшин наткнулся на медведя, сидящего у воды. Ну и в-третьих, найдя метрах в трехстах выше по течению более-менее подходящий проезд и попытавшись пробраться туда через овраг, мы вдруг поняли, что лебедка у нас перестала работать. Да, вот так! Новенькая лебедка «Стократ» при первой же нагрузке перестала работать на смотку – внутри что-то страшно скрежетало и клинило редуктор. И как назло нужного шестигранника в инструментах не оказалось. И это все под нескончаемым дождем и повышающимся уровнем воды в горных реках.
Так нас перед Тошемкой ночь и застала. Спать я лёг с тяжелыми мыслями, а утром проснулся от разговоров парней. А именно от того, что они собрались идти искать медведя. Пока я продирал глаза, они скрылись за кустами в направлении того места, где вчера был замечен косолапый. Замечу, что из оружия у нас были спички, два ножика и два фальшфейера. И вот, как-то мгновенно заразившись их безбашенностью, и у меня все сразу встало на свои места. На размотку же лебедка работает? Работает! Значит, сейчас мы, перемотав трос, размотку сделаем смоткой! Вчерашнюю канаву, где мы мучились со сломанной лебедкой, проскочили за считанные минуты. Здесь же, рядом с этой канавой, сделали первую закладку — спрятали в кустах 25 литров бензина на обратную дорогу. Ровно столько, сколько мы израсходовали по дороге сюда от последней заправки в Ивделе. А дальше вообще начались сплошные водные процедуры:
Нет, там правда водных преград от реки Вижай и до самой базы Ильича просто какое-то нескончаемое количество. Воды в салоне постоянно было под самые сиденья. Но у нас у каждого было по баночке из-под тушенки и мы ими достаточно быстро приспособились ловко орудовать, и по ощущениям воду выкачивали из салона быстрей хорошего трюмного насоса.
Так вот с шутками и прибаутками, где-то ныряя по капот в воду, где-то петляя между деревьями и объезжая водные преграды по следам квадроциклов, мы проскочили базу Ильича, заодно сделав рядом с ней свою вторую и последнюю закладку с запасами бензина, и добрались до избы в кедровнике. Время было послеобеденное, но ввиду того, что от нескончаемых дождей и постоянных подтоплений салона у нас сухим оставался только потолок Запорожца, было решено вставать на полудневку для просушки одежды и спальников.