Серия Battlefield известна своими масштабными мультиплеерными сражениями, однако в течение лет она также прошла интересный путь развития одиночного (сюжетного) режима. Ниже представлена хронологическая история основных игр Battlefield, выпущенных на ПК и консолях, с акцентом на сюжет, персонажей, сеттинг и то, как менялась кампания от части к части.
Battlefield 1942 (2002)
Battlefield 1942 – первая игра серии, действие которой разворачивается во время Второй мировой войны. Она охватывает различные театры военных действий – от тихоокеанских островов до сражений в Северной Африке и Европе. В одиночном режиме отсутствует связный нарратив с прописанными персонажами; вместо этого игроку предлагается последовательность исторических боёв за Союзников или Ось. По сути, кампания представляет собой набор из 16 карт, которые нужно пройти по порядку, выбирая сторону конфликта. Каждый бой предваряется кратким описанием миссии, но целостного сюжета нет – одиночный режим служит тренировкой перед мультиплеером. Уникальной особенностью Battlefield 1942 стал масштаб сражений с использованием различной техники – от танков до самолётов – и возможность играть в одиночку против ботов или в онлайне с другими игроками. Именно упор на крупномасштабные сражения задал тон всей серии, хотя полноценной сюжетной кампании здесь не было.
Battlefield Vietnam (2004)
В Battlefield Vietnam действие переносится в войну во Вьетнаме в 1960-х. Игра сохраняет ориентированность на мультиплеер, предлагая сражения между армией США и силами Северного Вьетнама (НВА/Вьетконг) на картах, основанных на реальных исторических битвах (Я-дранг, Хюэ, Операция «Фламинг Дарт» и др.). Одиночный режим вновь представлен в формате игры с ботами и кооператива, без полноценного сюжетного повествования. То есть кампании как связной истории нет – одиночная игра напоминает Battlefield 1942, где можно сражаться с ИИ на тех же картах. Несмотря на отсутствие нарратива, Battlefield Vietnam выделялась атмосферой: в транспортных средствах звучала музыка 60-х, а окружение (джунгли, деревни) и оружие передавали колорит Вьетнамской войны. Впервые появилась возможность стрелять из транспорта (например, вести огонь из вертолёта, находясь на пассажирском месте), что добавило кинематографичности. Однако с точки зрения сюжета игра по-прежнему не предлагала истории и героев – игрок сам «создавал историю» в ходе сражений.
Battlefield 2 (2005)
Battlefield 2 перенёс серию в современность, изобразив гипотетический конфликт начала XXI века. Сеттинг игры – масштабная мировая война между несколькими силами: США и Европейский Союз против Китая и вымышленной Ближневосточной коалиции (MEC). Формально одиночный режим присутствует, но он ограничивается боями с ботами на картах из мультиплеера – как и в предыдущих частях, связного повествования нет. Тем не менее, у Battlefield 2 есть фоновый сюжет: действие разворачивается в недалёком будущем, где вспыхнула глобальная война между перечисленными фракциями. Например, по умолчанию предполагается, что США и коалиция вторгаются на Ближний Восток и в Китай, а затем Китай и MEC наносят контрудар по Америк. Эта геополитическая обстановка служит сценарием для мультиплеерных сражений. Battlefield 2 стал вехой для серии благодаря введению командной игры (система командиров и отрядов) и современного оружия, но одиночная кампания как таковая всё ещё отсутствовала – серия продолжала фокусироваться на мультиплеере, предлагая лишь условный контекст конфликта.
Battlefield 2142 (2006)
Battlefield 2142 впервые перенёс действие в будущее. На дворе 2142 год, наступил новый ледниковый период, и две супердержавы – Европейский Союз и Паназиатская коалиция – сражаются за последние пригодные для жизни территории. Сюжетный контекст известен как «Холодная война XXII века». Как и предшественники, игра ориентирована на мультиплеер: одиночный режим сводится к битвам с ботами (до 16 игроков, включая ИИ) в режиме Conquest. Связной кампании с миссиями и героями нет, но есть богато прописанная вселенная: например, в роликах и описаниях рассказывается, что из-за изменения климата миллионы людей мигрируют, обостряя конфликт между блоками. Уникальной особенностью Battlefield 2142 стал режим «Титан», где игроки помимо захвата точек штурмовали гигантские летающие базы противника. С точки зрения сюжетной подачи, 2142 продолжала традицию фоново обрисовывать конфликт (борьба за ресурсы в условиях глобальной зимы), однако сама игра не имела повествовательной кампании. Тем не менее, это была первая часть серии с полностью фантастическим сеттингом, что разнообразило тематику Battlefield.
Battlefield: Bad Company (2008)
К 2008 году студия DICE решила представить Battlefield широкой консольной аудитории и добавить полноценную сюжетную кампанию. Battlefield: Bad Company стала первой игрой серии с полноценным одиночным повествованием и оригинальными персонажами. Сюжет развивается на фоне вымышленной войны между США и Россией. Главный герой – рядовой Престон Марлоу, переведённый в «взводу вредителей» B-Company, состоящему из солдат-неудачников, используемых командованием как пушечное мясо. В отряде Марлоу служат болтливый технарь Свитуотер, взрывник-хулиган Хаггард и их уставший от службы сержант Редфорд. История рассказывает, как эта четвёрка, воюя против российской армии, решает дезертировать в поисках золотых слитков, принадлежащих легендарному отряду наёмников «Легионеры». Гонясь за золотом, герои самовольно вторгаются на территорию нейтрального государства Сердаристан, ввязываются в опасные переделки с наёмниками и в итоге оказываются отрезаны от своей армии. Кампания выдержана в юмористическом тоне: персонажи обмениваются шутками даже под обстрелом, а атмосфера напоминает приключенческий боевик. Bad Company привнесла в серию разрушаемое окружение благодаря новому движку Frostbite – игрок мог подрывать стены зданий, что активно использовалось в сюжете. В этой части Battlefield впервые предложила одиночный режим кинематографичного уровня, где была и линейная история, и запоминающиеся герои, и узнаваемый стиль (смесь боевика и комедии). Именно Bad Company знаменует точку, когда одиночный сюжет прочно входит в серию Battlefield.
Battlefield: Bad Company 2 (2010)
Продолжая успех, Battlefield: Bad Company 2 вновь делает ставку на приключения отряда Марлоу и компании, но на этот раз история становится масштабнее и серьёзнее. Действие начинается со вступительной миссии во время Второй мировой войны – американские коммандос проводят операцию «Аврора» на японском острове в 1944 году, чтобы выкрасть секретное оружие, но погибают в результате загадочного взрыва. Далее сюжет переносится в наши дни: разгорается новый мировой конфликт – Россия начала вторжение в Европу и на Аляску, поддерживает Китай в Азии. Отряд «Bad Company» – Марлоу, Свитуотер, Хаггард под командованием сержанта Редфорда – действует на передовой. Сначала их отправляют в Россию добыть некое секретное устройство (оказавшееся подделкой), после чего командование поручает им новую миссию специального назначения. Герои выясняют, что русский полковник Кириленко стремится собрать и применить мощнейшее оружие – «скалярное», способное вывести из строя всю электронику и обесточить США. По ходу кампании отряд побывает в джунглях Боливии, в заснеженных Андах и в пустынях Чили, гонясь за компонентами этого оружия и одновременно раскрывая правду об операции «Аврора» 1944 года. Сюжет приобретает более серьёзный тон шпионского боевика, хотя фирменный юмор B-Company никуда не исчез – герои продолжают подшучивать друг над другом даже в критических ситуациях. В финале отряд предотвращает катастрофу, уничтожив оружие на борту российского самолёта и ликвидировав Кириленко, приземлившись после прыжка в Техасе. Bad Company 2 предложила динамичную кампанию с разнообразием ситуаций – от пеших перестрелок до погонь и управления техникой. Уникально и то, что она стала первой номерной частью Battlefield (вышедшей и на ПК) с полноценной историей, продолжая линию, начатую на консолях. К тому же сюжет завязал на события глобальный конфликт, тем самым приблизив серию к духу традиционных военных боевиков.
Battlefield 3 (2011)
Battlefield 3 вернулась к номерной серии и стала прямым наследником BF2 в сеттинге, но значительно расширила сюжетный компонент. Кампания BF3 представляет собой напряжённый военный триллер, действие которого охватывает 2014–2016 годы и разворачивается в разных уголках мира – от ближневосточных городов до Парижа и Нью-Йорка. Впервые история подаётся с нескольких точек зрения: основной персонаж – сержант Генри Блэкберн, боец корпуса морской пехоты США, а параллельно игроку дают управлять оперативником ГРУ Дмитрием «Димой» Майаковским из России. Такой подход позволил показать конфликт с двух сторон.
Сюжет начинается с того, что Блэкберн находится под допросом агентов ЦРУ и рассказывает в флэшбеках события последних месяцев. Его подразделение «Misfit 1-3» воевало на Ближнем Востоке против группировки ПЛР (People’s Liberation and Resistance) в Иране. Постепенно морпехи выясняют, что лидер ПЛР Фарук Аль-Башир связан с похищением российских ядерных боеголовок, а за кулисами действует некто Соломон – бывший агент ЦРУ, предавший обе страны. Кампания полна кинематографичных моментов: игрок участвует в городских перестрелках в Тегеране, управляет танком М1 «Абрамс» в пустыне, летит штурмующим стрелком в истребителе F/A-18 над Персидским заливом. Кульминация наступает, когда одна из украденных ядерных бомб взрывается в центре Парижа (эту трагедию пытаются предотвратить русские агенты во главе с Димой, но успевают не все), а вторую бомбу Соломон планирует подорвать в Нью-Йорке. В финале Блэкберн, нарушив приказы, объединяется с Димой, чтобы остановить теракт: он преследует Соломона по метро и улицам Нью-Йорка, в схватке обезвреживает его и предотвращает ядерный взрыв. Концовка оставляет открытые вопросы (Дима, пережив радиацию, пишет прощальное письмо, ожидая расправы за свою миссию). Battlefield 3 получила признание за зрелищность и мультиплеер, однако кампания хоть и была насыщенной, получила смешанные отзывы – её линейность и попытки подражать стилю Call of Duty вызвали критику. Тем не менее, с точки зрения истории серии BF3 важна тем, что вернула основным играм сюжет: после неё ни одна крупная часть (до 2042) не обходилась без одиночной истории. Уникальной была и структура повествования: параллельные истории американского солдата и русского агента, переплетающиеся в конце, а также мрачный, серьёзный тон, отражающий угрозы современного терроризма.
Battlefield 4 (2013)
Battlefield 4 продолжила современную тематику, развивая идеи, заложенные в BF3, но на новый лад. Действие происходит в 2020 году в условиях обострившегося конфликта между США, Россией и Китаем. Игрок берёт на себя роль сержанта Даниэля «Рек» Рекера, бойца элитного отряда «Tombstone» (ВМС США). В начале кампании отряд Рекера (в него входят командир отряда сержант Данн, а также бойцы Кимбл «Ирландц» Грейвс и Клейтон «Пак» Паковски) добывает ценную информацию в Азербайджане и узнаёт о готовящемся государственном перевороте в Китае. Во время побега командир Данн погибает, и Рекер принимает руководство отрядом.
Сюжет быстро набирает масштаб: китайский адмирал Чан, заручившись поддержкой России, свергнул гражданское правительство в Китае и хочет развязать войну с США. Отряд «Tombstone» оказывается в эпицентре этих событий. Сначала морпехи эвакуируют важные персоналии из Шанхая (среди эвакуированных – кандидат в президенты Китая Цзинь Цзе и агент ЦРУ Ковик). Затем герои становятся свидетелями крупного сражения в Сингапуре, которое заканчивается катастрофой для сил США. К отряду присоединяется китайская агент Ханна Шуй (изначально действующая под прикрытием), и события приводят к тому, что Рекер, Ирландц и Ханна попадают в плен к китайцам. В тюрьме в горах Куньлунь Рекер встречает русского заключённого – им оказывается Дмитрий «Дима» Майаковский, герой BF3, переживший взрыв в Париже. Вместе они поднимают бунт и бегут из лагеря. Ханна доказывает свою преданность, раскрыв, что Цзинь Цзе – её муж и живой символ сопротивления режиму Чана. Разобравшись, союзники возвращаются на борт авианосца «Valkyrie», который вскоре атакуют силы мятежного адмирала.
Кульминация BF4 – решающее столкновение с флотом адмирала Чана. Отряд Рекера решает потопить флагманский эсминец Чана, заложив взрывчатку. Однако дистанционный взрыв не срабатывает, и кто-то из команды должен пожертвовать собой, чтобы вручную подорвать заряд. Игроку даётся выбор: отправить Ханну, отправить Ирландца или медлить (в последнем случае взрывы происходят слишком поздно, и «Valkyrie» гибнет вместе с командой). В зависимости от выбора, концовка немного различается: в одной версии погибает Ханна, в другой – Ирландц, а выживший герой вспоминает павшего товарища. В титрах также можно услышать диалог между уцелевшими персонажами, намекающий на их дальнейшую судьбу. Battlefield 4 примечательна тем, что имела несколько альтернативных концовок – редкий для серии случай нелинейности. Кроме того, она связала свою историю с BF3 (камео Димы, отсылки к «войне 2020 года»), формируя непрерывную вселенную. Кампания BF4, как и BF3, была насыщена экшеном, но включала больше эмоциональных моментов – конфликт доверия между Ирландцем и Ханной, самопожертвование персонажей – что добавило глубины. В игровой механике появилась Levolution – масштабные скриптовые события на картах (обрушение небоскрёба в Шанхае и пр.), усиливавшие эффект присутствия. В целом BF4 стала эволюцией идей BF3, добавив собственной драматичности и вариантов развития сюжета.
Battlefield Hardline (2015)
Battlefield Hardline резко выделяется на фоне остальных частей серии благодаря смене тематики. Вместо военного конфликта здесь в центре внимания война с преступностью – игра посвящена полиции и криминалу, а не армии. Это спин-офф, разработанный Visceral Games, где одиночная кампания сделана в стиле современного криминального сериала. Сюжет подаётся эпизодически: кампания разбита на главы-«эпизоды», как сезоны телешоу, с заставкой «ранее в Hardline…» и клиффхэнгерами. Главный герой – детектив полиции Майами Николас «Ник» Мендоза, недавно получивший повышение и назначенный в отдел по борьбе с наркотиками.
На первых порах Ник в паре с напарницей Хай Минь Дао ведёт дело о новом опасном наркотике, выходит на след крупного наркоторговца и сталкивается с коррумпированными коллегами. История быстро перестаёт быть просто «про полицию»: в ней много предательств и поворотов. В середине кампании самого Мендозу подставляют и отправляют в тюрьму – в этом замешан его начальник, капитан Джулиан Доуз, который оказывается главным антагонистом и главой криминальной схемы внутри полиции. Спустя три года Ник бежит из тюрьмы при помощи бывших преступников (в том числе хакера Тайсона Лэтчфорда) и своей напарницы Хай, которая решает ему помочь, осознав масштабы коррупции. В финальных эпизодах Ник и его союзники выступают против капитана Доузa, штурмуют его особняк, полный наёмников, и собирают доказательства его преступлений. Кульминация – столкновение Ника с самим Доузом, который пытается подкупить Мендозу и склонить на свою сторону, апеллируя к размытости грани между «хорошими» и «плохими» парнями. Концовка может подразумевать, что Ник либо арестовывает капитана, либо сводит с ним счёты, отвергнув его грязные деньги.
Кампания Hardline уникальна своим жанром: это по сути интерактивный боевик о копах, наполовину шутер, наполовину стелс-игра. Игрок может арестовывать преступников, показав значок, использовать электрошокер вместо летального оружия – поощряется прохождение «по закону». Каждая миссия – отдельный «эпизод» с титрами, что усиливает ощущение сериала. Battlefield Hardline также заметно отличается тоном: здесь больше личной истории, меньше масштабов войны, больше погонь, ограблений и расследований. Хотя в мультиплеере Hardline по-прежнему сражаются команды, но и там антураж – полиция против бандитов. Для серии Battlefield такой эксперимент был смелым отходом от привычного, и Hardline остаётся единственной частью, полностью посвящённой теме борьбы с преступностью. Это также последняя игра серии, разработанная не основной командой DICE, а сторонней студией (Visceral). Сюжет Hardline выделяется на фоне других частей тем, что рассказывает не о солдатах на войне, а о копе, который пытается восстановить справедливость в коррумпированном мире.
Battlefield 1 (2016)
После современных войн серия сделала неожиданный поворот в прошлое. Battlefield 1 отправляет игроков на поля сражений Первой мировой войны. Это была первая крупная игра про Первую мировую за долгое время, и разработчики подошли к одиночному режиму нестандартно. Вместо одной длинной кампании BF1 предлагает антологию War Stories («Истории войны») – несколько отдельных сюжетных эпизодов, каждый со своим героем, местом действия и настроением. Такой формат позволил показать масштаб мировой войны через личные истории разных людей и в разных театрах военных действий. Всего в игре шесть таких историй (включая пролог), представляющих взгляды солдат разных национальностей на войну:
- «Storm of Steel» («Стальной шторм») – пролог, где игрок поочерёдно переживает последние мгновения жизни нескольких солдат из состава афроамериканского 369-го полка («Адские бойцы») на Западном фронте 1918 года. Этот эпизод служит мрачным введением, показывая ужас и бессмысленность бойни: погибая, персонаж передаёт эстафету следующему бойцу, а за кадром звучит текст о том, что «в этой войне никто не выжил».
- «Through Mud and Blood» («Через грязь и кровь») – история британского танкиста Даниэля Эдвардса в ходе сражения при Камбре 1918 года. Эдвардс, бывший шофёр, попадает в экипаж танка Mark V по прозвищу «Чёрная Бесс» и вместе с командиром Таунсендом и другими членами экипажа прорывается через немецкие линии. Эта история показывает взаимоотношения внутри экипажа танка и трудности первых бронемашин на поле боя.
- «Friends in High Places» («Друзья на высоте») – эпизод про авиацию. Действие начинается во Франции 1917 года. Герой – американский авантюрист и мошенник Клайд Блэкберн, который выдал себя за пилота британского Королевского лётного корпуса. Он вместе с напарником Уилсоном участвует в воздушных боях против немецких асов, переживает дуэли и бомбардировки, а затем оказывается сбит за линией фронта. История сочетает лётные миссии (догфайты, штурмовка наземных целей) с драмой – Блэкберн лжёт о своём прошлом и в итоге должен сделать моральный выбор.
- «Avanti Savoia!» («Вперёд, Савойя!») – рассказ от лица итальянского солдата Лука Винченцо Коччола, бойца элитных штурмовых частей Арditi. Действие происходит в горах Доломитовых Альп. Лука, облачённый в тяжёлые доспехи (бронекостюм), штурмует австрийские укрепления, пытаясь защитить своего брата. Это самый эмоциональный и личный эпизод, показывающий семейную связь и трагедию войны на Итальянском фронте.
- «The Runner» («Бегущий») – история на Галлиполи (Дарданеллы, Османская империя) в 1915 году. Главный герой – австралийский новозеландский солдат Фредерик Бишоп, ветеран, выполняющий роль связного (гонца) для передачи приказов под огнём. Он берет под опеку молодого солдата, выполняет опасные поручения на берегу, захватывает позиции и в конце жертвует собой ради спасения подопечного. Эпизод показывает высадку АНЗАК и хаос Галлиполийской операции.
- «Nothing is Written» («Ничто не предрешено») – эпизод в пустынях Аравии 1918 года. Игрок выступает в роли безымянной молодой бедуинки по имени Зара Гуфран, сражающейся под командованием Лоуренса Аравийского против Османской империи. Эта история больше про скрытность и партизанскую войну: Зара проникает в лагерь врага, угоняет бронепоезд и подрывает планы турецкого офицера. Эпизод выделяется тем, что главный герой – женщина, и показывает малоизвестный ближневосточный театр ПМВ.
Каждая из историй длится недолго (по сути, несколько миссий), но вместе они складываются в панораму Первой мировой. Battlefield 1 получила высокую оценку за подачу одиночной кампании – разработчики сумели отдать дань уважения событиям столетней давности и передать разнообразие опыта солдат той войны. Уникальной чертой стал многоязычный подход: персонажи говорят на родных языках – английском, итальянском, арабском, французском – с субтитрами, усиливая аутентичность повествования. Кампания BF1 не романтизирует войну: пролог сразу даёт понять цену жизни солдата, а финальные титры каждой истории объясняют исторический контекст. Этот антологический формат оказался успешным и отличал Battlefield 1 от предыдущих частей с единым сюжетом. Кроме того, сама идея перенести шутер на сеттинг Первой мировой была смелой: игра показала траншейную войну, кавалерийские атаки, газовые атаки – всё через призму человеческих историй. Благодаря этому Battlefield 1 считается одной из лучших одиночных кампаний в серии за атмосферность и эмоциональное воздействие.
Battlefield V (2018)
Battlefield V (рус. неофициально «Battlefield 5») продолжил идею антологии, но перенёс действие во Вторую мировую войну. Как и BF1, игра не имеет единой кампании, а предлагает несколько War Stories – самостоятельных новелл о малоизвестных эпизодах Второй мировой. На момент запуска в 2018 году было три таких истории (плюс обучающий пролог), четвёртую добавили позже в бесплатном обновлении. Разработчики вновь сделали акцент на «неизвестных героях» и театрах боевых действий, которые редко показывают в играх. Особенность BFV – все персонажи говорят на родных языках с субтитрами (например, норвежская героиня говорит по-норвежски, немецкий солдат – по-немецки), что добавляет достоверности.
Вот обзор военных историй Battlefield V:
- «My Country Calling» («Зов Родины») – пролог, обучающий основам. Здесь игроку в нескольких виньетках показывают разные фронты: бойца британской армии, французского тиральера (колониального солдата), немецкого танкиста Петер Мюллера и пилота Люфтваффе с позывным «Yellow-Seven». Пролог сменяет персонажей, демонстрируя, что война глобальна и многогранна.
- «Under No Flag» («Под чужим флагом») – история о британских диверсантах в Северной Африке 1942 года. Главный герой – Билли Бриджер, мелкий лондонский преступник, завербованный в Специальную лодочную службу (SBS). Вместе с опытным агентом Джорджем Мейсоном он проводит саботаж против германских аэродромов в Египте. Эпизод полон чёрного юмора: Билли грубоват и дерзок, но ему приходится доказать, что даже преступник может стать героем, действуя «под чужим флагом» ради большего дела.
- «Nordlys» («Нордлис», с норвежск. «Северное сияние») – действие происходит в оккупированной Норвегии зимой 1943 года. В центре сюжета – юная норвежская сопротивленка Solveig Fia Bjørnstad (Сольвейг), которая пытается спасти свою мать из плена нацистов и сорвать планы оккупантов по вывозу образцов тяжёлой воды (намёк на реальные события Саботажа на Веморке). Геймплейно это скрытный эпизод: Сольвейг передвигается на лыжах по ночным горам, устраняя врагов тихо, терпя лютый холод. «Nordlys» выделяется эмоциональной линией мать-дочь и тем, что показывает вклад скандинавского сопротивления.
- «Tirailleur» («Тиральер») – история о французских колониальных войсках из Африки. Действие – 1944 год, операция «Драгун» на юге Франции. Главные герои – солдаты-сенегальцы Дьеме и Идрисса, которые сражаются за освобождение «материнской» Франции, которая, однако, не спешит признавать их заслуги. Эпизод драматично показывает, как эти бойцы проливают кровь за чужую страну, мечтая заслужить равноправие. Кульминация – штурм укреплений немцев в Провансе и горькое разочарование Дьеме из-за отсутствия благодарности со стороны Франции. «Tirailleur» ценен тем, что подсветил малоизвестную страницу истории – участие десятков тысяч африканских солдат во Второй мировой.
- «The Last Tiger» («Последний тигр») – финальная добавленная история, вышедшая после релиза (в декабре 2018). Она уникальна тем, что рассказывает о войне с немецкой стороны. Апрель 1945 года, рухнет Рейх. Игрок управляет немецким танковым командиром Петером Мюллером (тем самым из пролога) в экипаже танка Tiger I. Экипаж отчаянно обороняется от наступающих американцев на окраине разрушенного германского города. В ходе сражения Мюллер начинает сомневаться в идеалах нацистской пропаганды – особенно после споров с фанатичным унтер-офицером Хартманном и на фоне гибели сослуживцев. «The Last Tiger» демонстрирует крах Третьего рейха и человеческую драму немецких солдат, понимающих, что их борьба бессмысленна. Этот эпизод выделяется своим тональным сдвигом – от патриотических лозунгов в начале до полного разочарования и осознания вины в конце.
Одиночная кампания Battlefield V в целом получила смешанные отзывы. С одной стороны, War Stories продолжали подход BF1 и предлагали новые перспективы (особенно отметили «The Last Tiger» за смелость показать немецкого протагониста). С другой стороны, критики посчитали некоторые истории поверхностными или слишком короткими. Тем не менее, BFV подтвердил формулу антологии: вместо одного героя – множество личных рассказов о войне. Стоит отметить, что Battlefield V изначально задумывалась как игра-сервис, и основной упор делался на мультиплеер (впоследствии игра получила много онлайн-контента, включая театры войны вроде Тихого океана), поэтому сюжетные эпизоды были скорее дополнительной данью традиции после успеха BF1. Уникальным решением было использование родных языков в диалогах, что делало сцены правдоподобнее (например, вся немецкая речь в «Last Tiger» – на немецком, с соответствующей терминологией). BFV стала последней на сегодняшний день частью с одиночной кампанией – последующий выпуск направил серию на иной курс.
Battlefield 2042 (2021)
Battlefield 2042 знаменует радикальный отход от традиции включать одиночный сюжет: в этой игре полностью отсутствует сюжетная кампания, она целиком ориентирована на мультиплеер. Это первый случай для основной номерной части Battlefield со времён BF2142, когда разработчики решили не делать синглплеер вообще. Причина – студия DICE сконцентрировала все усилия на масштабных онлайн-сражениях нового поколения (с поддержкой до 128 игроков на карте) и на режимах вроде «Battlefield Portal». Тем не менее, в 2042 присутствует фоновая история, которая подаётся через описания, сезонные обновления и короткометражный фильм «Exodus» (выпущенный в качестве промо-материала). Согласно этой лоре, в 2040-х годах мир переживает серию экологических и экономических катастроф: государства рушатся, миллиард людей становится беженцами, именуемыми «No-Pats» (непатрианты, лица без государства). Две оставшиеся сверхдержавы – США и Россия – втягиваются в конфликт за ресурсы на фоне глобального кризиса, а отряды наёмников-No-Pats фактически ведут войну за них в 2042 году. В мультиплеере игроки берут на себя роли специалистов (Specialists) – элитных бойцов из числа No-Pats, воюющих на стороне либо Америки, либо России. Интересно, что среди этих персонажей есть знакомые лица из прошлых игр, например, Кимбл «Ирландц» Грейвс из Battlefield 4 возвращается как один из играбельных оперативников, возглавляющих фракцию No-Pats. Таким образом, хотя кампания отсутствует, Battlefield 2042 пытается сохранить преемственность вселенной: события игры формально происходят в той же линии времени, что BF3 и BF4, продолжая гипотетическую «Войну 2020 года» и далее. Однако отсутствие традиционного одиночного режима стало предметом споров среди фанатов. Некоторые отмечали, что серия начиналась без сюжетных кампаний, и 2042 вернулась к этим корням, но другие были разочарованы, так как со времён Bad Company привыкли получать от Battlefield отдельную сюжетную историю. DICE намекала, что повествование будет разворачиваться через сезоны онлайна, но на момент релиза подача сюжета была минимальной – главным образом текстом и видео вне самой игры. В итоге Battlefield 2042 воспринимается прежде всего как платформа для мультиплеера, а не как повествовательный опыт, что отличает её от нескольких предыдущих частей.
Эволюция сюжетного опыта в Battlefield
Прослеживая историю серии Battlefield, можно выделить несколько этапов развития одиночного режима:
- Отсутствие кампании (2002–2006): Первые игры (BF1942, Vietnam, BF2, BF2142) не имели полноценного сюжетного режима. Одиночная игра сводилась к сражениям с ботами, а нарратив ограничивался историческим или фантастическим сеттингом в антураже мультиплеерных карт. Эти части фокусировались на инновациях в геймплее: масштаб, техника, командное взаимодействие – но не предлагали историю с героями.
- Введение сюжетной кампании (2008–2013): С выходом Battlefield: Bad Company серия делает решительный шаг к нарративу. Bad Company (2008) стала первой с связной историей, заданием персонажей и диалогами. Успех кампании на консолях привёл к тому, что последующие крупные релизы включали сюжет. Bad Company 2 (2010) расширила и усложнила историю, затем основная линейка BF3 (2011) и BF4 (2013) тоже имели одиночные кампании в жанре военного боевика. В этот период заметна эволюция: от лёгкого тона и самобытности Bad Company – к более серьёзным и кинематографичным историям BF3/BF4. DICE экспериментировала с подачей (множественные протагонисты в BF3, выбор концовки в BF4) в попытке сделать сюжетный режим не просто формальностью, а полноценной частью опыта.
- Антология военных историй (2016–2018): Battlefield 1 перезагрузила подход к кампании, отказавшись от длинного повествования и предложив формат коротких виньеток-антологий. Это позволило охватить широкую тему (мировая война) через личные истории. Успех War Stories в BF1 привёл к их повторению в Battlefield V, где упор был на малоизвестные конфликты Второй мировой. Такой подход выделил последние сюжетные кампании серии: вместо одной сюжетной линии игрок получил несколько независимых историй, объединённых лишь темой войны. Антологии Battlefield получили признание за свежесть взгляда и эмоциональное воздействие, хотя некоторые поклонники скучали по длинным кампаниям с развитием персонажей.
- Возвращение к мультиплееру без сюжета (2021): Battlefield 2042, выйдя спустя три года после BFV, вообще не предложила одиночного режима, что стало откатом к истокам серии. Можно сказать, что за почти 20 лет цикл замкнулся: от отсутствия кампании – к расцвету сюжетных режимов – и снова к их отсутствию. Однако теперь это был осознанный выбор ради развития сетевой игры. В будущем, судя по заявлениям EA, серия может снова получить сингл (сообщалось о создании отдельной студии для сюжетной составляющей Battlefield), но на 2025 год 2042 представляет текущее состояние – упор исключительно на мультиплеер.
Каждая крупная игра Battlefield привносила что-то уникальное в подачу сюжета и одиночный игровой опыт. От исторической хроники битв (1942, Vietnam) к ироничному роуд-муви о «плохой компании» (Bad Company), от современного триллера о предотвращении теракта (BF3) к глубоко личным эпизодам разных фронтов (BF1, BFV). Эволюция кампаний Battlefield шла неровно, но интересно: серия пробовала разные формулы, адаптировалась под ожидания игроков и тренды индустрии. Несмотря на то, что главным в Battlefield всегда был мультиплеер, сюжетные режимы оставили свой след – многие фанаты помнят харизму героев Bad Company или эмоциональные моменты War Stories. В итоге история серии Battlefield – это не только про развитие сетевой игры, но и про экспериментальный путь в области одиночного повествования, который отражает изменения вкусов аудитории и подходов разработчиков на протяжении двух десятилетий.
Последней на сегодня точкой этого пути стала Battlefield 2042, где сюжет как режим отсутствует, однако богатая вселенная, накопленная предыдущими играми, продолжает жить в фоне. Как повернется серия дальше – покажет время, но наследие каждого выпуска Battlefield уже заняло своё место в истории игр. Игроки же могут оглянуться на пройденный путь: от Второй мировой до миров будущего, от безымянных солдат до ярких персонажей, Battlefield предложила разнообразный одиночный опыт и постоянно пробовала что-то новое в своем сюжетном содержании.
Источники:
- Battlefield 1942 – описание одиночной кампании на Battlefield Wiki
- Battlefield Vietnam – режим co-op и отсутствие сюжетной линии
- Battlefield 2 – сеттинг и конфликт мировых держав (США, Китай, Ближневосточная коалиция
- Battlefield 2142 – описание сеттинга «ледникового» конфликта (2142 год, ЕС против Паназиатской коалиции)
- Battlefield: Bad Company – первая полноценная кампания, сюжет о погоне за золотом на фоне войны США и России
- Battlefield: Bad Company – персонажи отряда (Марлоу, Свитуотер, Хаггард, Редфорд) и место действия (Сердаристан)
- Battlefield: Bad Company 2 – завязка сюжета (операция «Аврора» и вторжение России, поиски скалярного оружия)
- Battlefield 3 – кампания с двумя протагонистами (миротворец США и оперативник ГРУ), антагонистом выступает Соломон (планирующий взрывы в Париже и Нью-Йорке)
- Battlefield 3 – финал (Блэкберн убивает Соломона, предотвращая ядерный взрыв)
- Battlefield 4 – состав отряда «Tombstone» и фабула с переворотом в Китае (адмирал Чан при поддержке России)
- Battlefield 4 – кульминация с выбором (Ханна или Ирландц жертвуют собой при подрыве корабля адмирала)
- Battlefield Hardline – уникальная полицейская тематика, подача как сериал, отличие от прежних военных частей
- Battlefield 1 – новый формат War Stories, охватывающих разные театры Первой мировой
- Battlefield V – продолжение антологического подхода, акцент на малоизвестных конфликтах Второй мировой
- Battlefield 2042 – отсутствие одиночной кампании, мультиплеерный фокус (первый раз с 2006 г.), фоновый нарратив о мире 2042 года (глобальный кризис, «No-Pats», противостояние США и России)