Каждый раз, возвращаясь из заграничной поездки домой, я пишу тексты про особенности страны — пытаюсь поймать и зафиксировать свои впечатления и наблюдения. Сегодня - про особенности Армении.
Россию и Армению многое связывает: общее историческое прошлое, схожие культурные коды, религия. Я бы даже сказала, что Армения нам близка на каком-то подсознательном уровне. Но все-таки - это другая страна. Родственная — да. Понятная — отчасти. Но всё равно — особенная.
Я была в Армении трижды. Последний раз задержалась больше, чем на месяц. Хватило ли мне этого времени, чтобы сказать "я все знаю про Армению"? Конечно, нет.
Поэтому прошу: читайте мои заметки как наблюдения туриста.
Сегодня — о больших, заметных глазу штрихах. О тех вещах, которые видит каждый, кто сюда приезжает. Про бытовое — в следующей статье.
Давайте начнём?
Культ языка и Арарата
У армян есть два культа.
Первый — родной язык. С ним всё просто. Язык — предмет гордости и восхищения, важная часть национальной идентичности. В каждом городе есть улица Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита. Один из главных музеев страны — Матенадаран в Ереване, хранилище древних рукописей. А ещё в Армении установлен памятник армянскому алфавиту.
А вот второй культ, Арарат, куда сложнее.
Евтушенко когда-то писал: «Я Арарат на плечи бы взвалил… И перенес его через границу». А Эренбург метко добавлял: «Для любого армянина Арарат — тень растерзанной Западной Армении».
Фактически Арарат находится не на территории Армении. В Турции. Но это вообще ничего не меняет. Потому что он всегда у армян в сердце. Арарат для армян священен, это символ, практически объект религиозного поклонения.
Арарат подарил имя многим армянским мальчикам. А также футбольной команде. Арарат на гербе страны, на этикетке коньяка. Он в песнях, стихах, картинах, национальных легендах и преданиях.
Туф
Если бы вам завязали глаза и тайно привезли в Армению, а потом сняли повязку - вы бы сразу определили, где находитесь. Почему? Всё дело в камне. В туфе.
Туф — местная горная порода вулканического происхождения. Из него построено буквально всё. От древних монастырей до современных многоэтажек.
В Армении туф - не просто удобный и доступный строительный материал. Это один из краеугольных камней национальной идентичности. Он делает города Армении узнаваемыми, придает им тот самый «армянский силуэт».
Мандельштам когда-то писал: «Я выпил в душе за здоровье молодой Армении с её домами из апельсинового камня». Именно так: туф может быть рыжевато-розовым. Теплым, сочным. Как например, в Ереване. Но туф бывает и другим: в Гюмри, например, почти все здания старого города выполнены из черного туфа.
Хачкары
Хачкары — резные каменные плиты с изображением креста — можно увидеть по всей Армении.
Хачкары появились сразу после того, как Армения приняла христианство. Хачкары - это не только надгробия. Хачкары могли установить в честь победы, рождения ребёнка, окончания строительства моста.
И каждый хачкар — уникален. Настоящее каменное кружево.
Советское наследие
Один мой знакомый сказал: "Приезжая в Армению, совершаешь путешествие на машине времени. Назад в СССР".
Он вовсе не имел в виду, что здесь всё старое. Дело не только в том, что по дорогам до сих пор бороздит советский автопром, а города имеют типичную застройку. Он говорил и о другом — о том, что здесь многое сохранилось.
Армения не стесняется своего советского прошлого. Не прячет его в чулан, не пытается соскрести таблички и поменять вывески.
По всей Армении можно увидеть советские памятники, мозаики, барельефы, модернистские здания — всю ту плоть времени, которую многие постсоветские страны стыдливо прячут или уничтожают. Здесь это - на всеобщем обозрении.
Заброшки
Ещё одна особенность Армении- заброшки. Заброшенные объекты есть не только в глубинке, но и даже в центре Еревана.
Заброшенный завод. Полуразрушенный Дом культуры. Опустевшая гостиница или пионерский лагерь. Их много разбросано по всей стране.
После распада СССР промышленность рухнула, фабрики закрылись, проекты остановились. Гул стих. Остались каркасы.
Заброшки — тоже часть современного лица Армении. Они — метафора страны на перепутье. Между прошлым, в котором все уже случилось, и будущим, которое еще не до конца решено.
Эти "руины" — шрамы. Но для путешественников, урбанистов, фотографов — это тоже ценность. Возможность заглянуть в недавнее прошлое.
Огромные порции
Я начала с двух армянских культов — языка и Арарата. Но если быть честной, их три. Третий — еда. И он не менее священен.
Армяне не просто любят поесть. Это ритуал, акт заботы.
В гости ходить опасно. Проверено на себе. Ты ещё только заходишь в гости — а стол уже накрыт. Ты только поздоровалась — а тебе уже налили, подложили, нарезали и велели не худеть.
Первое, что говорят почти все, кто пожил в Армении хотя бы пару недель: «Я больше не влезаю в джинсы». Потому что здесь везде готовят вкусно. И подают — как будто ты три дня ничего не ел.
В ресторанах стоит проявлять осторожность. Поначалу наивно думаешь: «Возьму-ка салатик, супчик, ну и что-нибудь основное». Не делайте так. Это ошибка. Один салат может прокормить троих.
Здесь еда — это не только вкус. Это попытка сказать без слов: «Ты здесь не чужой».
На сегодня это все. Если вы были в Армении — расскажите, какие особенности вы подметили. Интересно сверить наблюдения.
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал (ссылку на него оставлю в прикрепленном комментарии). Там я делюсь своими находками из путешествий, часто — прямо в моменте. Присоединяйтесь.