Найти в Дзене

Рояль без ножек: как классическая музыка помогала во время Великой Отечественной войны

В преддверии 9 мая вспомним книги и постановки, в которых классическая музыка помогает людям преодолеть тяготы военного времени. Вместо краткого пересказа приведу цитату Паустовского, которая сразу погружает в атмосферу рассказа и знакомит с его главными героями: Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море... Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил: – А Паганини играл и на одной струне… Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом! Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта
Оглавление

В преддверии 9 мая вспомним книги и постановки, в которых классическая музыка помогает людям преодолеть тяготы военного времени.

Скрипач Большого театра Рузинов исполняет перед бойцами произведения Чайковского. Источник фото: "Российский национальный музей музыки".
Скрипач Большого театра Рузинов исполняет перед бойцами произведения Чайковского. Источник фото: "Российский национальный музей музыки".

Струна. Аудиоспектакль по прозе Константина Паустовского с музыкой Чайковского

Вместо краткого пересказа приведу цитату Паустовского, которая сразу погружает в атмосферу рассказа и знакомит с его главными героями:

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море...
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:
– А Паганини играл и на одной струне…
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Как сложилась судьба Егорова дальше, и что произошло с его скрипкой, узнаете, если дослушаете до конца рассказ Константина Паустовского:

Урок музыки.1941 г. Евгений Александрович Казанцев, 1989 г. Из коллекции Музея обороны Москвы.
Урок музыки.1941 г. Евгений Александрович Казанцев, 1989 г. Из коллекции Музея обороны Москвы.

Рояль без ножек. Музыкальная постановка по рассказу Аркадия Кленова с музыкой Баха, Щедрина и Равеля.

В блокадном Ленинграде живет маленькая девочка. Каждый день, несмотря на голод и усталость, она играет Баха на рояле без ножек. Ножки, пюпитр и крышку инструмента давно сожгли, чтобы обогреться. Но рояль продолжает играть, вселяет надежду и даёт силу всем, кто его слышит:

По теме: В нашей группе ВКонтакте рассматриваем книгу о "Ленинградской" симфонии Шостаковича.