Найти в Дзене
Надо жить

Интересные народные обычаи на праздник Жен-Мироносиц. И вообще всё странно!

Вчера был праздник Жен-мироносиц. Мне даже воцерковленная соседка шоколадку подарила: оказывается, это и мой праздник тоже 😄 Ну, я не возражала – почему нет? Праздников много не бывает. А потом полезла гуглить подробности. Жены-мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, пришедшие первыми к погребальной пещере, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать его тело специальными благовонными смесями. Жены-мироносицы были первыми свидетелями Воскресения Христова. Считается, что икона Женам-мироносицам помогает обрести тихую и праведную жизнь. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок. Некоторые православные высказываются за то, чтобы именно этот день стал альтернативой светскому Международному женскому дня, отмечаемому 8 марта. Это всё интересно, но мой внутренний этнограф потащил меня снова к любимым авторам. И что оказалось? Вот он, настоящий Женский день! Процитирую прямо по книжке этнографа С.В. Максимова (Максимов СВ. Нечистая, неведомая и крестна

Вчера был праздник Жен-мироносиц. Мне даже воцерковленная соседка шоколадку подарила: оказывается, это и мой праздник тоже 😄 Ну, я не возражала – почему нет? Праздников много не бывает.

https://azbyka.ru/wp-content/uploads/2015/09/mironosicy.jpg
https://azbyka.ru/wp-content/uploads/2015/09/mironosicy.jpg

А потом полезла гуглить подробности.

Жены-мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, пришедшие первыми к погребальной пещере, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать его тело специальными благовонными смесями. Жены-мироносицы были первыми свидетелями Воскресения Христова.

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/05/111.jpg
https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/05/111.jpg

Считается, что икона Женам-мироносицам помогает обрести тихую и праведную жизнь.

Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок. Некоторые православные высказываются за то, чтобы именно этот день стал альтернативой светскому Международному женскому дня, отмечаемому 8 марта.

Это всё интересно, но мой внутренний этнограф потащил меня снова к любимым авторам. И что оказалось?

Вот он, настоящий Женский день!

Процитирую прямо по книжке этнографа С.В. Максимова (Максимов СВ. Нечистая, неведомая и крестная сила. (Этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева.) Товарищество Р. Голике и А. Вильборг. СПб., 1903).

Маргоски или маргоскина неделя

Так называется в черноземных губерниях (напр., в Орловской) вторая неделя по Пасхе – неделя жен-мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин и приходится оно на воскресный день (первый после Фомина). Цитаты большие, простите, не могла остановиться. Пропускайте, кому скучно!

Пасхальные яйца приобретают здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражается в том, что храмы бывают переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя х кресту прикладываться после обедни, обязательно христосуется со священником и дает ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья, тот же обряд исполняют исключительно мужчины. Где церквей и сел немного и приходы удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье (в Орловской губ.) с утра бабы и девки забираются в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой – парой сырых яиц и парой печеных и крашеных.

Идут с песнями. По приходе, смолкают, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая сняла с шеи крест и повесила на дерево; к нему подошла другая, перекрестилась, поцеловала его и обменяла на свой крест, с владелицей его потом поцеловалась, покумилась – стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня – нового женского праздника (на этот раз исключительно девичьего). Когда же все перекумятся, запевают снова песни и затевают пляски, а в это время ребята собирают хворост и раздувают огонь; на нем три бабы жарят яичницу, которая от множества вкладов выходит настолько густая, что ее едят руками, отламывая по куску и христосуясь яйцами, которые к этому дню нарочно красят*. Вместо водки, сидя кругом сковородки, угощаются из рюмок квасом с взаимными пожеланиями. Девушек-подростков приветствуют обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорят: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а бабам пожелания высказываются несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шепчут друг другу на ухо. Как бы то ни было, умилительный обычай этот вводит в обиходный язык упрощенную форму ласкового привета, взамену сухого величанья по имени и отчеству. В коренных и старых поселениях все либо кумы и свахи, либо кумовья и сваты и не только по церковному благословению, но и по обычному обрядовому праву. В облегчение привета при взаимных ежедневных и ежечасных сношениях, обычай этот повсеместен и неискореним, как крепко излюбленный, веками взлелеянный.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSyuOZo5iPoiw47iITwON8_dq7lzDRFE-AYhyomli95KVhn7s8Vuocatp5Cc4XL44Xvu6w&usqp=CAU
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSyuOZo5iPoiw47iITwON8_dq7lzDRFE-AYhyomli95KVhn7s8Vuocatp5Cc4XL44Xvu6w&usqp=CAU

В Дмитровском уезде (той же Орловской губернии) этот праздник сопровождается еще «зазыванием снитки», от которой, якобы, зависит урожай хорошей капусты. Это то же самое растение, которое всюду называется подорожником, а также «кукушкой» (почему и самый праздник прозван «крещеньем кукушки»). Прибавленный обряд совершается после предыдущих и состоит в том, что девушки, поевши яичницы, разбиваются по соседним кустарникам и ищут там эту обетованную траву для того, чтобы вырвать ее с корнем, унести на другое место и там зарыть в землю. Посадке капусты, вообще, придают особое значение и даже там, где уже отстали от старых обычаев, при посадке этого любимого овоща, играющего столь значительную роль и занимающего на крестьянском столе такое видное место во всей матушке России, один кочешок покрывают горшком и присаживают к нему туда же одну луковку. Самый горшок обвивают венком, принесенным из церкви на Троицын день и сберегаемым около образов до времени посадки капусты. Девичья снитка служит тому же делу и овеяна теми же заветными хороводными песнями, которые еще не забыты и не затерты современными частушками, не забыты и не затерты современными частушками (коротенькими куплетцами в четыре стиха).

Странно, я всегда считала, что «снитка» – это сныть! А тут подорожник…

А кукушкины слёзки – вообще другое растение!

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D1%2583%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B_%25D1%2581%25D0%25BB%25D1%2591%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25B8_%2528%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5_%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2529&psig=AOvVaw3UQDdE0U3Is8eg30pQ5s_p&ust=1746517340210000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBEQjRxqFwoTCODD25_qi40DFQAAAAAdAAAAABAE
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D1%2583%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B_%25D1%2581%25D0%25BB%25D1%2591%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25B8_%2528%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5_%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2529&psig=AOvVaw3UQDdE0U3Is8eg30pQ5s_p&ust=1746517340210000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBEQjRxqFwoTCODD25_qi40DFQAAAAAdAAAAABAE

Кстати, о кукушке. Продолжаем читать этнографа.

В иных деревнях тех же местностей умеют оживить праздничный пир вводными обрядами из подлинной старины. Собравшись в лес кумиться или (что то же) крестить кукушку, идут разбившись парами.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2c/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE_04.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2c/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE_04.jpg

«Кукушка» – это, в иных местах, просто ветка с дерева, воткнутая в землю, или подорожник, а в других – большая кукла, сшитая из лоскутов ситца, миткалю, ленточек и кружев на деньги, собранные всеми женщинами селенья в складчину (по 1 коп.). Наряженную куклу с крестиком на шее, кладут в ящик, сколоченный наподобие гроба, и какая-нибудь умелая баба начинает голосить, как о покойнике, иные смеются, третьи поют и пляшут, и всем очень весело. На другой день кукушку зарывают где-нибудь в огороде и играют приличную случаю песню.

Ужас какой, честно говоря!

https://i0.wp.com/russianarts.online/wp-content/uploads/2020/03/d8fd5-82062-screenshot_5.jpg?resize=750%2C861&ssl=1
https://i0.wp.com/russianarts.online/wp-content/uploads/2020/03/d8fd5-82062-screenshot_5.jpg?resize=750%2C861&ssl=1

Кукушкой может быть и чучело птички.

Обряд крещения кукушки был широко распространен на южнорусской территории. В большинстве местных традиций кукушку крестили на Вознесение, но в некоторых местностях – в другие дни послепасхального периода: Николу вешнего, Троицу (если это престольные праздники села). Нередко девичье кумление совмещают с «женским» праздником. В некоторых же местностях девушки гуляли отдельно от замужних женщин, формируя собственную, молодежную группу.

Когда свяжут оборой от лаптей верхушки березок и подвесят кресты с шей и ленты с кос, начинают ходить кругом деревьев навстречу друг другу с припевом: «Вы, кумушки, вы, голубушки, – кумитеся, любитеся, не ругайтеся, не бранитеся, сойдитесь – полюбитеся, подружитеся». И затем, обойдя березки три раза, целуют подвешенные на них кресты, которыми, при взаимных поцелуях, и меняются.

https://i0.wp.com/russianarts.online/wp-content/uploads/2020/03/1ff7a-82055-____.jpg?w=750&ssl=1
https://i0.wp.com/russianarts.online/wp-content/uploads/2020/03/1ff7a-82055-____.jpg?w=750&ssl=1

Странно, я думала, что это позднее уже. Значит, везде в разное время!

А вот описание праздника в Курской области, предоставленное Центром русского фольклора:

Чаще всего в южно-курской традиции пляшущих описывают устойчивым выражением «грають, скачуть». По мнению исследователей традиционной культуры, плясовые движения с притопываниями могут расцениваться как способ воздействия на пробуждающуюся землю, а подскоки стимулируют рост растений.

Гуляй, голова,

Пакэль молода.

Я стара буду —

Пра всё забуду,

Пра гуляньица,

Пра скаканьица…

Фото и последняя цитата отсюда: https://cdn.culture.ru/c/552190.jpg
Фото и последняя цитата отсюда: https://cdn.culture.ru/c/552190.jpg

Интересно, что сейчас осталось от этих традиций, какие осколки «Маргосок» сохранились?

Вот, пытаются восстановить:

В станице Успенской его праздновали в основном женщины и дети. Женщины детородного возраста – «молодухи», собирались на лавочках, накрывали столы, пели песни и плясали. Первым блюдом на праздничном столе была яичница, что символизировала зарождение жизни, а также квас, подкрашенный соком свеклы, в простонародье — «ситро». Дети наряжали разноцветными лентами ветку карагача – «кукушку». Наверх ветки крепили куклу или птицу, сделанную из бумаги. Выбирали жениха, невесту и подруг. Невесте одевали фату, а подругам давали костылики, украшенные разноцветными лентами. И начиналось свадебное шествие.

Дети ходили по улицам, пели свадебные песни, традиционно исполняли — «Уж я по лугу». К ним присоединялись дети из других улиц. Все взрослые кланялись им низко в пояс. Угощали сладостями, давали яйца и «ситро». «Свадебное» шествие двигалось к центру станицы – к храму Успения Пресвятой Богородицы. Дети обходили во круг церкви и шли дальше. Таких групп, в станице могло быть несколько. После обхода по улицам, дети собирались в одном из дворов. Вкапывали в землю ветку – «кукушку» и устраивали гулянье. Ели яичницу, пили «ситро». Весь день по станице разносились песни, чувствовался дух всеобщего веселья и хорошего настроения. Станица оживала и «гудела» до позднего вечера.

Странно немного, правда? Жених и невеста...

А вообще, начинаешь вникать, и даже удивительно: сколько всего было! Такой крутой замес... Что-то совсем древнее, да? И везде со своими местными особенностями. И конкретные действия привязаны к разным календарным событиям!

А у нас сегодня сильный ветер. Сдувает лепестки и трудолюбивых шмелей, которые все-таки стараются обеспечить нам урожай слив и тёрна!

Личное фото
Личное фото

Личное фото

Продолжаем ждать тепла!

Всем хорошего дня ❤️

А вот предыдущая статья про всякие обычаи, вдруг кому интересно.