Найти в Дзене
ЦБ ИСКОНИЯ

Иконография праотца Авраама в лицевых Псалтирях.

Р. В. Мантай - исследователь книжной миниатюры. Иконография праотца Авраама в Псалтирях представлена в следующих сюжетах: «Три патриарха (Авраам, Исаак и Иаков)», «Лоно Авраамово», «Жертвоприношение Авраама», «Гостеприимство Авраама» и «Завет Авраама с Богом». Следует отметить, что иконография Авраама в некоторых случаях отсутствует в византийских Псалтирях там где она появляется в славянских лицевых Псалтирях. Например, «Лоно Авраамово» иллюстрирующее 5 стих 1 Псалма: «Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на су́д, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных», в византийских Псалтирях не найдено. В византийских лицевых Псалтирях иллюстрировался 4 стих: «Не та́ко нечести́вии, не та́ко: но я́ко пра́х, eго́же возмета́ет ве́тр от лица́ земли́». Иллюстрировался 4 стих следующим образом: изображались три фигуры грешников, лежащих в разных позах, как бы сбитые с ног порывом сильного ветра. Ветер олицетворял юноша в шапке, держащий в руках длинную трубу, направленную на грешников. С XIV века монасты

Р. В. Мантай - исследователь книжной миниатюры.

Иконография праотца Авраама в Псалтирях представлена в следующих сюжетах: «Три патриарха (Авраам, Исаак и Иаков)», «Лоно Авраамово», «Жертвоприношение Авраама», «Гостеприимство Авраама» и «Завет Авраама с Богом». Следует отметить, что иконография Авраама в некоторых случаях отсутствует в византийских Псалтирях там где она появляется в славянских лицевых Псалтирях. Например, «Лоно Авраамово» иллюстрирующее 5 стих 1 Псалма: «Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на су́д, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных», в византийских Псалтирях не найдено. В византийских лицевых Псалтирях иллюстрировался 4 стих: «Не та́ко нечести́вии, не та́ко: но я́ко пра́х, eго́же возмета́ет ве́тр от лица́ земли́». Иллюстрировался 4 стих следующим образом: изображались три фигуры грешников, лежащих в разных позах, как бы сбитые с ног порывом сильного ветра. Ветер олицетворял юноша в шапке, держащий в руках длинную трубу, направленную на грешников.

С XIV века монастырская редакция лицевых Псалтирей начинает прослеживаться на Руси, и в первой же по времени рукописи дошедшей до нас, Киевской Псалтири 1397 года, мы наблюдаем своеобразное замещение и смещение сюжета. Византийский сюжет с изображением аллегории ветра, так более и не появился в славянских рукописях, а заменивший его сюжет «Лоно Авраамово», стал неотъемлемой частью славянской редакции монастырской традиции иллюстрирования лицевых Псалтирей c XIV по XVII вв. Авраам восседает на троне с подножием, на груди он придерживает многочисленное потомство или души праведных. За троном так же изображены души праведников. «Лоно Авраамово» является иконографией ветхозаветного рая, поэтому в композиции, как правило, присутствуют райские деревья. Иногда рядом с Авраамом изображается благоразумный разбойник (Рах в раю), как например в Угличской Псалтири XV века. Рах один из двоих разбойников, распятых со Христом, которому Господь сказал «ныне будешь со мною в раю» (Лк. 23: 43), поэтому он уместен в данном сюжете, и изображается с крестом в руках. В лаконичных, сокращенных миниатюрах Годуновских Псалтирей 1594 — 1600 гг. благоразумный разбойник Рах, скорее всего изображен в виде маленькой фигуры отрока в короткой тунике, стоящего рядом с Авраамом на переднем плане. Иногда Авраам подписан, иногда нет. В Годуновской Псалтири из Государственной Третьяковской Галереи, миниатюристом была допущена ошибка: Авраам изображен с восьмиконечным нимбом, который изображается у Господа Саваофа. Ошибка допущена из-за сходства сюжета с иконографией «Отечество», которая в то время была уже весьма распространена. Сверху миниатюра подписана «Авра(а)м».

В 1591 году была создана Годуновская Псалтирь, отличавшаяся от последующих Годуновских Псалтирей, созданных за период с 1594 по 1600 гг. В ней миниатюры расположены не на полях, и сюжеты в них раскрыты более подробно. Авраам восседает на троне вместе с Исааком и Иаковом. Все трое подписаны. В XVII веке была создана Псалтирь по образцу Годуновской Псалтири 1591 года, в которой "Лоно Авраамово» так же представлено иконографией трех патриархов.

Праотец Авраам появляется в славянских лицевых Псалтирях не только в иконографии «Лоно Авраамово». В Киевской Псалтири к 21 Псалму размещена миниатюра, иллюстрирующая 5-6 стихи: «На Тя́ упова́ша отцы́ на́ши, упова́ша и изба́вил еси́ я́. К Тебе́ воззва́ша, и спасо́шася, на Тя́ упова́ша, и не постыде́шася». На ней в полный рост мы видим трех патриархов: Исаака, Авраама и Иакова. В византийских Псалтирях эти стихи не иллюстрировались. В Угличской Псалтири XV века на этом месте изображены два патриарха Авраам и Иаков. В XVI веке трёх патриархов мы видим в Псалтири РГБ ф.37 №432. В Годуновских Псалтирях вместо трех патриархов изображают святых Гурия, Самона и Авива, а в XVII веке в печатной лицевой Псалтири (ОР НСРК. Q. 844) мы снова видим миниатюру с изображением Авраама, Исаака и Иакова.

Подобная иконография праотцев Авраама, Исаака и Иакова находится так же в дополнении к Псалтири, в сборнике библейских песен в Киевской Псалтири (РНБ инв. ОЛДП. F. 6) и печатной лицевой Псалтири (ОР НСРК. Q. 844). Данный иконографический сюжет иллюстрирует Песнь 7, Молитва Азарии (Дан. 3: 35) «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего».

Однако не стоит считать, что появлению иконографии Авраама в Лицевых Псалтирях, мы обязаны славянской редакции. Размещение иконографии «Лоно Авраамово» к 22 Псалму является как раз частью византийской редакции и прослеживается с XI века в Псалтыри Теодора Кесарийского (Британский музей, Лондон, Add. 19352) и в Псалтири Барберини (Biblioteca Vaticana, Barb.gr.372). В XIV — XV вв. на примере Киевской и Угличской Псалтирей, мы видим, что в славянской редакции 2 стих 22 Псалма «На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя́, на воде́ поко́йне воспита́ мя́» продолжает иллюстрироваться иконографией «Лоно Авраамово». В Годуновских Псалтирях XVI века на этом месте везде изображен Христос. Причем иногда композиция миниатюры очень напоминает «Лоно Авраамово», например, изображениями райских деревьев. Однако Годуновская редакция весьма часто стоит немного особняком от основной традиции и в XVI веке мы видим так же и изображение Авраама к 22 Псалму в Псалтири РГБ ф.37 №432. В XVII веке в одной из печатных Псалтирей, данный сюжет представлен в более расширенной версии иконографии «Лона Авраамова» с тремя патриархами, душами праведников за троном, Спасом Эммануилом в сегменте неба вверху и даже с текущей рекой внизу композиции, которая изображалась на византийских миниатюрах к данному Псалму.

К 26 Псалму размещена миниатюра с Жертвоприношением Авраама, которая иллюстрирует стих 6, в котором говориться о жертве: «И ны́не се́ вознесе́ главу́ мою́, на враги́ моя́: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его́ же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Го́сподеви». Миниатюра встречается в двух Псалтирях: Псалтири XVI века (РГБ ф.37 №432) и в печатной Псалтири 1634 года из собраний РГБ.

Интересный пример замещения и смещения сюжета при переходе традиции с византийской почвы на славянскую. В византийских Псалтирях в 49 Псалме иконографический сюжет «Гостеприимство Авраама» иллюстрировал стихи 13-14 «Еда́ я́м мяса́ ю́нча или кро́вь козло́в пию́́ Пожри́ Бо́гови же́ртву хвалы́ и возда́ждь Вы́шнему моли́твы», а в славянских Псалтирях использовался сюжет Жертвоприношение Авраама для иллюстрирования 8 стиха «Не о же́ртвах твои́х обли́чу тя́, всесожже́ния же Твоя́ пре́до Мно́ю су́ть вы́ну».

Жертвоприношение Авраама так же присутствует в 104 Псалме, иллюстрируя стихи 6-9: «Се́мя Авраа́мле раби́ Его́, сы́нове Иа́ковли избра́ннии Его́. То́й Госпо́дь Бо́г на́ш, по все́й земли́ судьбы́ Его́. Помяну́ в ве́к заве́т Сво́й, сло́во, е́же запове́да в ты́сящы родо́в, е́же завеща́ Авра́аму, и кля́тву Свою́ Исаа́ку». От IX века есть сразу две Псалтири: Хлудовская (ГИМ, греч. 129-д) и Псалтирь из Национальной Библиотеки Франции (Grec 20). В Хлудовской Псалтири размещены две миниатюры с Авраамом. На первой изображен завет Авраама с Богом, а на второй Жертвоприношение Авраама. Такие же две миниатюры к 104 Псалму размещены в Псалтири Барберини (Barb.gr.372). А в Псалтыри Теодора Кесарийского 1066 г. (British Library, Add. 19352) нарисовано только Жертвоприношение Авраама, так как это сделано в Псалтири BNF Grec 20. К 104 Псалму Авраам изображен в сербской Мюнхенской Псалтири XIV века. В XVII веке в процессе сличения славянских библейских и богослужебных текстов с греческими, скорее всего в распоряжении у миниатюристов появились лицевые греческие Псалтири, в которых 104 Псалом иллюстрировался так же как и в IX — XI веках. В итоге в одной из печатных Псалтирей ок. 1666 года, мы видим Жертвоприношение Авраама, иллюстрирующее 9 стих. Принадлежность миниатюры к 9 стиху можно определить по графической подсказке в виде красного ромбика, изображенного возле миниатюры и в соответствующем ей фрагменте текста. Система графических подсказок на Руси, скорее всего, тоже перестала использоваться к XVII веку. Ни в одной из Годуновских Псалтирей XVI века её нет. Поэтому вполне возможно, что она вернулась в середине XVII века вместе с утраченными и измененными сюжетами, увиденными русскими миниатюристами в греческих Псалтирях, привезенных на Русь в то время.

Есть, однако, два примера другой иконографии праотца Авраама к 104 Псалму. Один из них представлен в Арабской (Петербуржской) Псалтири 1648 года (А187). На миниатюре изображены три патриарха: Авраам, Исаак и Иаков в полный рост. Второй пример содержится в печатной Псалтири 1634 года, где 104 Псалом иллюстрирует миниатюра разделенная на две части: Рождество Христово и Лоно Авраамово.

Стоит отдельно рассмотерь миниатюры из Псалтири XVII в. (РГБ Ф.98 №201). Это толковая лицевая Псалтирь, выполненая по образцу Годуновской Псалтири 1591 года (ММК, КН-136). К сожалению, Псалтирь 1591 года пока не оцифрована полностью, но в разных изданиях, каталогах и на сайте Музея Московского Кремля публиковались некоторые изображения. Среди них есть черно-белое изображение миниатюры к 36 Псалму, на которой присутствует иконография Лона Авраамова.

Годуновская Псалтирь 1591 г. (ММК, КН-136). Псалом 36.
Годуновская Псалтирь 1591 г. (ММК, КН-136). Псалом 36.

Иллюстрированные толковые лицевые Псалтири — это особое явление со своим набором миниатюр. Впрочем, очень во многом они перекликаются с монастырской редакцией, что указывает на то, что именно монастырская редакция была взята за основу. По своей сути монастырская редакция лицевых Псалтирей сама по себе является толковой, только вместо текста с толкованиями, она прибегает к изображениям. В толковых Псалтирях Годуновской редакции миниатюры находятся не на полях, а в тексте, благодаря чему композиции не так стеснены пространством и изображены более расширено. А поскольку, иллюстрируется еще и текст толкования, то многое добавляется в изображения благодаря дополнительному тексту. В итоге получается, что конкретные персонажи изображены не только в тех местах Псалтири, где они традиционно изображаются, но и во многих других. Например, праотец Авраам изображен не только в рассмотренных нами Псалмах 1 и 104, но и в 36, 37, 41, 43, 77 и 79 Псалмах. На миниатюрах к 41 и 43 Псалмам он не подписан, но благодаря вполне узнаваемой иконографии «Лоно Авраамово» и «Три патриарха», можно с уверенностью заключить, что изображен именно Авраам.

Необычный иконографический сюжет использован при иллюстрировании 117 Псалма. Проиллюстрирован 20 стих «Сия́ врата́ Госпо́дня, пра́веднии вни́дут в ня́». Сюжет связан с иконографией «Лоно Авраамово»: в мандроле, поддерживаемой двумя ангелами, изображены райские врата. Лоно Авраамово — ветхозаветный прообраз рая, поэтому не случайно, что именно Авраам видит райские врата. В годуновской редакции лицевых Псалтирей данный сюжет переосмыслен в ново-заветных ориентирах, и вместо Авраама во всех Годуновских Псалтирях изображен апостол Петр. В византийских Псалтирях данный сюжет повстречался только в Балтиморской Псалтири 1300 года (Walters Art Museum, W.733). В Киевской и Угличской Псалтирях в данной композиции изображен Авраам, а в Годуновских Псалтирях (1594-1600 гг.) и в печатной Псалтири середины XVII века (РНБ. ОР НСРК. Q. 844) изображен апостол Петр.

В грузинской Джручской Псалтири кон. XIII в. (Н-1665), обнаружена миниатюра, на которой праотец Авраам и апостол Петр присутствуют в одной композиции рядом с вратами рая, вход в которые преграждает херувим. Авраам представлен иконографией Лоно Авраамово. У апостола Петра в руках ключи от ворот рая.

-15

В печатной Псалтири XVII века (РНБ ОР Q.I 1129) размещена миниатюра с праотцом Авраамом к 80 Псалму. Миниатюра иллюстрирует 9 стих: «Слы́шите, лю́дие мои́, и засвиде́тельствую ва́м, Изра́илю, а́ще послу́шаеши Мене́». Это единичный случай изображения Авраама к 80 Псалму. Более того и сама иконография Авраама подобного рода встречается в Псалтирях всего раз. Авраам изображен в молитвенном предстоянии Христу. Христос обращается к Аврааму.

Печатная Псалтирь XVII века (РНБ ОР Q.I 1129).
Печатная Псалтирь XVII века (РНБ ОР Q.I 1129).

Печатные Псалтири XVII века радуют исследователей многообразием миниатюр и сюжетов, не встречавшихся в более ранних Псалтирях. Так в Псалтири 1634 года повстречались миниатюры с изображением Авраама к 125 и 127 Псалмам. 125 Псалом посвящен освобождению народа Израиля из плена, поэтому мы видим необычную композицию, разделенную на три части. Слева изображены, предположительно, апостолы, в центре изображен Христос, а в правой части Лоно Авраамово. В итоге перед нами символическая картина возвращения людей в рай через Христа. В 127 Псалме основной мыслью является воспевание потомства как настоящего богатства и благословения Божьего. Именно поэтому в композиции миниатюры, иллюстрирующей данный Псалом, помещено Лоно Авраамово, где праотцы изображаются со своим многочисленным потомством.

Скорее всего, все единичные случаи размещения изображений Авраама к разным Псалмам, упомянутым в этой статье, имели свои протографы, но пока они либо не обнаружены, либо не описаны. Надеемся, что вскоре в интернете в свободном доступе появятся новые оцифрованные рукописи лицевых Псалтирей.