Новое, третье поколение Porsche Panamera (индекс 976) уже здесь, и его флагманская версия, Turbo S E-Hybrid, это не просто автомобиль. Это демонстрация силы, технологический манифест и, если хотите, взгляд Porsche на идеальный Gran Turismo для современного мира. Да, у него есть младший брат, «просто» Turbo E-Hybrid, и даже негибридный GTS с V8, но именно S-версия задирает планку на запредельную высоту. Правда, и стоимость этого чуда инженерной мысли соответствующая. Давайте разберемся, стоит ли игра свеч, и что скрывается за внушительной цифрой на ценнике.
Для более полного анализа мы воспользовались результатами тест-драйва журналистов профильного издания Autocar. Цены переведены в рубли по курсу на дату подготовки обзора.
Дизайн и стиль: сила в элегантности
Panamera всегда была автомобилем с особым шармом – этакий растянутый 911, сохранивший фамильные черты, но обретший практичность четырех дверей. Третье поколение оттачивает эту формулу. Дизайнерам Porsche удивительным образом удалось сбалансировать массивность и изящество. Машина выглядит мощно, но без показной агрессии, присущей некоторым конкурентам из стана «заряженных» седанов. Есть в ней некая сдержанная роскошь, чувство экзотики, которое выделяет ее на фоне более утилитарных соперников.
Конечно, для любителей выделиться есть опциональный карбоновый аэродинамический обвес (именно он помог установить рекорд круга на Нюрбургринге, как же без этого!). Но даже без него, особенно в небанальном цвете вроде Madeira Gold (золотисто-коричневый металлик), Panamera Turbo S E-Hybrid излучает уверенность и статус.
Это не кричащий суперседан, а скорее повзрослевший, атлетичный GT, знающий себе цену. Отсутствие версии Sport Turismo (универсал), которую многие ценили за более гармоничный силуэт задней части, – пожалуй, единственный повод для легкой грусти в плане дизайна.
Сердце гибрида: V8 и электротяга
Под капотом флагманских Panamera скрывается серьезная сила. Обе версии – и Turbo E-Hybrid, и Turbo S E-Hybrid – используют гибридную силовую установку на базе 4.0-литрового V8 с двойным турбонаддувом. Ему ассистирует электромотор мощностью 188 л.с. (140 кВт) и внушительным моментом в 450 Н*м, интегрированный в 8-ступенчатую коробку передач PDK с двойным сцеплением. Питается он от литий-ионной батареи увеличенной емкости – 25,9 кВтч (из них полезная – 21,8 кВтч), расположенной под полом багажника. Это позволило значительно увеличить запас хода на чистой электротяге – теперь он может достигать 85 км по циклу WLTP.
Разница между двумя «Турбо-гибридами» кроется в настройках ДВС и общей отдаче. Turbo E-Hybrid предлагает весьма солидные 680 л.с. и 930 Н*м крутящего момента. Но версия Turbo S E-Hybrid – это настоящий монстр: суммарная мощность достигает 738 л.с., а крутящий момент – умопомрачительных 1000 Н*м!
Такой потенциал выливается в захватывающую динамику. Разгон до 100 км/ч у Turbo S E-Hybrid занимает всего 3,2 секунды (против 3,7 у Turbo E-Hybrid). Максимальная скорость «Эски» тоже впечатляет – 315 км/ч. Это первый серийный Panamera, способный преодолеть отметку в 300 км/ч.
Магия шасси: Porsche Active Ride
Пожалуй, главная техническая изюминка нового Panamera Turbo S E-Hybrid – это революционная система активной подвески Porsche Active Ride (PAR). Она является стандартным оснащением для S-версии (и дорогой опцией примерно за 784 тыс. рублей для Turbo E-Hybrid). Эта система – настоящий инженерный триумф. Она полностью отказывается от традиционных стабилизаторов поперечной устойчивости. Вместо них каждое колесо оснащено собственным гидравлическим насосом, который мгновенно регулирует давление в пневмостойках.
Что это дает на практике? Почти полное отсутствие кренов в поворотах. PAR может активно наклонять кузов внутрь поворота, подобно мотоциклу, компенсируя центробежную силу. При разгоне система слегка «приподнимает» заднюю часть, а при торможении – переднюю, борясь с клевками и приседаниями.
Инженеры шутливо сравнивают эти движения с маневрами вертолета Apache. На неровностях PAR способна молниеносно «поднимать» кузов перед препятствием и «прижимать» его к дороге после, эффективно «приглаживая» асфальт и даже «перешагивая» через лежачих полицейских. Система работает проактивно, получая данные с множества датчиков и реагируя до 13 раз в секунду. И все это – без камер, сканирующих дорогу, которые в Porsche (в отличие от Tesla) считают ненадежными.
В дополнение к PAR, Turbo S E-Hybrid стандартно оснащается системой подруливания задних колес, активным распределением крутящего момента PTV Plus с электронной блокировкой заднего дифференциала и карбон-керамическими тормозами PCCB. Все это работает в комплексе, превращая большой и тяжелый (снаряженная масса около 2400 кг) седан в удивительно послушный и азартный автомобиль.
Кокпит пилота: роскошь и технологии
Внутри Panamera встречает атмосферой дорогого, технологичного и при этом по-спортивному уютного кокпита. Посадка низкая, почти как в купе, что сразу настраивает на нужный лад. Качество материалов безупречно, сборка – эталонная. Новая концепция Porsche Driver Experience удачно сочетает цифровые дисплеи (перед водителем и опционально перед пассажиром) с физическими кнопками и переключателями для самых важных функций.
Центральный сенсорный экран аккуратно интегрирован в переднюю панель, не выглядит чужеродным планшетом и удобен в использовании. Особенно радует сохранение блока физических кнопок и тумблеров для управления климатом – тактильно приятно и интуитивно понятно. Единственное, к чему можно придраться – маленький, не самый удобный селектор КПП на передней панели справа от руля.
Сзади стандартно установлены два раздельных кресла, обеспечивающие комфорт для взрослых пассажиров, хотя по простору Panamera слегка уступает некоторым конкурентам класса люкс. Зато багажник, даже с учетом батареи под полом, остается весьма вместительным (около 420 литров) и удобным благодаря кузову лифтбек.
На дороге: двойная натура
За рулем Panamera Turbo S E-Hybrid раскрывается во всей красе своей двойственной натуры. В электрическом режиме (E-Power) это удивительно тихий и плавный автомобиль. Мощности электромотора (188 л.с.) вполне хватает для уверенного передвижения в городе и даже на шоссе на скоростях до 140 км/ч. Реальный запас хода на электричестве действительно может превышать 70-80 км при спокойной езде, что делает ежедневные поездки потенциально очень экономичными.
Переход между электрическим и бензиновым режимами происходит абсолютно незаметно. V8 просыпается плавно, без рывков, но стоит нажать на акселератор посильнее, как он тут же демонстрирует свой геркулесов потенциал. Ускорение в режиме Sport или Sport+ просто ошеломляет – 1000 Н*м тяги вдавливают в кресло с неистовой силой на любой скорости. При этом, если выбрать опциональную спортивную выхлопную систему (настоятельно рекомендуется!), звук V8 будет радовать слух сочным, породистым рыком, а не синтетическим аккомпанементом.
Но настоящее волшебство – это работа подвески PAR. Автомобиль идет по дороге с невероятной стабильностью. Он буквально игнорирует крены, клевки при торможении и приседания при разгоне. Сначала это кажется немного неестественным, но быстро привыкаешь к тому, как Panamera утюжит неровности и пишет повороты, словно приклеенная к асфальту.
Активная система делает 2.4-тонный седан субъективно гораздо легче и проворнее. Управляемость точна, руль информативен, а сцепление с дорогой кажется безграничным. При этом даже на 21-дюймовых колесах комфорт остается на высоком уровне, хотя на острых стыках подвеска может напомнить о своей спортивной сущности.
Цена вопроса и эксплуатация
Флагман Porsche никогда не был дешевым удовольствием. Базовая цена Panamera Turbo S E-Hybrid в Великобритании составляет £175,100, что по курсу на момент написания статьи эквивалентно примерно 19,1 миллиона рублей. «Младший» Turbo E-Hybrid стартует с £152,000 (~16.6 млн рублей). С опциями цена легко переваливает за 20-21 миллион рублей.
Дорого? Безусловно. Но здесь вступает в игру «математика для состоятельных». Если посмотреть на список стандартного оснащения Turbo S E-Hybrid (подвеска PAR, карбон-керамика PCCB, подруливание задних колес, PTV Plus, 21-дюймовые колеса и многое другое), то становится понятно, что дооснастить обычный Turbo E-Hybrid до такого же уровня выйдет почти в ту же сумму. Так что доплата за S-версию – это, по сути, плата за дополнительные 58 л.с. и максимальную скорость, что уже не кажется таким уж расточительством для тех, кто хочет «полный фарш».
Возможность проезжать значительные расстояния на электротяге может существенно снизить расходы на топливо при регулярной зарядке, добавляя прагматичный аспект владению этим суперседаном.
Вердикт: шедевр инженерной мысли?
Новый Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid – это автомобиль, который впечатляет. Он предлагает феноменальную динамику, управляемость на грани физики благодаря революционной подвеске Active Ride, высокий уровень комфорта и роскоши, а также реальную возможность экономичной езды на электротяге.
Инженерам Porsche удалось создать машину с невероятно широким диапазоном возможностей – от бесшумного городского круизера до пожирателя автобанов и серпантинов. Да, цена высока, но она во многом оправдана уровнем технологий и той инженерной проработкой, которая чувствуется в каждой детали.
Если бюджет позволяет, и вы ищете ультимативный Gran Turismo, сочетающий в себе роскошь, практичность, передовые технологии и ураганную динамику, то Panamera Turbo S E-Hybrid – один из лучших, если не лучший выбор на сегодняшний день. Это действительно шедевр современной инженерной мысли.