Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Идеальный мир Жюля Жозефа Лефевра

Франция с гордостью указывает на Жюля Жозефа Лефевра как на одного из величайших художников-портретистов, в то время как в нашей стране об этом мастере знают немногие. Но, глядя на полотна Лефевра, невольно задумываешься, что он заслуживает большего внимания. Его изображения идеальных женских тел соответствовали академическим традициям подчеркивая безупречность формы и утонченность линий, создавая скорее аллегории в женском обличье, чем реальные образы. Сын булочника проделал большой путь из Турнана-ан-Бри до Парижа. Начальное художественное образование Лефевр получил в Амьене, затем поступил в парижскую Школу изящных искусств, где получил образование под началом таких известных художников как Леон Конье и Александр Кабанель. Работы Лефевра были впервые были представлены публике, когда художнику было 23 года. С 1857 года он начал регулярно выставлялся в парижских салонах. Признание и известность Лефевр получил за исторические и мифологические полотна и портреты. В его портретах можно у
Оглавление

Франция с гордостью указывает на Жюля Жозефа Лефевра как на одного из величайших художников-портретистов, в то время как в нашей стране об этом мастере знают немногие. Но, глядя на полотна Лефевра, невольно задумываешься, что он заслуживает большего внимания. Его изображения идеальных женских тел соответствовали академическим традициям подчеркивая безупречность формы и утонченность линий, создавая скорее аллегории в женском обличье, чем реальные образы.

Сын булочника проделал большой путь из Турнана-ан-Бри до Парижа. Начальное художественное образование Лефевр получил в Амьене, затем поступил в парижскую Школу изящных искусств, где получил образование под началом таких известных художников как Леон Конье и Александр Кабанель. Работы Лефевра были впервые были представлены публике, когда художнику было 23 года. С 1857 года он начал регулярно выставлялся в парижских салонах.

Признание и известность Лефевр получил за исторические и мифологические полотна и портреты. В его портретах можно увидеть скрупулезное внимание к деталям и способность передавать характер и индивидуальность своих моделей. Для него позировали такие известные личности как: актриса Сара Бернар, принц Эжен-Луи Наполеон Бонапарт, графиня Расти, композитор Теодор Дюбуа.

Академизм и идеальная красота

Академическое образование оказало глубокое влияние на его художественный стиль. Согласно академическим канонам работы Лефевра отличались строгой композицией, точностью и мастерским использованием света и тени. Кроме того, в полотнах Лефевра читается идеализированная, «отполированная» красота.

«Смерть Приама»
«Смерть Приама»

Картина «Смерть Приама» позволила художнику выиграть студенческую поездку в Рим, где он изучал работы великих мастеров. Именно там он впервые проявил интерес к изображению обнаженной натуры. Однако в Риме большого успеха художник не снискал. Кроме того, жизнь в Италии омрачилась печальной новостью: умерли родители мастера и одна из его сестер. Лефевр погрузился в депрессию. После того, как он пережил удар за ударом – он вернулся в Париж, и уже там, в 1870 году, обрел первый большой успех, который ему принесла картина «Истина».

«Истина» (фрагмент)
«Истина» (фрагмент)

На полотне изображена обнаженная женщина, выходящая из колодца. В ее руке зеркало, отражающее яркий свет. Фигура женщины ярко освещена и контрастирует с темным фоном, словно олицетворяя фразу «свет истины». Полная версия картины

После этого успеха, Лефевр продолжает изображать обнаженную натуру. Его прекрасные женщины выступают в самых разных ролях: одалиски, греческие богини, олицетворения природы, мифические девы.

Леди Годива
Леди Годива

Мария Магдалина в гроте

Сложно выделить одну работу Лефевра, ведь все они поражают своей чувственностью и особой атмосферой. Однако, стоит выделить работу художника, находящуюся в Государственном Эрмитаже – «Мария Магдалина в гроте». На горизонтальном полотне изображена сцена оплакивания грехов Марии Магдалины, которая отправилась в пустыню на 30 лет, придерживаясь строгой аскезы. Обнаженная женщина лежит на земле, ее рыжие волосы струятся по камням и спадают на тело, руки закрывают лицо. Поза Марии Магдалины чувственна и театральна, но язык ее тела воплощает драматизм внутренних страданий.

«Мария Магдалина в гроте» (фрагмент)
«Мария Магдалина в гроте» (фрагмент)

Примечательно, что перед тем, как попасть в коллекцию Эрмитажа, полотно побывало в личной коллекции Николая II, купившего картину на выставке французских художников в Санкт-Петербурге. А до этого, во время ее дебюта в Парижском салоне, ее сразу же купил известный французский писатель Александр Дюма-сын. Полная версия картины

Признание и наследие

В 1870-х годах Лефевр начал преподавать живопись в Академии Жюльена в Париже. Среди его учеников были многие известные художники, например: Уильям Харт, Феликс Валлоттон, Жорж Рошгросс, Чайльд Хассам, Уолтер Лофтхаус Дин.

Жюль Жозеф Лефевр
Жюль Жозеф Лефевр

После своего успеха, Лефевр завоевал настоящее признание. Он получил множество наград, в том числе орден Почетного легиона, который является одной из высших наград Франции.

Художник скончался в 1911 году от продолжительной болезни, оставив после себя наследие в виде своих учеников и множество работ.

Читайте также: