Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи /Серафим Саровский/
Никакого рая нет и быть не может. Но можно его придумать и рассказать о нем другим. Можно создавать свою реальность. Вместо банального «очень понравилось» поделюсь мыслями, возникавшими в процессе и по прочтении /хотя и они, по сути, наверное, оригинальностью не блещут/. Не сильна я в жанрах, тем более что вездесущие классификаторы в неутомимой жажде сопричастности насочиняли их миллион. Антиутопия и утопия? Окей.
Мне читалось легко, сюжет увлек, герои сначала показались черно-белыми, слишком однозначно хорошими или плохими, такими, без полутонов, не вызывающими сомнений, но, думаю, они так выписаны намеренно, дуально /как цвет волос героини, например/, специально взят акцент на сюжет, глагольность, идею, которая, возможно, и не совпадает с выбранным мной эпиграфом, но, уверена, и не диссонирует.
По ходу пьесы персонажи приобрели краски, цвета, объем, а под конец и вовсе запросились на широкий экран, как и все эти пронумерованные города и моря, погребенные под песком и обломками цивилизации человейники, Край, Пустошь, Базар, попытки выжить разумной коммуной, красота безусловной любви и природы, освобожденной от хотелок «венца творения».
Почему этот роман стоит прочесть
Детям он противопоказан /местами таки шок/, осознанным взрослым полезен, неосознанным тем более, так как способен встряхнуть и вернуть в сознание. Описанные события касаются всех нас, в той или иной степени. Скажу больше, читая, я не раз подумала, что, несмотря на признаки фантастики, возможные мрачные перспективы предполагаемого будущего, многими «постапокалиптическими» метастазами уже поражено настоящее. Все эти классы, сектора, «все равны, но кто-то ровнее», устраиваемые условными оргами адские лотереи и забеги, после которых большинство участников «утилизируется». В художественно утрированном описании этих «соревнований» лично я вижу то, что в принципе делает с человеком придуманная им же когда-то государственная система, олицетворяемая бюрократической армией непущателей как из одного инкубатора и элитными чадушками из правильного помета.
Но первичны личность и творчество, а все, что не они — их убивает.
Невозможно не примерять прочитанное к сегодняшней действительности. Не буду спойлерить, читайте, сопереживайте, узнавайте, возможно, и себя среди персонажей /среди некоторых не дай вам Бог/.
«На что ты готов ради…?»
Несмотря на то, что мы с автором живем в разных странах, мне кажется, многое видим и воспринимаем схоже. Слог органично ложится на душу. Без сопротивления принимаются, например, мысли о том, что: можно любить человека, не любя человечество; баг социума, отсутствующий в одном человеке, способен завирусить общество в целом; человек должен хоть что-то одно уметь делать хорошо, тогда у него больше шансов выжить; на твой земной рай всегда найдется чей-то земной ад.
Точно указан вектор дальнейшего хода истории человечества при сегодняшних вводных. Четко прорисована структура коммуникаций общества так называемого нового мира. Барельефно расписаны страшные последствия ядерной катастрофы. Для меня смысл написанного распространился далеко за пределы страдания конкретной женщины, матери, потерявшей своего беззащитного новорожденного малыша /читать это невыносимо, тупиково/. Ведь речь идет о том, как мы появляемся на этот свет и как потом, освоившись, этот свет дико и кроваво делим.
Лейтмотивом задаются вопросы наших прав и свобод. Ну и «на что ты готов ради...?» Трагедии потерь: невозможность стать родителями, разлученные со своей землей фермеры, мастера, вынужденные заниматься не своим делом, «отбракованные» социумом люди, теряющие человеческое достоинство, кондовый конвейер запретов — это о противоестественности сегодняшней нашей жизни. Ложь, насилие, чудовищное информационное манипулирование — привычный инструментарий оргов.
На волю, в пампасы!
Но баг, разумеется, в собственно природе человека /легкомысленно не учитываемой революционными теоретиками/ со всеми его пирогами: эгоизм, зависть, жадность, глупость, жестокость, трусость etc. Заходим в интернет. Независимо ни от чего, просто потому что можно, все травят всех: типа красивые типа некрасивых и наоборот, условно молодые условно старых и наоборот, как бы умные как бы дураков и наоборот, некурящие курящих, богатые бедных, худые толстых, высокие низких, ну и так далее. Вдохновенно и зачастую безграмотно витийствуют разнокалиберные борцы за хер пойми что. Сеть удобна, но, очевидно, не было готовности так быстро и неотвратимо узнавать о самих себе столько нового.
Никто никого не слышит. Самоутверждаться за счет собственных достоинств не модно. Люди звереют от потребительства, невежества и безнаказанности, с детства начиная воспринимать себе подобных плоскими декорациями к своей неепически важной жизни. Наблюдая все это и понимая, что среда решает, очень хочется в эту заповедную пещеру с каменным очагом и собранными собственноручно травами, незатейливыми припасами /все это очень вкусно описано/, где тишина, природа, никто ничего не продает и не мельтешит.
Добро без кулаков
Одним из ключевых моментов книги стала сцена, где главные герои буквально «бросают добро в воду», альтруистично рискуя собой для того, чтобы возможность спастись появилась и у других. Здесь каждый может задать себе вопрос — а как бы поступил я? Подавляющее большинство, независимо от ответа, думаю... Тенденции актуальной повестки — не про быть нормальным, а про нормальным выглядеть.
И я понимаю главную героиню, которой в силу обстоятельств приходится пожалеть об этом высокопарном решении. Рай не рай, а выжить в нашем мире без ножей, арбалетов и ружей оказывается проблематично.
Мне нравятся эти «варвары», спасающие животных и книги, ищущие живое и настоящее, подлинное — музыку, литературу, чувства среди электронного, резинового, оцифрованного шлака, прошедшие через нечеловеческие испытания, не потеряв совесть, доброту, способность сопереживать. Они десоциализированы? В таком случае, мне не нужен такой социум, и я тоже хочу быть варваром.
Плюс к лексикону и ассоциации
Предсказуемо близки мне рассуждения о своем пространстве, доме /«это место, где есть книги, собака и нет порошковой еды»/. Очень понравились некоторые авторские находки, имена собственные, аббревиатуры: структура нового мира /ГССГ/, говорящая сама за себя и о том, что было бы из чего организовать колонию, желающие всегда найдутся, БЭТ-фашизм, ЧЧ /четверть часа/, ОК /знак и наркотик/, образ ушедшей под воду церкви и пропавший с купола крест. А моя собака теперь, конечно — «шабака») /звучало и раньше, но случайно/.
Концовка умиротворяет и тревожит одновременно /«Найдут же их и все равно все изгадят»/.
Ассоциации: «Скотный двор» Д. Оруэлла, «Жизнь впереди» Р. Гари /Э. Ажар/, «Три товарища» Э. М. Ремарка, «Синяя птица» Метерлинка, «Сидя в тени» И. Бродского, трек Ст1м «Будущее наступило», «Это все, что останется после меня» ДДТ, «Мама, мы все тяжело больны» В. Цоя, фильм «Бегущий человек», пелевинские пилоты и баночники и еще много всего, проскользнувшего по касательной.
Как-то так по горячим следам.
Благодарю автора и всех причастных к изданию этого романа.
Интересно будет почитать другие отзывы, делитесь впечатлениями и своими ассоциациями, кто уже прочел.
Автор: Ф.И. для сайта Альтерлит