Родители часто говорят об отсутствии у выросших детей какого бы то ни было желания ставить жизненные цели. «Ничего я не хочу!», — заявляют подростки. Почему так? Это сигнал об отсутствии уверенности в себе, своих силах. Внутри бравирующего самоуверенностью подростка скрывается бездна тревожности, сомнений, повышенной боязливости. Что делать? Рассказывает Ольга Сергеевна Андреева, начальник департамента филологии ИГН МГПУ, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.
«Ничего не хочу!» Как помочь?
Что может снизить тревожность подростка? Ощущение стабильности.
Откуда взять это ощущение? Изнутри.
Гораздо проще быть по-настоящему уверенным в своих силах, когда впереди не ворох неизвестного, а понятная цель, разбитая на посильные этапы.
Цель — это положение дел, которого мы хотим достичь. Самое трудное для ребят с нечётким представлением о будущем — решить, какую из целей ставить.
Малышей мы учим делать выбор в повседневных условиях (какого цвета кофточку ты хочешь надеть, какой ложкой ты сегодня хочешь за обедом пользоваться). Подросток с этими задачами легко справляется. Но ребёнок со времён младшей группы детского сада подрос, стали более серьёзными и его решения. На кого учиться, как получить нужное образование, как зарабатывать и тратить? Взрослые задачи! Как их решать? Непонятно. Гораздо понятнее будет, если решить, что ребёнок будет получать техническое (естественнонаучное, гуманитарное — главное, какое-то одно) образование, а значит, ему нужна математическая (естественно-научная, гуманитарная) вертикаль. Отлично, а теперь разбираемся, что нужно, чтобы туда попасть. Шансов на успех становится гораздо больше.
Этот же принцип работает и в финансовом воспитании. Чтобы сформировался финансово грамотный тип поведения, необходимо маленькими шагами приучать подростка к сбережению средств. Но бесцельное накопление — это утопия. Поэтому определяем цели: для чего копим, чего хотим достичь, к чему идём.
Целеполагание — это вектор, который помогает человеку выстраивать жизнь так, как он считает правильным. Благодаря поставленным целям человек проходит определённые этапы становления и учится справляться с трудностями, реализуется в профессиональной сфере.
Что могут сделать родители?
Без постановки целей и последовательного их достижения невозможно представить жизненную стратегию. Родители поступательно ведут детей к самостоятельной и осознанной постановке цели, учат определять предполагаемый результат. Важно понять последовательность действий в связке «родители — дети».
Последовательность: цель → формирование стратегии достижения → сбор информации о том, что и как сделать → последовательные шаги и действия → результат.
Путь достижения цели необходимо разделить на промежуточные этапы, которые выстраиваются в иерархию целей (распределение по степени важности), соответственно, возникает необходимость планирования последовательности действий по достижению желаемого результата. Необходимо и сформировать навык анализа возможностей для достижения цели.
Часто мама и папа просто сообщают детям о том, что нужно сделать, не объясняя зачем. В голове родителей последовательность сложилась, им всё понятно и, как они считают, подростку тоже. Однако логической последовательности, положительного результата, а главное — ответа на вопрос «Зачем это мне?» в голове у сына/дочери нет. И как следствие — недоумение и отказ выполнять простейшие и логичные действия.
Нужно договариваться, объяснять, раскладывая на составляющие молекулы. Прояснять всё то, что в совокупности ведёт к достижению цели, выполнению задачи. «Ротом!», как говорила моя маленькая дочь, когда мы спрашивали, как она собирается договариваться с участниками её «подвигов».
Допустим, вы поставили подростку цель: пройти медицинское обследование, чтобы получить необходимые документы для обучения. Для подростка — совершенно не интересная и не «зажигающая» задача. Однако если разложить её на этапы и понять, к какому результату необходимо прийти, то уже становится интереснее.
Для начала необходимо прояснить подростку ряд вопросов: «Зачем это тебе?», «Какая выгода тебе сейчас? А в будущем?», «Что будет, если мы это сделаем? А чего не будет, если мы это не сделаем?». Важно предельно честно ответить на эти вопросы. И тогда результат станет понятен для всех участников действия.
Без этого обследования ты:
- не сможешь попасть в учебное заведение,
- не получишь документы о среднем образовании,
- без них дальнейший жизненный путь вырисовывается весьма печальным: неквалифицированный плохо оплачиваемый труд, отсутствие социальных гарантий от работодателя, постоянная нужда в деньгах.
Если ты пройдёшь обследование, то сможешь получить дополнительную помощь при обучении: согласие школы дать тебе возможность «догнать» своих сверстников или обучаться по индивидуальному сценарию, в комфортном для тебя темпе и без вреда здоровью.
Практика «Целеполагание»
Я предлагаю вам помочь подростку определить краткосрочные и долгосрочные цели. Движение к поставленным целям даст спасительный вектор. Если у подростка получится держать в зоне своего контроля и ответственности хотя бы от одного до трёх решений, это благотворно скажется на его эмоциональном состоянии и поможет ему отрабатывать навыки целеполагания, нести ответственность за последствия своих решений.
Ваша задача — помочь ребёнку поставить цели (учебные, творческие, личные, финансовые) и распределить время, необходимое для их достижения. Чтобы укрепить мотивацию, необходимо обсудить значимость поставленной цели и выгоду, которая будет получена при её достижении.
Если определённая в ходе обсуждения цель слишком масштабна, логично будет разбить её на несколько составляющих.
Напишите на листе бумаги фразы и предложите подростку закончить их.
- Я мечтаю о…
- Я хочу накопить на…
- В следующем месяце я хочу…
- Через шесть месяцев я хочу…
- В следующем году я мечтаю о…
- Я хочу через пять лет…
Даже если вам цели подростка покажутся нереальными, надуманными, удержитесь от критики. Теперь предложите подростку занести все его цели в таблицу и заполнить её.
Подросток многое поймёт сам, если вы проведёте вместе подробный анализ целей и предполагаемых этапов их достижения. Для начала каждую цель проанализируйте. Приведём примеры вопросов.
- Что именно нужно сделать для достижения цели, какие этапы её достижения ты видишь?
- Кто, где и как будет это делать?
- Что тебе необходимо для достижения цели? Чем ты уже располагаешь?
- Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
- Насколько эта цель значима для тебя сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими?
- Могут ли измениться сроки достижения цели?
Главная задача целеполагания состоит в том, что подросток должен выдвинуть свои реальные цели и убедиться, что он самостоятельно или с небольшой помощью родителей сможет достичь их выполнения.
Так у подростка появится своеобразный план движения к цели, начиная с сегодняшнего дня. Важно договориться, как он будет фиксировать выполнение этапов достижения цели, а вы — узнавать о том, какие этапы он уже выполнил. Например, каждую субботу вечером вы будете обсуждать то, что уже сделано.
Необходимо объяснить подростку, что только при последовательном выполнении плана он придёт к цели.
Практика целеполагания — важный задел на успешное будущее, она даёт подрастающему человеку возможность сформировать важные качества.
В процессе постановки целей и их достижения подросток научится планировать время с учётом важности задач (тайм-менеджмент в действии), находить оптимальные решения для реализации планов, сможет правильно формулировать цели и успешно достигать их. Эти навыки незаменимы не только для успешной учёбы и работы, они могут помочь вашим детям в будущем справляться со сложными жизненными ситуациями.