Найти в Дзене
СтоДольские

Понимание и знание.

(Приложение 1 к каналу телеграм https://t.me/stodolskiy. ) Пятый раз нахожусь в Гималаях. Тишина, горы, природа располагают к пониманию того, на что направляешь своё внимание. Знать и понимать - два принципиально разных состояния разума. Долгое время не мог объяснить, чем меня беспокоит ЕГЭ. Теперь понял: В Советской школе при сдаче экзамена преподаватель помимо вопроса в самом билете мог задать десяток близлежащих к теме вопросов, чтобы увидеть реальное понимание темы учеником. Знать правильный ответ было не достаточно. Вспомните как ученики и учителя относились к "зубрилам". "Зубрилы" знали, но не понимали. Сейчас от учеников требуют знание ответа, но не его понимание. Знающими намного проще управлять, чем Понимающими. Понимание включает в себя и знание и широкий аппарат мышления. Интеллектом обладает понимающий, зубрящий и натасканный обладает только временным знанием. Знание со временем стирается из памяти, понимание сохраняется. Советская школа стремилась растить понимающих. Совре

(Приложение 1 к каналу телеграм https://t.me/stodolskiy. )

Пятый раз нахожусь в Гималаях. Тишина, горы, природа располагают к пониманию того, на что направляешь своё внимание.

Знать и понимать - два принципиально разных состояния разума.

Долгое время не мог объяснить, чем меня беспокоит ЕГЭ. Теперь понял:

В Советской школе при сдаче экзамена преподаватель помимо вопроса в самом билете мог задать десяток близлежащих к теме вопросов, чтобы увидеть реальное понимание темы учеником. Знать правильный ответ было не достаточно. Вспомните как ученики и учителя относились к "зубрилам". "Зубрилы" знали, но не понимали.

Сейчас от учеников требуют знание ответа, но не его понимание. Знающими намного проще управлять, чем Понимающими.

Понимание включает в себя и знание и широкий аппарат мышления. Интеллектом обладает понимающий, зубрящий и натасканный обладает только временным знанием. Знание со временем стирается из памяти, понимание сохраняется.

Советская школа стремилась растить понимающих. Современная общество растит поверхностно знающих.

"В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы" - это знание. Умение объяснить причину такого соотношения - это понимание.

Стрелка в компасе смотрит на север - это знание. А то, что у земли есть магнитные полюса и стрелка выравнивается относительно магнитных линий земли - это понимание. Понимание более гибкое. Понимающий, например,  будет делать поправку в компасе на крупные металлические предметы вокруг, так как они изменяют магнитные линии. Знающий будет ориентироваться только на стрелку.

Многие знают, что морскую воду пить нельзя. Если понимаешь - можно объяснить почему: Клетка нашего организма вбирает и отдаёт влагу по принципу обратного осмоса. В каждой клетке нашего организма раствор воды и солей. Клетка поддерживает баланс солей внутри и снаружи только за счет перемещения молекул воды. Содержание солей в самой клетке остаётся неизменным. Концентрация солей в морской воде выше, чем концентрация солей внутри клетки.

Когда человек пьёт морскую воду, то вокруг клетки образуется жидкость с более высокой концентрацией солей. Клетка пытается сбалансировать это состояние путём выделения молекул воды через стенку (мембрану) в межклеточное пространство (клетка своей водой пытается как бы разбавить концентрацию соли в межклеточном пространстве). Таким образом, отдавая воду, клетка обезвоживается и постоянно посылают сигнал в мозг, который интерпретируется как жажда. Поэтому чем больше пьёшь солёную воду, тем больше хочется пить. Таким образом, питьё морской воды приведёт сначала к обезвоживанию, а затем к полному высыханию тела.

Для того, чтобы моё понимание стало доступным окружающим, мне нужно использовать общие для нас понятия через образы-сравнения в упрощенной модели:

Представьте бассейн (межклеточное пространство) с морской водой, в который мы начинаем погружать мешки (клетки организма) из плотной ткани, наполненные обычной водой. Допустим, что ткань (стенка или мембрана клетки) настолько плотная, что может пропускать только молекулы воды. Молекулы соли крупнее чем молекулы воды, поэтому через стенку пройти не смогут. В результате, мешки начнут сжиматься, а вода из них переходить в бассейн.

Понимая этот механизм, можно объяснить почему хочется пить после селёдки.

Понимание сути открывает новые возможности применения:

Погружая пойманную рыбу в тузлук (концентрированный водно-солевой раствор), мы высушиваем внутриклеточную влагу рыбы. А затем на ветерочке высушиваем остатки межклеточной влаги. И получаем вяленую рыбку, пригодную для хранения.

Данными примерами хотел показать разницу между знанием и пониманием. Знание узко и статично. Понимание открывает широкие возможности применения.

Можно подобрать ещё одну аналогию на примере игры в пазлы (мозайку): Каждый отдельный кусочек мозайки - это знание. Соединение кусочков мозайки в единую картину - это мышление. Видеть место и взаимосвязи каждой мозайки в общей картине - это понимание.

Искусственный интеллект сможет обладать безграничным знанием, но никогда не сможет понять.

Я читал "Цитадель" Экзюпери более десяти раз. Узнал, что написано в этой книге с первого раза. При этом, понимание продолжает постепенно приходить с каждым новым прочтением. Даже если я выучу наизусть эту книгу, это не будет означать, что я её понял.

За 13 лет собрал хорошую библиотеку по Аюрведе - все основные первоисточники. Знаю, что написано во многих книгах. Понимание начало приходить только сейчас. Конечно, глубина понимания будет меняться со временем при накоплении опыта и осмысления.

В следующих статьях попробую донести своё ПОНИМАНИЕ на сегодняшний день "других" технологий и принципов в поддержании и восстановлении здоровья.

Александр Стодольский

05 мая 2025 года

Гималаи, Индия