Найти в Дзене
Бездна слов

Как научиться рисовать? Мой опыт и осознания

Оглавление

Всем привет, сегодня я расскажу о своем опыте в сфере изобразительного искусства, а также поделюсь тем, что поняла на этом пути.

Первое с чего стоит начинать в любой сфере - это, конечно, интерес и любовь к делу. Ни настойчивость родителей, ни мнения со стороны не помогут, если человеку сейчас или в принципе не откликается занятие. Да, внешне, он сможет добиться успеха при должном усердии, но внутреннего удовлетворения не будет, не будет радости, не будет запала жить. Какой в этом смысл? Я лично не вижу в этом ничего хорошего, но можно со мной не соглашаться.

Когда стало понятно, что сфера интересна, можно переходить к развитию в ней. На данный момент существует множество разных путей: самостоятельное набивание шишек, художественные учебные заведения, отдельные уроки у учителя, видеоуроки и статьи в интернете, книги. Можно выбирать на любой вкус или комбинировать сразу несколько вариантов.

Мои детские рисунки
Мои детские рисунки

Мой путь был таков: с самого детства нравилось рисовать, рисовала выдуманных котиков, собачек, потом людей, иногда что-то вроде пейзажей. Это продолжалось примерно до 13 лет. Мне предлагали пойти в художку, но я все время отказывалась, мне хотелось развиваться самой. И я рада, что тогда отказывалась, потому что когда в 13 лет я все же согласилась и сама проявила желание, это был мой внутренний искренний отклик, и я действительно прилагала усилия, чтобы получить те знания, которые мне старались передать.

Еще один)
Еще один)

В художественной школе я училась 4 года. Она дала мне очень многое, основу, базу, на которую и по сей день есть возможность опираться. Мы рисовали предметы, людей, натюрморты, придумывали свои сюжеты, ходили на пленэр(рисовать на свежем воздухе), изучали историю искусства. Использовали различные материалы: краски, пастель, уголь, карандаши и различные сочетания того и другого.

Пятый год (одиннадцатый класс в школе), я приходила сама, просто просила задавать мне темы, ставить натюрморты и продолжала рисовать и чему-то учиться.

Я в годы художки
Я в годы художки

Сохранившиеся работы тех времён
Сохранившиеся работы тех времён

-5

-6

Да, я многого не помню из того времени, порой не хочу тратить время на какие-то моменты, которые могли бы сделать мои рисунки более правильными и четкими. Но чувствую, что внутри есть мощные столпы, на которых держится то, что я делаю.

Чего в моей жизни не было, так это обучения рисованию по видео и обучения в ходе копирования чужих работ. Хотя сейчас я думаю, что оба эти варианта несут в себе много полезного для собственного стиля в рисовании.

Сейчас я продолжаю рисовать, это одна из важных сфер моей жизни, но скорее воспринимается как источник радости и способ выразить эмоции. Хотя бывали моменты, когда рисовала открытки на продажу и разрисовывала вещи на заказ. Временами в рисовании происходит новый скачек вверх в плане навыков и знаний и в эти моменты я наконец понимаю что-то, что никак не могла понять ранее или нахожу новые способы решения привычных задач.

-7

-8

И на этом месте хочу выделить несколько основных моментов, которые помогают мне изучать эту сферу, делать в ней новые шаги. А также поделиться мыслями, знаниями, на которые на мой взгляд стоит в первую очередь обратить внимание при обучении рисованию

Цвет.

Цвет - это возможность передать настроение, насыщенность наблюдаемого явления или объекта

Смотрите вокруг внимательно. Пробуйте разбить объекты вокруг вас на цветовые пятна, чтобы было легче, можно прищуриться - это размывает детали, заставляя сосредоточиться на главном.

Попробуйте брать отдельные предметы и искать в них как можно больше различных цветов и их оттенков, отражая все это на бумаге с помощью красок/карандашей/чего угодно цветного, что может рисовать. В данном случае не столь важно насколько правильно вы отобразите сам предмет, важно сосредоточиться на том, какого он цвета, как одни цвета переходят в другие. Важно научиться это замечать.

Чем больше тренировать свое видение, тем больше нюансов цвета появится в палитре глаз.

-9

Также можно смотреть на картины великих художников, на отдельные мазки и замечать какого они цвета. И придет понимание, что даже самый невзрачный серый кувшин зачастую содержит в себе множество красок

Ещё интересно наблюдать как отличаются по цвету дальние и ближние объекты. Достаточно взглянуть на лес. Ближняя и дальняя полоска имеют понятное и четкое различие в этом плане.

Свет и тень

Не менее важные аспекты. С помощью света и тени можно передавать объём, форму и расстояние

Свет очень хорошо воспринимается в сравнении. Если вы рисуете определенный сюжет, попробуйте прищурив глаза отыскать в нем самые светлые и самые темные пятна и отталкиваться от них. Это то, в чем я часто допускала ошибки из-за того, что слишком любила закопаться в деталях. Это простое действие может уберечь от необходимости переделок в работе, а также сохранить светлое светлым (у меня часто светлое терялось в итоге, потому что я не сразу распознавала его как светлое)

-10

Передача света и тени на картине - это постоянное сравнение всего со всем. Важно смотреть на сам объект, на его окружение. И тут снова удобнее всего сначала мыслить пятнами, затем переходить к деталям

Контрасты

Помню во времена художки я пела контрастам оды и посвящала им стихи. Настолько меня поразила их сила.

Контрасты между цветами, между светом и тенью. Их присутствие усиливает напряжение, в то же время отражая гармонию противоположностей, их меньшая интенсивность может создать невесомость и лёгкость или передать скуку и однообразие. А полное отсутствие контраста - это чистый лист(и то если не брать в расчет свет, что на него падает).

Контраст красного и синего цвета
Контраст красного и синего цвета

С контрастами интересно экспериментировать, интересно их замечать. Можно попробовать нарисовать один и тот же сюжет с разной интенсивностью контрастов между цветами или между светом и тенью. И посмотреть какие ощущения это все будет вызывать. А потом опираясь на полученные знания об ощущениях от контрастов, осознанно использовать это в своих работах

Форма, положение в пространстве, размер, композиция, перспектива

Все эти аспекты отражают физические характеристики объектов, то как именно они присутствуют в материальном мире.

Формы бывают изогнутые, прямые, четкие и не очень, округлые и угловатые, симметричные и асимметричные.

Положение в пространстве разнообразно: сверху, снизу, сбоку, далеко и близко, рядом с другим объектом, на нём, лёжа, сидя, стоя

Размер предметов очень хорошо смотреть также сравнивая все со всем.

Помню лайфхак: вытянуть руку с карандашом, прищурить один глаз, и смотря на предметы через карандаш мерить предметы, расстояние между ними и т.д. опираясь на длину карандаша. Например, длина цветка в кувшине занимает пол карандаша, пальцем зажимаем эту отметку и мерим с помощью нее, расстояние от кувшина до чайника(как пример). Затем на листе мы нарисовали цветок, прикладываем карандаш и смотрим какую длину карандаша занимает цветок, эту же длину прикладываем туда, где расстояние от кувшина до чайника должно быть и отмечаем ее на листе. Надеюсь, более менее понятно объяснила, но даже если нет, то думаю, это все можно найти в инете или спросить у меня в комментах подробнее. В общем просто знайте, что есть удобные способы это все делать

Перспектива аспект более сложный, я сама осознала и прочувствовала ее основы, но не хочется тут вдаваться в подробности, так как тема обширна и местами сложна(этот аспект лучше поизучать отдельно и более тщательно). Но в общем-то она связана с формами предметов и с их положением в пространстве. Она позволяет более точно отобразить на листе объекты так, чтобы максимально приблизиться к реальности, вернее к тому, как ее видит наш глаз. Без перспективы изображение рискует стать плоским. Перспектива - это воображаемые линии, связанные с точкой нашего взгляда на горизонте.

В общем аспект важный, требующий изучения, здорово перспективу знать, даже если в дальнейшем вы решите ее не использовать, по крайней мере она будет в вашем арсенале инструментов и в нужный момент можно будет ее достать.

-12

А композиция - это сочетание всего со всем (объекты, пространство вокруг), увиденное с разных ракурсов и точек зрения. Один и тот же сюжет можно обойти по кругу, посмотреть на него сверху, снизу, сбоку и увидеть совершенно разную картину. С одних ракурсов предметы могут наслаиваться друг на друга, с других вставать в гармоничном, приятном глазу порядке.

Композиция - это то, как в конечном итоге вы отобразите свой сюжет на листе. Можно экспериментировать меняя ракурсы, а также используемую под изображение область листа. Сделать микро или макро отображение сюжета или сдвинуть все в один угол. И смотреть как меняется настроение, восприятие

Линии, штрихи, мазки и пр.

Это то, с чем можно бесконечно экспериментировать, в поисках своего стиля. Пробовать, пробовать и смотреть.

Прямые линии, изогнутые, четкие или прерывистые, дрожащие и т.д.

-13

Мазки большие, хоть на пол листа, маленькие - даже точки, к примеру, близко или далеко друг от друга расположенные, то же касается штрихов

Можно рассматривать чужие картины, брать что-то на заметку, пытаться повторить, а затем переделать под себя

Этот стиль также влияет на настроение и восприятие, можно осознанно в зависимости от желаемого настроения использовать те или иные инструменты.

К тому же данный аспект может стать вашей визитной карточкой, когда явите свои работы публике

Движение, динамика, ритм

Это аспекты, которые можно отобразить с помощью многих из предыдущих пунктов.

Движение и динамика - это необязательно изображение бегуна, набирающего скорость. Его можно отобразить даже с помощью сидящих или лежащих людей, если расположить их определенным образом, в определенных размерах, формах. Даже одна линия на листе может быть более и менее динамичной в зависимости ее положения на листе и того, из какого в какой угол она движется

Ритм - это возможность добавить жизни в изображение. Это чередование объектов разного размера, а также расстояния между ними. Как и в музыке тут важны как сами объекты, их длительность(размер и положение в пространстве), их частота(насколько много рядом друг с другом расположено объектов) и паузы(пустое) пространство между ними. Также ритм отображает чередование света и тени или различных цветов.

-14

Попробуйте посмотреть на звёзды. Они расположены очень ритмично. Они неодинаковы, есть более яркие, более тусклые, побольше и поменьше, есть те, что расположены рядом небольшой группой или те, что на большом расстоянии друг от друга. Попробуйте затем замечать такие закономерности в жизни: в том, как случайно поставили чашки на стол с утра, в клине птиц, в клавишах пианино - просто смотрите вокруг с фокусом на данном аспекте и постепенно придет понимание. Пробуйте отображать это на бумаге.

В свою очередь ритм влияет на движение или его отсутствие и на динамику.

Сюжет и вдохновение

Конечно, стоит рисовать то, что вызывает искренний интерес, это очень важно, если хочется, чтобы картины несли в себе заряд эмоций, чтобы на них хотелось смотреть не отрывая глаз.

Не всегда сюжет приходит сразу, часто это постепенный путь, когда пробуешь, пробуешь разное, а потом отыскиваешь этот алмаз и уже не хочешь с ним расставаться, навсегда или на время.

Ищите то, что вас цепляет вокруг, в чужих картинах и других произведениях искусства, ищите и находя радуйтесь и используйте

-15

-16

-17

Какой у меня в ходе поста назрел вывод: если хочется самостоятельно, без художек, учителей и видосов научиться рисовать, да и со всеми ними тоже(без личной практики, пожалуй, никуда), стоит фокусироваться на определенном аспекте на какое-то время и смотреть вокруг, пытаясь отобразить это на бумаге. Смотреть, сравнивать, искать, пробовать и рисовать. Вот и весь секрет.

Фокус на важном, практика и эксперименты

P.s. в этом посте я рассказала про основы основ(и то возможно не про все), есть множество подходов к рисованию и техник и если уделить внимание тому, о чем я написала, во всех остальных темах станет гораздо проще и понятнее

Спасибо большое за прочтение. Подписывайтесь на этот канал и на мой канал в телеграме(там рисунки почаще бывают)♥️

Бездна слов