Если Вы никогда не видели картину Питера Брейгеля Старшего «Поклонение волхвов»1564 года, то наверняка и не узнаете автора. Она слишком многим выделяется среди других его произведений.
Например, она имеет вертикальный формат. В то время как большинство картин этого художника, наоборот, немного вытянуты по горизонтали.
Ещё здесь колорит яркий. Такие цвета мы скорее представим у его сына, Питера Брейгеля Младшего. Он копировал работы отца, но почти всегда делал их ярче. Например, серо-коричневые вещи делал ярко-красными.
Обратите также внимание на пространство. Оно замкнуто со всех сторон! Нет никаких привычных брейгелевских далей, как на других его полотнах. Мадонна с младенцем окружены со всех сторон. Даже сверху им закрыто небо крышей. Горизонта тоже нет.
Да и фигуры героев выглядят непривычно. Вместо коренастых и ширококостных людей мы видим сильно вытянутые тела и лица. Головы слишком мелкие по сравнению с остальными частями тела.
Да и с самим сюжетом поклонения волхвов не всё так просто.
На первый взгляд Брейгель создаёт каноническую композицию. Мария с младенцем Христом сидят перед конюшней. Она представляет своего сына трём волхвам. Казалось бы, всё как у всех. Как у Дюрера, например.
Но в остальном мы видим очень много того, что наполняет нас тревогой.
Ярко-розовая верхняя одежда одного из волхвов слишком короткая, но с очень длинными рукавами, в районе плеч похожие на гигантские ягоды.
Темнокожий волхв одет в кожаный плащ с длинными разрезами и огромным капюшоном. А на ногах у него обтягивающие ярко-красные ботинки с золотой шпорой.
Можно подумать, что художник изобразил экзотическое одеяние восточных царей. Что ж, выдумал, нафантазировал. Чтобы сразу было понятно: это не здешние, но знатные.
Но если это так, то почему у них такие странные лица? Разве у знатных людей может быть лицо уставшего и потрепанного пьяницы с поплывшим лицом и сальными редкими волосами?
А почему у чернокожего царя корона словно из бумаги сделана? Она что, бутафорская?
А ещё так зловеще толпа окружила святое семейство. По идее, это свита царей. Но слишком уж она вооруженная. Как будто не дары они принесли, а убить кого-то пришли.
Многие воины и выражение лица имеют пугающее. Видите, у некоторых даже вытаращены глаза, как у одержимых яростью или даже безумием.
При этом Мадонна с Младенцем Христом нельзя сказать, что открыты этому всему. У Девы Марии часть лица прикрыта вуалью. А младенец явно отстранился от волхва Каспара и его даров, пытаясь найти защиту у матери.
Только один мужчина слева с бородой выглядит добродушно. Но всё равно мы читаем в его позе и мимике некую озабоченность. Может быть, это Брейгель себя изобразил? Мол, да, я понимаю, в какой враждебный мир пришел Христос. И, увы, этот мир его не пощадит.
Такого же бородатого мужчину мы видим и на других картинах Брейгеля. Вот похожий персонаж на картине "Несение Креста", например.
И ещё один тревожный момент.
Видите, святому Иосифу что-то шепчет мужчина в зелёном колпаке?
Возможно, он пытается убедить его в том, что святая Мария совершила грех и ни о каком непорочном зачатии речь не идёт.
И святой Иосиф внимательно ведь прислушивается! И прикрыл шляпой своё причинное место, подчеркивая: я тут ни при чём. Он ещё так отстранился назад, прикрыл глаза. В общем, внимательно внемлет словам человека в колпаке.
А ещё посмотрите, как вытянутая шея этого мужчины вторит позе осла на дальнем плане. При этом осёл тогда был олицетворением Ветхого Завета и иудеев, которые не верили в божественность Христа.
При этом вола, символа Нового Завета и тех, кто верил в Христа, тут нет. Художник просто не добавил его в композицию. Хотя это был уже сформировавшийся к тому моменту канон: писать и осла, и вола. У того же Дюрера мы отчётливо его видим.
Почему же Брейгель внёс столько зловещего и откровенно агрессивного по отношению к младенцу Христу? Даже святого Иосифа не пощадил. Про волхвов я вообще молчу.
Ответ можно найти в творчестве Иеронима Босха. Вот его картина «Поклонение Волхвов».
Мы видим у него более каноническое изображение волхвов и святого Иосифа. Но обратите внимание на странного персонажа в дверях.
Почти обнажённый, в странной короне, с язвой на ноге, он не смеет подойти поближе. Предположительно, это Антихрист, который пришёл взглянуть на младенца Христа. В любом случае, он олицетворяет зло, которое довольно близко от Сына Божьего.
И посмотрите: вола тоже нет! То есть этот канон с наличием вола ещё Босх нарушил за 50 лет до Брейгеля.
Ещё обратите внимание на задний фон этого триптиха. Там вообще странные вещи творятся.
Вот дикие звери гонятся за людьми. Одного уже зверь повалил и едва ли ему удастся спастись.
А ещё мы видим несколько вооружённых отрядов, которые идут друг на друга. То есть столкновение и кровопролитие неизбежно.
То есть Босх подразумевает, что да, вот в такой мир пришёл Христос. Тут и вражда, и опасности, и злоба.
И даже с волхвами не всё так просто.
Видите, Каспар преподносит дар младенцу Христу?
На чаше изображена сцена, где Авраам готов принести в жертву Исаака. Это символизирует будущие Страсти Христовы. Но ведь чаша стоит на ножках в виде... жаб! А они символизируют зло, колдовство. Так Босх намекает на языческое происхождение волхвов и их увлечение магией.
Брейгель видел эту картину Босха и даже, возможно, копировал.
Но Брейгель всегда вносит что-то свое. Как и в этот раз.
Он взял и развил идеи Босха показать очень враждебный мир, в который пришел Христос. И в результате не пощадил ни волхвов, ни святого Иосифа.
И если Босх довольно мягко намекает на враждебность мира, особенно в образах волхвов. То Брейгель показывает это очень явно.
И вот у него сильно сомневающийся святой Иосиф, волхвы-язычники, чьи лица и костюмы едва ли говорят об их царском происхождении. Скорее, говорят об их вырождении, деградации. А что ещё с язычников взять. А их свита враждебна и вооружена до зубов.
Конечно, всё это не нравилось Церкви. И работа критиковалась. Но это не отменяет её многослойности и красоты.
***
Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.
Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: