Кто будет уплачивать новый сбор в 3% за онлайн-рекламу, а на кого он не распространяется? Как сумма сбора зависит от вида договора? Куда отправлять данные и какая ответственность за неуплату сбора?
Дадим ответы на эти и другие сложные вопросы простым языком вместе со специалистами агентства «ВебАрт».
Что надо знать о сборе: основная информация
Не так давно Совфед одобрил поправки к ФЗ №38 «О рекламе». Одно из ключевых изменений коснулось всех участников рекламных цепочек: с 1 апреля 2025-го они обязаны вносить в бюджет сумму в размере 3% с доходов от распространения рекламного контента.
Назвать эти 3% «новым налогом» нельзя – в Налоговом кодексе РФ они никак не обозначены. В законе же фигурирует термин «обязательные отчисления», но для удобства в интернет-среде их называют просто сбором, хотя сбор обычно подразумевает наличие каких-либо возможностей за его внесение.
Поправки касаются почти любой интернет-рекламы, которая размещается на интернет-ресурсах с 1 апреля 2025-го. Дата заключения договора на облагаемость не влияет: если реклама публикуется, значит, на нее распространяется сбор.
Кто будет уплачивать новые сборы и кого они не затронут
Плательщиками становятся операторы рекламных систем (ОРС), рекламораспространители, посредники между рекламными агентами и сами агенты. В общем – все, кто распространяет рекламу, направленную на привлечение потенциальных покупателей на территории России.
Новые требования не распространяются на:
- сами компании-рекламодатели, поскольку не они занимаются ее распространением;
- специалистов по настройке и улучшению рекламных кампаний;
- классифайды, каталоги;
- федеральные телеканалы, радиостанции, информационные агентства;
- некоторые другие СМИ с государственным участием.
Важно: если компания-рекламодатель заключает договор на распространение рекламных материалов с зарубежной организацией, сбор заплатить всё же придется. Сумму в 3% в таком случае удерживают из вознаграждения, которое предусмотрено для зарубежного контрагента.
Как размеры сбора зависят от плательщика
В поправках к закону есть два типа плательщиков: посредники и агенты. Давайте разберемся, в чем между ними разница.
Ключевое различие – в договоре, который заключается между заказчиком и исполнителем. Агент работает по агентским договорам, а посредник – по договорам оказания услуг. Для удобства представим различия между ними в виде таблицы:
Важно: если посредник, ОРС или распространитель рекламы заключил договор с рекламодателем и уплатил сбор, остальным участникам цепочки оплачивать его не придется. Исключение – случаи, когда помимо услугового договора в цепи размещения есть еще и агентский. В таком случае агент также выплатит 3% от своего вознаграждения.
Примеры расчета сбора
Для расчета всегда берется сумма дохода за квартал, которая получена по договору от рекламодателя или другой компании (лица), которая участвует в цепи размещения.
С агентским договором всё просто – например, если агент оказал услуги по публикации рекламы и получил за них вознаграждение в 50 000 рублей, он будет обязан выплатить с них в бюджет 3%, то есть 1 500 рублей.
Для договора оказания услуг все немного сложнее. Сбор взимается с тех сумм, которые поданы в ЕРИР как оплата за размещение рекламы в Сети. Однако расчет может вестись не со всей суммы, которую исполнитель получает от рекламодателя. Например:
- В актах по договору указана сумма в 200 000 рублей.
- Из них конкретно на публикацию рекламы направлено 150 000, а оставшиеся 50 000 ушли на консультации, аутсорс или создание креативов.
- В отчетности для ЕРИР указывается сумма в 150 000 рублей, на которую и будет начислен сбор.
Важно: сбор не может быть удержан дважды с одного и того же бюджета на рекламу. Однако когда в цепочке размещения есть и агентский договор, и договор услуг, то агенту придется также заплатить процент со своего вознаграждения.
Становится понятно, что «двойной» сбор не распространяется на цепочки, внутри которых заключены несколько услуговых договоров. Если же в цепочке вместо этого несколько агентов, трехпроцентные отчисления с их комиссии уплачиваются соответствующее число раз.
Кто и как ведет расчеты
Рекламораспространитель передает данные в ЕРИР. На основе этих данных Роскомнадзор рассчитывает сбор. Сумма к оплате будет появляться в кабинете пользователя ЕРИР в середине следующего квартала после отчетного.
После того, как данные опубликованы в ЛК, плательщик может «обжаловать» сумму сбора в течение 10 дней, если она рассчитана неправильно. Для этого понадобится направить в Роскомнадзор подтверждающие документы. Если срок в 10 дней пропущен, сумма оплаты автоматически подтверждается, и плательщику предложат уплатить ее в течение еще десяти суток.
Ответственность за неуплату
Если просрочить платеж, РКН будет присылать уведомления о просрочке и требованиями об уплате. Если игнорировать последнее (второе) уведомление дольше 10 дней, ведомство будет вправе обратиться в суд за взысканием.
Важно: за 1-й квартал 2025-го сборы не начисляются. Расчет данных за второй квартал года опубликуют в личных кабинетах плательщиков до 15.08.2025.
За нарушение закона «О рекламе» рекламораспространителям также может грозить штраф до полумиллиона рублей. Нарушителей выявляют активно – по крайней мере, только за 3 квартала прошлого года общая сумма штрафов за нарушения закона о маркировке, по данным РКН, составила 400 миллионов рублей.
Напомним, что за нарушения требований о маркировке с осени 2023-го года для физлиц действуют штрафы до 100 000, а для юридических – до полумиллиона рублей. Маркировке подлежит любой контент, в котором содержатся:
- призывы к покупке, обращению в ЛС, звонку или другому целевому действию;
- упоминания артикула бренда;
- ссылки на сайт компании;
- информация о розыгрышах с перечислением призов;
- репосты с сайтов и т. д.
Важно: новые сборы не распространяются на саморекламу, например, если компания публикует рекламные материалы на собственном сайте и маркирует их соответствующим образом.
Итог
Новый сбор коснется всех рекламораспространителей, ОРС, посредников и рекламных агентов. Реальный размер сбора зависит от типа договора, по которому работает плательщик: сумма может взиматься либо со всей выручки, либо только с вознаграждения агента. В одной цепочке размещения может быть несколько агентов-плательщиков.
За неуплату сбора предпринимателям и физлицам (например, самозанятым) грозят штрафы за нарушение закона «О рекламе» и взыскание задолженностей в суде. Чтобы избежать последствий, достаточно маркировать размещаемую рекламу и вовремя передавать нужные сведения в ЕРИР. Для неправильно рассчитанной суммы сбора можно запросить перерасчет, направив в Роскомнадзор соответствующие документы.