Найти в Дзене
Наука в ЮУрГУ

Удивительное число е

Рассказывает редактор отдела научных коммуникаций ЮУрГУ Остап Давыдов: Со школьной парты многие помнят, что есть два необычных иррациональных числа, имеющих собственные имена – «пи» и «е». Но если число пи появляется ещё в 7-8 классах, и к нему школьники успевают привыкнуть, то число е проходят в последнем, 11 классе, в связи с логарифмами. Поэтому часто человек помнит, что е – это «два и семь с чем-то», а для чего оно нужно – нет. Число е – иррационально или трансцендентно. В данном случае эти два слова синонимы и означают они, в частности, что записать число е в строчку до конца не получится. Разве что бесконечный хвост заменить многоточием. e=2,7182818284590452353602874713527… Почему число е так называется? Возможных версий две. Первая – в честь русского математика немецкого происхождения Леонарда Эйлера. Он жил в 18 веке. Вторая – в честь слова «экспонента». Экспонентой принято называть функцию y = e^x. (Здесь и далее галочка означает показатель степени). Тот, кто знает английский,

Рассказывает редактор отдела научных коммуникаций ЮУрГУ Остап Давыдов:

Со школьной парты многие помнят, что есть два необычных иррациональных числа, имеющих собственные имена – «пи» и «е».

Но если число пи появляется ещё в 7-8 классах, и к нему школьники успевают привыкнуть, то число е проходят в последнем, 11 классе, в связи с логарифмами.

Поэтому часто человек помнит, что е – это «два и семь с чем-то», а для чего оно нужно – нет.

Число е – иррационально или трансцендентно. В данном случае эти два слова синонимы и означают они, в частности, что записать число е в строчку до конца не получится. Разве что бесконечный хвост заменить многоточием.

e=2,7182818284590452353602874713527…

Почему число е так называется?

Возможных версий две.

Первая – в честь русского математика немецкого происхождения Леонарда Эйлера. Он жил в 18 веке.

Вторая – в честь слова «экспонента». Экспонентой принято называть функцию y = e^x. (Здесь и далее галочка означает показатель степени).

Тот, кто знает английский, удивится: expose – значит показывать, представлять на выставке? Кто же положил экспоненту под витрину? На этот вопрос (как и причём здесь Эйлер) мы ещё ответим в ходе статьи.

Как Бернулли проценты начислял

Есть легенда о том, что Якоб Бернулли столкнулся с числом е в задаче, связанной с начислением банковских процентов.

Допустим мы вложили в банк 1 рубль (во времена Бернулли, вероятно, экю). Щедрый банк предлагает вам 100% дохода. Если начисление происходит раз в год, получится 1+1 – два рубля.

Если щедрые проценты начисляются дважды в год: (1 +1/2)^2=2.25.

Если раз в квартал: (1 +1/4)^4=2.44…

А если каждый месяц: (1+1/12)^12= 2.613….

А если каждый день: (1+1/365)^365=2.714…

Жадность требует всё скорее и скорее (не забудьте, что-то взимают еще за банковские услуги).

Но как бы то ни было, не только 3 рубля, но и 2 рубля 80 копеек за год таким образом не заработаешь.

Чем чаще будут выплаты, тем дальше сумма будет расти, но при этом приближаться к «волшебному» числу е= 2.718281828….

Первокурсник ЮУрГУ, который готовится сдавать летом высшую математику или матан, узнает здесь «второй замечательный предел»: при n стремящемся к бесконечности (1+1/n)^n сходится к числу е.

Как число е представляет компьютер?

Для того чтобы получать приближённое значение функции с любой угодной точностью, компьютеру лучше представлять его в виде бесконечной суммы. Когда изменение этой суммы станет меньше, чем заданная погрешность, вычисления можно остановить.

Напомним ещё одно математическое действие – факториал.

1=1!

1*2=2!

1*2*3=6=3!

1*2*3*4=24=4!

….

1*2*3*4*5*….* n = n! (читается «эн-факториал»).

(для удобства записи добавим правило 0!=1)

Итак, 1+1/1+1/(1*2)+1/(1*2*3)+1/(1*2*3*4) +…+1/n! = е

И даже 1 + x + x^2/2! + x^3/3! +… +x^n/n! = e^x.

Но студентов ЮУрГУ и этим не удивишь. Тот, кто уже начал готовиться к летней сессии, хотя бы записывать формулы на шпаргалку или забивать их в телефон, узнает здесь ряд Тейлора.

Есть и более причудливые способы вычисления е – с помощью формулы Стирлинга, интегралов, дробей с бесконечно делящимся знаменателем, но формат статьи не позволяет поместить их.

Что такое экспоненциальный рост?

Не только в научных работах, но и в прессе, например, в экономических статьях часто можно услышать слова «линейный рост», «полиномиальный рост», «экспоненциальный рост».

Что это значит? Линейный рост – такой, что он задается прямой линией. Например, y=x. Ни шатко, ни валко.

Квадратичный рост. Помните школьную параболу ветвями вверх – y = x^2? Пройдя точку (1,1) парабола вырывается на простор, и убегает вверх гораздо быстрее прямой. А кубическая функция y=X^3 ещё быстрее. А y= x^n, n > 3 – ещё быстрее. Такой рост называется полиномиальным (то есть функция может быть задана полиномом, многочленом, суммой иксов в степенях и с коэффициентами).

А ещё быстрее «показательный» рост. Например, у функции y = е^x – она же экспонента. Такой рост ещё называется экспоненциальным (одно и то же слово по-русски и по-латыни).

Те, кто изучал понятие «производная» знают, что оно обозначает скорость роста функции. Так вот производная (e^x)’=e^x, то есть экспонента растёт со скоростью равной самой себе.

Можно было конечно взять функцию «миллион в степени х», но тогда у ее производной сбоку повис бы коэффициент от натурального логарифма (с основанием е), а это неудобно.

Так что принципиально «экспоненциальный» или «показательный» рост – быстрее всех (из рассмотренных, конечно, но на практике это и значит самый быстрый). Представьте, идет отряд, а кто-то бежит впереди и дорогу показывает. Говорят, за это экспоненту и прозвали экспонентной.

А можно ее как чемпиона и на выставку.

Кстати, обратная функция к экспоненте – натуральный логарифм. И здесь производная тоже «наглядна»: (ln x)’=1/x. То есть скорость роста обратно пропорциональна линейной функции.

Мост, который построил Эйлер

Любопытно наблюдать, как увлеченный математикой школьник или младшекурсник впервые встречает формулу Эйлера:

e^{ix} = cos x + i sin x

Но постойте! Синус и косинус – это отношения катетов к гипотенузе в прямоугольном треугольнике. Ладно, есть распространение понятия синуса и косинуса на любую величину угла, сначала от 0 до 360 градусов на тригонометрическом круге, затем с помощью формул приведения – до бесконечности, то же и в отрицательном направлении. Однако даже тогда синус и косинус – волны, которые не выходят за ограничительные линии проведённые через y=1 и y=-1.

А экспонента – она же вверх и вжух!

И кстати, что такое i? Это корень из минус единицы, i = imagine, воображаемое число, такое что i^2=-1. Благодаря ему открывается мир комплЕксных (с ударением на е, а не на о) чисел.

Мы уже писали про число i в блоге «Наука в ЮУрГУ», в статье «Какие бывают числа?» [гиперссылка]

Там мотивация его возникновения сводилась к алгебре: нужно было чтобы уравнение n-й степени имело ровно n корней. К.Ф. Гаусс назвал это «основной теоремой алгебры».

Но причем тут алгебра, когда речь о косинусах, синусах из геометрии и экспоненте?

Доказывать можно разными путями, используя геометрическое представление комплексных чисел или с помощью ряда Тейлора (два ряда – с четными и нечетными степенями и аргументами факториалов сложатся и дополнят друг друга).

Радостно наблюдать, когда фундаментальные математические понятия из разных областей вдруг оказываются связаны между собой.

Можно с помощью формулы Эйлера «подружить» три знаменитых числа i, e и пи.

e^{i*пи}= -1

Эта формула приоткрывает дверь на лестницу к новому этажу матана – теории функции комплексного переменного. Русские студенты называют эту науку аббревиатурой ТФКП, на западный манер – комплексный анализ. Интегралы, производные в ней выглядят похоже, но складываются в новые причудливые правила.

И конечно это важно не только для прихоти математиков. Комплексный анализ нужен практически во всех направлениях современной физики – от механики до оптики.

Наконец, мы можем ответить на вопрос, почему по одной из версий число е названо в честь Леонарда Эйлера. Он эту честь заслужил, проложив мост между разными математическими науками. Впрочем, он открыл и заслужил многое-многое другое!

Число е не менее любимо физиками (как минимум потому что логарифмирование позволяет превращать произведения в суммы, а натуральные логарифмы избавляют от лишних коэффициентов).

Мы же можем радоваться красоте природы, в законы которой так интересно встроены фундаментальные константы.