Заранее хочу уточнить, что Одиссей, как человек, не вызывает у меня особо тёплых чувств. Безусловно, ему можно сколько угодно сопереживать: но – на уровне сопереживания самому обычному наёмнику, который участвует в идущей на протяжении десятилетия войне из-за того, что какому-то владельцу ЧВК не хотелось отдавать женщину, и из-за этого он обрёк десятки и сотни тысяч людей на голод, нищету и смерть.
Дипломный проект с проблесками гениальности
Фактически, этот мюзикл был создан усилиями одного-единственного человека, который с нуля – на основе древнегреческого эпоса – написал несколько «скелетных» произведений, а затем постепенно развил это до уровня полноценного проекта.
Естественно, в основе лежит гомеровская «Одиссея», но как много студентов в наше время в принципе взяли бы её в качестве референса? А смогли бы довести до того уровня, на котором оно играется сейчас?
Хорхе Ривера-Эрранс – автор и композитор (надеюсь, правильный перевод имени), который за счёт запрещённых-осуждённы-замедлённых тикитока и ютуба превратил работу из колледжа в потрясающее художественное произведение.
Народный проект
На сегодняшний день история, по идее, закончена и включает:
- 2 акта;
- 9 саг;
- 40 треков;
- 136 минут музыки.
Понавыходило оно с декабря 2022 по декабрь 2024, а в качестве основных жанров указывают рок, фолк, электронику и рок-оперу.
Прелесть в том, что каст формировали через запрещённый-осуждённый-замедлённый тикиток: буквально, прослушивания онлайн. А ещё у каждого персонажа своя неповторимая и узнаваемая музыкальная тема (за счёт и мелодии, и своего музыкального инструмента).
Показательно, что продюсеры опять хотели какую-то гадость сделать, и вот этому вот студенту пришлось создавать собственную компанию, чтобы авторское произведение не превратилось в очередной кусок музыкального хатьфу.
20 лет за 2 часа
Сюжет, перебирая лапками, мчится за Одиссеем, царём Итаки, который после Троянской войны пытается вернуться домой. Вот только гнев богов (технически, вся проблема в Посейдоне) и чудовища не дают это.
Почему-то некоторые обзорщики упирают на тему «беспощадности» и того, сколько можно сделать ради семьи. Но эта позиция не кажется мне корректной. Ведь сколько у нас всего в истории:
- мы буквально видим падение благородного Одиссея;
- он вечно ноет, что что-то не хочет делать, но делает (и это плохое);
- при этом из-за раннего нытья погибают его близкие;
- Посейдон и вовсе руководствуется некоей высшей бессердечной справедливостью;
- боги представлены в качестве эгоистичных существ, желающих лишь потешить своё эго и удовлетворить собственные желания и т. п.
Безусловно, автор подталкивает нас к мысли, что Одиссей – герой, и его вынудили так поступить. Но посмотрите на типичные западные (да и наши уже, чего уж там) фильмы, которые делают то же самое: какое бы преступление ни совершил протагонист в позиции героя, этому найдётся оправдание.
Представьте кого угодно, кого считаете абсолютным злодеем, и его с лёгкостью поставят на место Одиссея или Джона Уика, найдя тысячи нюансов:
- детство тяжёлое;
- друзья-предатели;
- жестокие игры богов;
- вынудили обстоятельства и т. д.
К сожалению, именно на этом строится типичный современный сюжет.
Сага о Трое
В первой саге зрителям показывают, как боги приказывают Одиссею избавиться от сына Гектора, «чтобы избежать проблем в будущем». Причём, если знать весь сюжет мюзикла, то слова Зевса в образе птицы явно отсылают к предсказанию будущего – и необходимости избавиться от Полифема, сына Посейдона.
Здесь нам показывают, как Одиссей с побратимами отплывает домой, слушает песенку про необходимость принимать мир с открытыми объятиями и впервые за мюзикл болтает с Афиной.
Сага о циклопах
В ней нам рассказывают, как из-за голода и овцы Одиссей сталкивается с циклопом и теряет значительную часть команды.
Проблема в том, что он оставил чудовище в живых, причём сказал ему своё имя – вопреки наставлениям Афины. Из-за чего богиня покинула героя.
Сага об океане
Здесь Одиссей с командой никак не может доплыть до Итаки из-за невероятного шторма, но натыкается на плывущий по небу остров, где живёт божество ветра Эол.
Эол соглашается сковать ветра в обмен на сделку. Но из-за нарушения сделки командой корабли уплывают за тридевять земель. Хотя в конце саги остатки ветров помогают спастись от разгневанного Посейдона.
Сага о Цирцее (Кирке)
Вы, таки, будете смеяться, но команда Одиссея в очередной раз из-за голода влипает в историю – оказавшись перед лицом «опаснейшего создания, с которым их команда ещё никогда не сталкивалась».
Женщины. Внезапно.
Чтобы защитить нимф, Цирцея превращает команду в свинок, но помощь Гермеса и искренность Одиссея помогают вот это всё преодолеть. И волшебница даже показывает путь в загробный мир.
Сага о загробном мире
Почему туда? Там живёт предсказатель Тиресий. Точнее, он уже не живёт, но поэтому находится именно там: и может указать путь сквозь все установленные Посейдоном преграды.
В этой саге Одиссей осознаёт, что потерял мать, потерял сотни соратников, лишился самого дорогого. Узнаёт, что счастливого пути домой нет: он либо не получает указания, либо получает – и тогда его супругу отдадут монстру.
Сага о громе
Эта часть истории – о психологическом сломе Одиссея. Показательно, что его спутники предали Одиссея лишь единожды (и то, это сделало меньшинство), а вот Одиссей предаёт их из раза в раз.
Здесь они ловят серен и выпытывают путь до Итаки, после чего поют, что сами стали чудовищами, а потому плотоядных русалок не пощадят. Проплывают через логово Сциллы, жертвуя шестью солдатами.
В ответ на такую жертву спутники Одиссея бунтуют, связывают его и...
...из-за голода залезают на пастбища Аполлона, вызывая божественную кару. Зевс предлагал Одиссею выбрать: пример кару он лично или вся его команда. Думаю, выбор был очевиден.
Сага о мудрости
В ней нас наконец-то переносят на Итаку, спустя пару лет.
Куча мужиков пирует во дворце, требуя, чтобы Пенелопа (это жена Одиссея, если что) выбрала нового мужа – взамен погибшего: мол, не может царство без царя. А она всячески этому противится, обманывая нежеланных гостей и стараясь вырастить сына.
Телемах (тот самый сын) мечтает о подвигах, дерётся с наглыми гостями, получает внезапную поддержку от Афины. И в этот момент Афина наконец-то решает посмотреть, что происходило с Одиссеем после того, как она покинула его у пещеры Полифема.
Помимо всех событий мюзикла, она видит новое: Одиссей после кары в финале саги о громе был заперт на острове Калипсо: раю, закрытому от мира. Никто не мог прийти на этот остров или покинуть его, на нём была только одна жительница – которая влюбилась в Одиссея. Вот только мучимый призраками прошлого главный герой периодически пытался роскомнадзорнуться, а в какой-то момент и вовсе попросил помощи у Афины.
Как финал: Афина из-за этой просьбы бросает вызов Зевсу и участвует в «играх богов» ради освобождения Одиссея.
Сага о мести
А здесь уже идёт расставание с Калипсо – благодаря битве Афины – и отплытие в сторону Итаки.
И здесь же завершается сюжетная арка с Посейдоном, который окончательно извратил душу Одиссея, индоктринировав своим сомнительным мировоззрением.
Сага об Итаке
Это уже возвращение, кровь, кишки и вот это всё.
Формально, нас попытались подвести к идее, что «сами заслужили», однако на практике реализуется идея Посейдона «безжалостность – это милость к самим себе».
А потом шлифуют сопливой сценой воссоединения Одиссея с Пенелопой (через закрытие арки с Афиной, да).
Интернет в восторге
EPIC получил десятки и сотни аниматиков по своим песням. И это прекрасно:
- музыкальная глубина;
- масса художественных и культурных отсылок;
- эмоциональность.
Это потрясающее и глубокое произведение. Пожалуй что не постыжусь назвать это современной классикой: за мюзиклом стоит завершённая идея, реализованная на высшем уровне.
Великолепный мюзикл
По моему мнению, EPIC: The Musical заслуживает 10 баллов из 10. Он прекрасен, особенно в сочетании с аниматиками.
Кому слушать?
Пожалуй, что всем.
Это великолепная концепция, которая доказывает, что древние мифы очень легко осовременить. Это (довольно жестокая) красивая сказка, история о преодолении и превозмогании.
Которая ещё и звучит неплохо.
В ролике выше разнородные аниматики от разных авторов собраны в цельную историю, но я рекомендую лично зайти на запрещённый-замедлённый и по англоязычным названиям каждой композиции найти анимации. У каждого автора свой стиль, своё настроение, и от каждого можно получить свои эмоции.
Настоятельно рекомендую.
P. S. Партии злодеев мне нравятся больше, живите с этим обзором.