19 января 1944 года в результате проведения наступательной операции «Январский гром» советские войска освободили Новый Петергоф. Завершилась его более чем двухлетняя оккупация. Взорам посетивших его руководителей Ленинграда и группы фронтовых корреспондентов предстало тяжелое зрелище всеобщего разрушения.
Уже весной начались разминирование и расчистка территории парков, а летом 1944 года в Петергофе приступили к постепенному восстановлению дворцово-паркового ансамбля. Параллельно начал разрабатываться вопрос о возрождении Большого петергофского дворца. Первоначально планировалось воссоздать только его фасады с последующим приспособлением помещений для культурно-массовых целей. Однако в конечном итоге было поддержано предложение о необходимости восстановления дворца как исторического и архитектурного памятника с последующей реконструкцией интерьеров.
А как же другие музеи?
После освобождения Петергофа было принято решение одним из первых возродить павильон «Эрмитаж» — уникальный памятник петровского времени, расположенный в западной части Нижнего парка. Обследование показало, что благодаря малым размерам и относительной сохранности здания задачу восстановления можно решить в короткие сроки.
Реставрационные работы начались в апреле 1952 года, а уже 17 августа по музею прошла первая послевоенная экскурсионная группа. Эрмитаж стал первым петергофским музеем, возобновившим свою работу после Великой Отечественной войны.
Петергофские фонтаны
Первоочередной целью после освобождения Петергофа стало восстановление фонтанной системы, то есть создание условий для бесперебойного снабжения Нижнего парка необходимыми объемами воды. Руководство Ленинграда приняло решение о проведении реставрационных работ петергофского водовода очередями, а не комплексно, что позволило постепенно провести все необходимые работы по его восстановлению.
Несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться ленинградцам, уже в 1946 году в Нижнем парке были запущены первые фонтаны. А что же стало с символом Петергофа — скульптурной группой «Самсон, разрывающий пасть льва»?
Символ Петергофа
Знаменитый «Самсон» был среди экспонатов, утраченных в годы Великой Отечественной войны. Его возрождение поручили талантливому ленинградскому скульптору Василию Симонову.
Работа осложнялась отсутствием точных размеров фонтана. В связи с этим скульптор решил скалькировать силуэты скульптурной группы с сохранившихся фотографий на прозрачный экран, определив точки обзора и расстояние, с которого сделаны снимки. Свой эскиз он поместил за экраном и в ходе работы постоянно сопоставлял его очертания с контурами скульптуры на кальках, добиваясь полного совпадения обоих силуэтов при возможных поворотах. Это позволило определить точные пропорции скульптуры и приступить к созданию моделей фонтана для последующей отливки в бронзе. На основе модели Василия Симонова рабочие «Монументскульптура» воссоздали утраченную скульптурную группу.
Позднее в своих мемуарах Василий Симонов отмечал, что при воссоздании «Самсона» он намеренно допустил лишь одну погрешность:
«Стараясь как можно ближе подойти к оригиналу, я позволил себе одну вольность, только одну вольность — постарался вложить в образ „Самсона“ большую уверенность в своей силе, чем в силе покровительства „свыше“, которое чувствовалось в группе Козловского...Я вложил в него образ советского солдата».
31 августа 1947 года скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» была установлена на своем историческом месте. И сегодня этот символ Петергофа наполнен новым смыслом и свидетельствует не только о завоеваниях Петра I, но и о подвиге народов СССР в Великой Отечественной войне.
#первый_источник