Центр Тюмени преображается с каждым годом, а окраины остаются без транспорта, школ и дорог. Урбанист Никита Мельников считает, что город застрял в логике «витринного развития» — и это приводит к упущенным возможностям и социальному расколу.
Центр, как витрина
Тюмень — город, который на протяжении последних десятилетий уверенно рос, богател и развивался. Однако за фасадом реноваций центра, благоустройства набережной и реконструкции площади Ленина скрывается парадокс: город развивается неравномерно. Центр — перегружен и отполирован, окраины — брошены и хаотичны. Почему это происходит и что с этим делать?
«В Тюмени сложилась не самая удачная модель городского развития: вся энергия, ресурсы и внимание идут на центр. Его облагораживают, превращают в презентабельную картинку для приезжих, инвесторов и федеральных чиновников. Но при этом огромное количество людей живут на окраинах, в районах без асфальта, без нормального общественного транспорта и даже без тротуаров», — говорит урбанист Никита Мельников.
По его словам, такое развитие — не особенность Тюмени, а типичная история для российских регионов. Центр становится «вывеской», символом развития, а периферия — зоной невидимости. Но в случае с Тюменью контраст между центром и окраинами особенно резок. За пределами улиц Республики, Хохрякова и Первомайской — другая реальность. Это и ММС, где местами до сих пор нет ливнёвок. И районы вдоль Московского тракта, где пешеходы идут по обочине, потому что тротуаров не предусмотрено.
Власти Тюмени забирают землю в центре города
Где болит: география тюменского перекоса
Чтобы увидеть, насколько сильно Тюмень тянет одеяло в центр, достаточно взглянуть на карту города. Условно, по словам Мельникова, его можно разделить на три зоны: ядро или центр, переходные зоны (жилые массивы советской и постсоветской застройки) и периферию (отдалённые микрорайоны и бывшие посёлки).
Центр (ядро города)
Улицы Республики, Первомайская, Хохрякова, Ленина, Дзержинского, Немцова — это территория, где сосредоточены основные инвестиции в благоустройство. Здесь укладывают плитку, расширяют тротуары, делают подсветку зданий, развивают туристическую инфраструктуру. Центр регулярно попадает в кадры федеральных репортажей и отчётов.
Переходная зона
К ней можно отнести районы Дом Обороны, Московский тракт, Тура, Тарманы, 6-й и 8-й микрорайоны.
«Здесь инфраструктура формировалась волнообразно: то застройка шла без детских садов, то благоустройство оставалось „на потом“. Особенно чувствуется усталость старого жилого фонда и нехватка современных общественных пространств», — говорит урбанист.
Периферия и новые микрорайоны
Это наиболее уязвимые территории. Сюда входят Мыс, Плеханово, ММС, Дальнее Заречье, Антипино, Лесобаза. Часто здесь до сих пор отсутствуют асфальтированные дороги, маршруты общественного транспорта, пешеходные зоны. Люди добираются до школ и поликлиник на личных авто, автобусы не ходят или ходят нерегулярно, тротуары превращаются в грязные тропы весной.
«На Мысу мы видим, как люди добираются до дома через поле. Они идут по грязи, мимо промзоны, рядом — старый забор, за которым — стройка. Это реальность 2025 года в миллионнике. И рядом с этим — чиновники обсуждают „Тюмень-сити“ в центре», — отмечает эксперт.
В Тюмени нет главного архитектора — специалисты рассказали, чем это грозит городу
Почему застряли в центре?
По мнению Мельникова, одна из главных причин перекоса — инерция мышления и политическая логика.
«Власти хотят быстрых и видимых результатов. А центр — это место, где можно быстро показать эффект: положили плитку, сделали подсветку, провели фестиваль — и вот уже красивые фото в отчётах. А чтобы развивать окраины, нужно делать более сложные, долгие и незаметные вещи: тянуть инженерные сети, проектировать транспорт, разрабатывать новые стандарты строительства», — считает урбанист.
К тому же, инвестиции в центр зачастую обслуживают интересы крупного девелопмента. Привлекательный центр повышает ликвидность новостроек рядом, повышает доходность арендного бизнеса, ускоряет реализацию коммерческих объектов. А вот комплексная реконструкция старых посёлков на окраине — затратна, непопулярна и не даёт «быстрого эффекта».
«Это ловушка: чем больше ты вкладываешься в центр, тем дороже и престижнее он становится — и тем больше там строят. И тем сильнее запустение на окраинах. Этот перекос самовоспроизводится», — считает Мельников.
Закон не работает: почему Тюмень стала шумным городом и кто в этом виноват?
Какие проблемы это создаёт?
Урбанист говорит о том, что парадокс в том, что жители центра — в меньшинстве. Основная масса горожан живёт за его пределами. И именно они сталкиваются с повседневными трудностями: пробками из-за недоступности общественного транспорта, отсутствием детских садов в новых кварталах, стихийными парковками, неудобной логистикой. Из-за недоразвитости инфраструктуры у людей остаётся только один вариант передвижения — личный автомобиль. Это создаёт дополнительную нагрузку на дороги, пробки в центре, загрязнение воздуха.
«Развитие должно быть не витринным, а сбалансированным. Если ты строишь новый квартал — сразу же делай туда тротуары, маршрутку, садик и магазин. А не жди, пока жители начнут писать жалобы. Иначе это уже не город, а просто территория с хаотичной застройкой», — отмечает Мельников.
Также он подчеркивает, что недоразвитые окраины снижают общий уровень качества городской среды. Люди, живущие в таких районах, чувствуют себя забытыми, у них формируется недоверие к власти. Это бьёт не только по социальной стабильности, но и по инвестиционному климату: в город с разбалансированной территорией неохотно идут новые инвесторы.
В Тюмени инвесторы планируют построить серфинг-центр
Что делать?
Мельников считает, что изменить ситуацию можно только при условии, что город начнёт планировать своё развитие не точечно, а системно. Для этого нужно разработать и внедрить реальную градостроительную стратегию, которая учитывает интересы всех районов. Также важно прекратить точечную застройку без транспортной и социальной инфраструктуры, а вместе с тем обеспечить полноценное межрайонное транспортное сообщение, особенно в часы пик и ввести обязательное участие девелоперов в развитии районной инфраструктуры (тротуары, маршруты, благоустройство).
«Нельзя развивать центр за счёт остального города. Если мы хотим, чтобы Тюмень была удобной для жизни, а не просто красивой на открытках, нам нужно поменять фокус. Вместо праздников и плитки — инженерка и микрорайоны. Вместо подсветки — школы и автобусы. Это не будет красиво сразу, но именно это делает город настоящим», — говорит Мельников.
Тюменские джунгли за 1159 рублей: бюджетный курорт в черте города
Ранее «Наш город» сообщал о том, почему тюменские дороги рушатся каждую весну.
Читайте также:
Без кофе и развития: почему одни районы Тюмени процветают, а другие остаются забытыми
Фантазии без логики: что не так с мечтами мэра о «Тюмень-сити» и речном транспорте?
Известная тюменская медицинская сеть выкупила бизнес-центр на улице Мельникайте