Найти в Дзене
СанТольич

Майская операция в районе Тургунди, ММГ-7, Афган

Район Тургунди.
Район Тургунди.

…Май 1986 года.

Боевой выезд в район Тургунди – банда в 2000 штыков собирается обстрелять Кушку из реактивных установок. Так нам объяснило командование. Именно тогда я был старшим на БТР №314 Юры «Крохи».

Эта информация сразу вызвала у меня сомнения - нафига духам переть такой толпой для обстрела из РС Кушки. Ведь для выполнения такой задачи было достаточно пару пикапов с установками РС в кузове - только в этом случае у духов был шанс подойти на расстояние поражения ракет из РС. Тем более - в такой местности. Я же не зря писал, что к этому времени мы были уже опытными бойцами. Да и воинских частей армейцев там тоже хватало, но - приказ есть приказ.

…Заняли оборону на выбранной начманом п/п-ком Кохановским сопке. Выбрали позиции, окопались, помогли вырыть окопы нашим боевым машинам – БМП№302 и БТР №814. Боевые машины были вкопаны по периметру вершины сопки, в круговой обороне, транспортным машинам и КШМ «Чайка» укрытия отрыли в центре. Наша огневая позиция – а поехало 2 расчёта с полковыми миномётами (ведь выезд против крупной банды!), находилась на южной стороне сопки, позади наших боевых машин, на которых ехали десантом. Юг – направление, с которого ожидался подход банды, а Кушка – на севере.

Копаем окоп для своего миномёта: справа, в нательной рубахе и кепи - я, командир и дембель, и остальные деды моего расчёта. К вопросу о дедовщине...))) Как видите - траншеи круговой обороны ещё нет, да и не делали мы такого никогда, до этого выезда.
Копаем окоп для своего миномёта: справа, в нательной рубахе и кепи - я, командир и дембель, и остальные деды моего расчёта. К вопросу о дедовщине...))) Как видите - траншеи круговой обороны ещё нет, да и не делали мы такого никогда, до этого выезда.

Май в Афгане – это красота, все зелёное от травы и кустарников, и растёт много красных маков. К тому же - жара, и ещё идут сильные дожди. И не только дожди, но и грозы. Через несколько дней, как мы заняли оборону, к вечеру, пришла такая гроза… Тучи шли не чёрные, а серые, и в них постоянно полыхали молнии, но не открытые, а скрытые облаками. Вспышки получались размытыми и частыми, как цветомузыка, ну и бабахало соответственно.

Мы вырыли возле позиции небольшую землянку, для ночлега – ночевать в боевых машинах начман Кохановский запретил. Но такую грозу разве может выдержать простая плащ-накидка, которой мы укрыли нашу землянку? Нужно мотать в наш БТР. Что я и сказал своим парням. Но они не решились – сам Кохановский запретил! Да что-то я не видел, чтобы он в такую погоду ночевал под открытым небом, как наш комбат. Поэтому я наплевал на запрет начмана, взял свой спальник, сидор и ушёл в свой БТР.

Возле него, в отрытой стрелковой ячейке, дежурили Кроха и Петро – экипаж.

Слева - водитель БТР №814 Юра Крашенинников, "Кроха" (уже в Вечном Дозоре), справа - наводчик Петро. До сих пор не знаю, то ли это его имя, то ли прозвище от фамилии. Уж извените...
Слева - водитель БТР №814 Юра Крашенинников, "Кроха" (уже в Вечном Дозоре), справа - наводчик Петро. До сих пор не знаю, то ли это его имя, то ли прозвище от фамилии. Уж извените...
Мой БТР №814, ещё не в окопе. Нам тоже нужно было помочь его выкопать. А на переднем плане - ребята из 6-го расчёта готовят ужин. Кроха стоит за башней, в верхнем десантном люке, но в кадр не влез.
Мой БТР №814, ещё не в окопе. Нам тоже нужно было помочь его выкопать. А на переднем плане - ребята из 6-го расчёта готовят ужин. Кроха стоит за башней, в верхнем десантном люке, но в кадр не влез.

Видя приближающуюся грозу, они уже завернулись в плащ-накидки и с тревогой вглядывались в сверкающее небо. Я им высказал своё мнение о запрете начмана и заскочил внутрь машины, огляделся и благоразумно расположился правее от десантного люка (у 60-ки он сверху), головой к движкам – там как раз удобное местечко. И не зря.

Как только я устроился поудобней, так такое началось!...

Сначала по броне глухо забарабанил град, а потом ливануло, как из ведра! Секунд через 30 в десантный люк ломанулись мои пацаны – Командир, ты где?

Я отозвался и в внутрь полетели спальники, сидоры и мои мокрые бойцы, причём в этот же момент в передние люки влетел экипаж.

- Командир, зря мы тебя не послушались – пацаны отдышались, разложились и спокойно закурили.

Начинаю дремать, по броне постукивает град, шум дождя, раскатисто бабахает гром - как миномёт на большом заряде, в триплексах вспышки молнии, слабый отсвет от сигарет…

… Шум открываемых люков – ливень прошёл, экипаж возвращается на дежурство. Сплю дальше…

…Вот и моя смена. Вылезаю с наводчиком - Кроха и Петро возле БТР.
- А вы чего здесь?
- Так окоп залило, воды – по колено!
- Трах-тибидох!...

К утру вода ушла, залезли с Ильдаром в ячейку.

Май месяц – весна, а это не только то, что всё зеленеет и цветёт. Это ещё и начало брачного периода жука-навозника. Он, вроде и не крупный, ну ползает, навозные шарики катает. Но в этот период он много и низко летает. И вот сидишь ночью, в окопе, и слышишь басовитое жжж… А потом по каске такое звучное – БАЦ! На службе положено одевать каски. А если бы в глаз??? Тем более, летают они низко, на фоне земли их абсолютно не видно. От пуль не пригибались, а тут… Зато сортиры они чистят замечательно…)))

В общем – окопались, обжились…

Казалось бы, мы в засаде, заняли хорошую позицию – всё прекрасно.
Но – нет!

Начману Кохановскому этого показалось мало и решил он организовать оборону по всем правилам военной науки. А именно – выкопать траншею по периметру нашей обороны. Дабы мы, личный состав, могли скрытно перемещаться по линии обороны при нападении противника. А ещё – пристрелять один из ориентиров минбата - абсолютно не нужна акция и демаскировка. Это лишний шум – тогда какой смысл сидеть в «засаде»? Повышение в должности нужно организовывать…

Траншея для круговой обороны - мысль правильная для базы Карабаг, да только не для нашего временного расположения. Ведь боевая группа – всего 40, с небольшим, человек, вместе с офицерами. «Для скрытного перемещения личного состава в случае нападения» - а личного состава с гулькин нос. Экипажи боевых машин – на своём месте, расчеты минбата – у миномётов. Кто ещё – 4 сапёра в секторе обороны своего БТР, расчёт АГС – тоже, снайпер и два пулемётчика – ПКМ и РПК – у своего БТР. Всё, весь резерв начмана – это он сам, связисты КШМ «Чайка» (да кто же их тронет?) и 5 водителей транспортных машин. И для этого – траншея круговой обороны???

Слева - я, командир расчёта, справа - Миша Пуцко, мой установщик. Копаем свой участок круговой обороны. Бред, типа - для вашей же безопасности...
Слева - я, командир расчёта, справа - Миша Пуцко, мой установщик. Копаем свой участок круговой обороны. Бред, типа - для вашей же безопасности...

И потом – банда в 2000 штыков прёт к границе для обстрела из реактивных установок Кушки - так ли это? Переть буром такой толпой в довольно хорошо охраняемый район, да ещё легко просматриваемом с воздуха – глупо, а духи дураками не были. Проще было попытаться пролезть небольшой группой в 20-30 человек, на транспорте, ударить и быстро смыться - логично? Так вот - нужно ли такой диверсионной группе нападать на нас, хорошо окопавшихся, имея другую задачу?

К тому же - посмотрите на характер местности – на покатых склонах сопок любое земляное сооружение видно за десяток километров – ну и кто сунется в наш квадрат??? К тому же, тёмные башни боевых машин тоже хорошо видны издалека на светлом фоне сопок. Засада, называется…

Кстати, в отличие от пиндосов, я вообще не видел, что бы нашу боевую технику в Афгане перекрашивали в пустынный цвет - она так и выглядела чёрными пятнами на фоне серо-жёлтых сопок, даже весной, на фоне зёлёной травы.

В общем, у нас всё прошло без происшествий. Зато, в это время, мы и в бане одной из погранзастав помылись и на лошадях покатались - я об этом уже писал...)))

А скоро должен быть дембель! И возникал вопрос - сменят ли нас, наконец, и откуда это произойдёт???

Но об этом - позже...