Икона Божией Матери «Владимирская»
Тринадцатого июля 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя был возвращен список иконы «Богоматерь Владимирская», вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Святыню встретил ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев.
Десятого апреля образ «Богоматерь Владимирская», икону-список XIX века, считавшийся утраченным, при сборе материалов для очередного номера обнаружил ответственный секретарь журнала «Храмоздатель», настоятель храма Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине протоиерей Владимир Клюев. Икона была обретена в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, куда она была вывезена во спасение из Храма Христа Спасителя перед его разрушением в 1931 году.
Позже Никольский храм также посетил член Патриаршей комиссии по реставрации икон протоиерей Георгий Мартынов. Научно-художественная экспертиза подтвердила, что в алтаре храма с 1933 года пребывает икона Божией Матери «Владимирская» из алтаря Храма Христа Спасителя, вывезенная перед его взрывом в 1931 году.
В храме святителя Николая на Преображенском погосте Владимирская икона оказалась благодаря священнику Василию Орлову, который служил в нем настоятелем в 1920–1930 годы.
Икона была написана в 1881 году выдающимся русским художником и педагогом Евграфом Сорокиным. Его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской церкви Александра Невского (в 1860–1861 гг.), фигуры святых Лаврентия и Стефана для северных и южных дверей и некоторые образа в иконостасе московского Храма Христа Спасителя. Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах этого же Храма некоторых произведений Ф. А. Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. За работы в Храме Христа Спасителя Е. С. Сорокин в 1878 году был возведен в звание профессора.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял решение о необходимости возвращения святыни в историческое законное место ее пребывания.
Справка из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Евграф Семенович Сорокин (1821– 1892), исторический живописец, родился в Костромской губернии, первое знакомство с искусством получил у одного ярославского иконописца. Легкость, с какою давались ему собственные композиции, обратила на него внимание местных заказчиков работ по церковной живописи. Особенное участие в нем принял один священник, церковь которого была им расписана. По его совету Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел принять его в Академию художеств (в 1841 г.). Сорокин пользовался в Академии руководством проф. А. Маркова.
В 1845 г. он получил от Академии большую серебряную медаль за этюд с натуры, а через четыре года после того за исполнение конкурсной программы «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка» удостоен большой золотой медали. Будучи затем отправлен на казенный счет за границу, посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет; возвратившись в Россию в 1859 г., поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи, должность которого занимал до конца своей жизни. В 1861 г. за написанную в Риме картину «Благовещение» получил звание академика. Им исполнены, между прочим, шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелиста Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви и написаны фигуры св. Лаврентия и Стефана для северных и южных дверей и некоторые из образов в иконостасе московского Храма Спасителя, а также окончены и частью исправлены на стенах этого Храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За свои работы в Храме Е. Сорокин был в 1878 г. признан профессором. В молодости он написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, каковы, напр., «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка в Испании».
___
Храмоздатель № 7 (12) 2024