Найти в Дзене

Собрание Эрмитажа: откуда ноги растут?

Как картины попадают в музей? Сейчас такой вопрос даже может показаться странным. Есть же рынок произведений искусства, арт-дилеры, аукционы, крупные коллекционеры, галеристы и так далее. Однако все это сложилось совсем не сразу. Изначально произведения искусства и, в частности, живопись создавались, конечно же не для музеев. Это были в большинстве своем работы с дидактическими функциями. Поскольку заказчиками выступали либо представители церкви/жреческого сословия, либо представители власти, живопись должна была разъяснять верующим и подданным догматы религии и/или мифологии и защищать интересы господствующего класса. Лишь только к XVIII веку картины стали постепенно восприниматься так, как мы привыкли воспринимать их сейчас. У живописи на первое место стала выходить эстетическая составляющая, то есть картины должны были нравиться публике. Картины стали выполнять в нескольких экземплярах, их производство удешевилось, что позволило уже широкому кругу лиц приобретать живопись. Начали ск

Как картины попадают в музей? Сейчас такой вопрос даже может показаться странным. Есть же рынок произведений искусства, арт-дилеры, аукционы, крупные коллекционеры, галеристы и так далее. Однако все это сложилось совсем не сразу.

Изначально произведения искусства и, в частности, живопись создавались, конечно же не для музеев. Это были в большинстве своем работы с дидактическими функциями. Поскольку заказчиками выступали либо представители церкви/жреческого сословия, либо представители власти, живопись должна была разъяснять верующим и подданным догматы религии и/или мифологии и защищать интересы господствующего класса.

Лишь только к XVIII веку картины стали постепенно восприниматься так, как мы привыкли воспринимать их сейчас. У живописи на первое место стала выходить эстетическая составляющая, то есть картины должны были нравиться публике. Картины стали выполнять в нескольких экземплярах, их производство удешевилось, что позволило уже широкому кругу лиц приобретать живопись. Начали складываться первые частные коллекции. Две из коллекций того времени сыграли ключевую роль в формировании собрания Эрмитажа. Это коллекции барона Кроза де Тьера и герцога Уолпола.

Во времена Екатерины II, которая и стала инициатором создания музея, Эрмитаж был совсем не тем прославленным музеем, который мы знаем. Это был скорее уютный уголок (в переводе с французского – уединенное место) для императрицы и очень ограниченного круга лиц, кому были открыты туда двери. Да и задумывался он Екатериной не столько для привлечения публики к искусству, сколько из политических соображений. России, как одной из крупнейших империй в мире, для поддержания статуса необходимо было владеть шедеврами живописи.

Именно иностранные послы и влиятельные гости стали одними из первых посетителей Эрмитажа. Собственно, при помощи дипломатов, а также влиятельных зарубежных друзей, в частности, Дени Дидро, Екатерина и приобрела для будущего музея французскую (Кроза) и английскую (Уолпола) коллекции. Картины из этих собраний и по сей день являются наиболее ценными образцами европейской живописи XVIII века в Эрмитаже. Среди них, к примеру:

"Даная", Рембрандт
"Даная", Рембрандт
"Прачка", Шарден
"Прачка", Шарден
"Рыбная лавка", Снейдерс
"Рыбная лавка", Снейдерс

Когда в следующий раз будете в Эрмитаже, присмотритесь к этим картинам - именно они стояли у истоков создания одного из самых знаменитых музеев мира.