В нашем традиционном календаре нашлось место не только для всех православных святых, но и для разнообразной нечисти. Какие дни считались на Руси особенно опасными и почему?
Святки (7 января — 19 января)
Святочная нечисть, или святочные духи — потусторонние сущности, которые, согласно поверьям, появлялись после Рождества и исчезали вечером на Крещение. Период Святок, который продолжался с 25 декабря по 6 января по старому стилю, считался на Руси особенно опасным, поскольку сопровождался разгулом нечистой силы.
В южных регионах России считалось, что черти, оборотни и ведьмы начинают вредить людям уже в рождественский вечер — так, ведьмы способны скрыть свет луны и звезд. Согласно поверьям, бытовавшим на русском Севере, особенно ярко бесы проявляют себя во вторую неделю Святок.
Представления о святочной нечисти имеют ярко выраженные региональные особенности. Например, во Владимирской области считалось, что в канун Нового года (13 января по старому стилю) пробуждаются мертвецы. Они принимают облик животных и бродят в таком виде по земле.
Масленица (переходящий праздник)
Масленицей называется неделя, предшествующая Великому посту, ее дата зависит от времени Пасхи. Поэтому Масленица, как и Пасха, каждый год отмечается в разные сроки.
Согласно народным поверьям, нечистая сила пытается помешать людям праздновать Масленицу. Чтобы защитить себя от злых духов, на перекрестках дорог рассыпали зерно. Считалось, что черти и другие нечистые принимают облик сорок, поэтому отвлекутся на зерно и оставят людей в покое.
Кроме того, на Масленицу провожали уставшую богиню зимы — Мару (или Морену). Имя Мары созвучно таким словам, как «мор», «мрак», «морок». Эта богиня считалась супругой Чернобога, хозяина Нави. Духи-лихоманки, поражающие людей болезнями, считались дочерьми Мары, поэтому раньше в заговорах обращались к Маре-Морене с просьбами успокоить дочерей и прекратить эпидемии.
Первая неделя Великого поста (переходящий праздник)
Этот период был связан с активностью нечистой силы прежде всего в представлениях балканских и карпатских славян. Первая неделя Великого поста (у русских она называется Федоровой неделей, а у соседей на западе — Тодоровой) — время демонов-мертвецов.
Важной частью Тодоровой недели были первые три дня поста. Тот, кто соблюдал этот строгий пост, но не дожил до его завершения, считался «нечистым» покойником. Такого усопшего хоронили в выгребной яме или же рядом с мельницей (мельница считалась местом обитания нечисти). Священник не отпевал его, тело выносили из дома не через дверь, как обычно, а через пролом в стене.
Согласно поверьям, умерший в первые дни Великого поста становился «сухим Тодором». Ночью такой мертвец покидал свою могилу и бродил по селу в ужасном демоническом облике, возвращаясь в землю с первыми петухами. Иногда «сухой Тодор» ездил верхом на белой хромой лошади. Те, кого демон ударил палкой или рукой, были обречены на смерть.
Тарас Кумашник (10 марта)
На 25 февраля по старому стилю приходится Тарас Кумашник. Другие названия этого дня — Тарас Бессонный или Кумоха (не путать с Кумохой Осенней, 18 сентября). Православная церковь в эту дату чествует святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, который, согласно преданию, очень мало спал.
На Руси существовал запрет спать на Тараса в дневное время, так как это могло привести к болезни. Согласно поверью, если человек уснет днем, его поразит Кумоха — болезнетворный дух, лихорадка. Эта Кумоха обитает в лесу или заброшенных избах вместе со своими сестрами. Всего сестер 12, причем старшая из них руководит остальными и посылает их мучить людей.
Интересно, что вера в двенадцать сестриц-лихорадок имеет свои корни в библейских текстах. Она связана с Иродиадами — дочерьми царя Ирода, который некогда приказал отрубить голову святому Иоанну Крестителю.
Касьянов день (13 марта)
День святого Иоанна Кассиана Римлянина на Руси отмечали 29 февраля по старому стилю и называли Касьяновым днем. Этот народный Касьян был непохож на святого: он был угрюм, страдал косоглазием и обладал ужасным взглядом, от которого сохли деревья и умирал скот.
По легенде, Касьян родился у благочестивых родителей, но в детстве был похищен бесами, которые научили его творить зло. В другой версии, изначально Касьян был ангелом, который рассказал дьяволу о планах Господа изгнать темные силы с небес. Хотя Касьян раскаялся, Бог наказал его, приставив к Касьяну ангела, который три года подряд бил предателя молотом по лбу, давая бедняге отдохнуть только на четвертый год.
Согласно поверью Касьяну подчиняются, все ветры. Он держит их на 12 цепях за 12 замками, но иногда отпускает, насылая мор на людей и животных.
В Касьянов день крестьяне предпочитали сидеть по домам, опасаясь взгляда Касьяна. Многие старались проспать до обеда, чтобы избежать неприятностей. Посторонних людей не оставляли на ночлег (считалось, что это к болезни).
Проклов день (4 мая)
В день святого мученика Прокула (Прокла) старики шли за пределы села, чтобы провести обряд изгнания нечисти. Они поворачивались лицом на запад и проклинали злые силы.
По народным поверьям, с приходом весны пробуждается не только природа, но и различные лесные духи. Чтобы задобрить их, люди отправлялись в лес и оставляли на полянке корзинки с угощениями. Также в этот день обращались к домовому с просьбой защищать от темных сил дом, хозяйственные постройки и скот.
В Проклов день избегали посещать леса и кладбища, чтобы не столкнуться с нечистью. Кроме того, запрещалось оставлять детей без присмотра, так как нечистая сила могла сильно напугать их (ребенок потом будет заикаться и плохо спать).
Юрьев день (6 мая)
Егорий Вешний (или Юрьев день) отмечается 23 апреля по старому стилю. В православном церковном календаре это день памяти великомученика Георгия Победоносца, который является одним из самых почитаемых святых на Руси, покровительствует православным воинам и присутствует на российском гербе.
Согласно поверью, если хозяйка на Егория до восхода солнца разденется догола, оседлает помело и объедет на нем свой двор, обсыпая его зерном, нечистая сила не сможет вредить семье целый год. Жители русского Севера верили, что аналогичный ритуал изгоняет из жилища клопов.
В Прикамье на Егория Вешнего «гоняли волков», чтобы защитить скот и деревню. Для этого жители с шумом и трещотками обходили окрестные опушки. У марийцев Пермского края существовал похожий обряд, направленный на изгнание шайтана. Коми-пермяки омывали в реке иконы и стояли в воде, чтобы избавиться от «мыжи» — заболевания, насылаемого покойниками или святыми.
Русальная неделя (переходящий праздник)
Особый период с Вознесения (в 2025 году 29 мая) и до Петрова поста (16 июня) был известен как Русальная неделя (также Русалии, Зеленые святки). Она символизировала переход к лету.
Русалии имеют глубокие корни в славянской культуре и связаны с памятью об умерших. Во время Русальной недели устраивали пляски, пели, надевали маски животных, причем гулянья затягивались до глубокой ночи. Согласно поверьям, в этот период русалки выходят из водоемов на землю. В связи с этим зпрещалось гулять по лесу в одиночку или водить туда скот. Также считалось, что купание в реке, особенно в полдень и полночь, может привести к беде — русалки под воду утащат. В это время было принято задабривать русалок, чтобы избежать неприятностей.
В Семик, который приходился на Русалии и отмечался в седьмой четверг (или седьмое воскресенье) после Пасхи, вспоминали о «заложных» покойниках — тех, кто умер не своей смертью. Считалось, что их души остаются в мире живых и продолжают существование как русалки и другая нечисть.
Иван Купала (7 июля)
Празднование дня Ивана Купалы имеет глубокие корни в языческом периоде Руси. Этот обряд знаком не только русским, но и другим славянским народам, а также прибалтам.
Согласно поверьям, в ночь на Купалу открывается дверь между мирами живых и мертвых, и вся нечисть выходит на поверхность Считалось, что в этот праздник нельзя ложиться спать, так как нечистая сила становится особенно бойкой и может проникнуть в дом, если его обитатели уснули.
Очиститься от всего плохого, в том числе от болезней, насланных нечистью, позволяли прыжки через костер. К тому же купальский огонь наделен особой силой, способной прогнать оборотней, русалок и других духов. А чтобы защитить от нечисти дом, на его пороге оставляли крапиву и папоротник.
Петров день (12 июля)
В эту пору день начинает укорачиваться, о чем напоминает пословица: «Петр-Павел день убавил». Этим пользуется нечистая сила. Накануне дня памяти первоверховных апостолов Петра и Павла наши предки испытывали страх перед возможными выходками нечисти, а также злодеяниями ведьм и колдунов.
Для защиты от этих опасностей использовались прежде всего костры. Зажигали огонь на перекрестках и бросали в него остатки нового колеса, которое до этого катали вокруг села, чтобы определить, в каком доме скрывается ведьма или колдун. По народным поверьям, когда колесо разбивалось рядом с жилищем чародея, можно было услышать его крики.
На Петра и Павла проводились обряды для изгнания ведьм. Девушки поднимались на крыши «нечистых» построек (бани и сараи), усаживались там и пели песни, надеясь отогнать злые силы.
Кумоха Осенняя (18 сентября)
Согласно поверьям, 5 сентября по старому стилю из леса выходит Кумоха-лихорадка. Этот злой дух обычно принимает облик старушки-странницы, направляется в деревню, чтобы попросить у хозяек хлеба и ночлега. Если впустить ее, Кумоха принесет в семью болезни.
Чтобы защититься от осенней Кумохи, существует несколько народных методов. Один из них — подмести полы веником из березы, а потом натопить баню и попариться с березовым веничком. Считалось, что Кумоха боится березы, а также домового. А с лешим дружит.
Кроме того, считалось, что люди, родившиеся 18 сентября, не подвержены влиянию Кумохи, оборотней и леших. Именно поэтому таких людей часто нанимали в пастухи — они могли защитить скотину как от хищников, так и от нечистой силы.
Ерофеев день (17 октября)
Ерофей Лешегон (Ерофеев день) в народном сознании ассоциировался с завершением сельскохозяйственного цикла и подготовкой к зиме. Осенью лешие, как верили люди в старину, «заговаривают» всех зверей по их норам, а затем сами уходят под землю.
Лешему не хочется ложиться в зимнюю спячку и он по этому поводу пребывает в дурном настроении: ломает деревья и вырывает кусты, издает пронзительные звуки, пытаясь перекричать ветер. Гулять по лесу небезопасно — можно встретиться со злым лешим.
Чтобы защитить свой дом от нечистой силы, в нем развешивали лук и чеснок.
В Ерофеев день особую осторожность должны были проявлять женщины и девушки. Им не рекомендовалось общаться с незнакомцами или впускать их в дом, поскольку под видом чужака может скрываться нечисть.
👉 Подпишитесь в Телеграм: https://t.me/radostnonadushe
..........
Что было на этом канале раньше: