Дом на Набережной Кутузова под номером 2 в народе числится как «памятник архитектурному самовыражению» — при строительстве частные лица решили, что вполне себе могут жить как во дворце прямо в центре северной столицы. Но надо сказать, что этот знаменитый дом стал резиденцией самых знаменитых его владельцев — Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича далеко не сразу. История его приобретения — это не просто история о покупке недвижимости, а почти театральная сцена из жизни старой советской элиты, которая после Перестройки постепенно осваивала новую реальность и новые доходы.
В 1994 году известные супруги купили квартиру в этом здании — семь комнат общей площадью около двухсот квадратных метров. Но уже на первых порах стало ясно: им тесно. Не потому, что помещений мало, а потому, что соседи были...
… «бедные или очень бедные». Это цитата. Ибо так прямо и говорила Вишневская в одном из интервью. Она подчёркивала, что не могла приглашать в гости друзей, которых она называла «приличными людьми определённого круга», видимо, имея в виду тех, кто уже перешёл в разряд успешных «загребателей народных средств» после распада СССР.
Как начался захват дома
Один из самых известных эпизодов связан с отсутствием своего балкона в семикомнатной квартире Вишневской и Ростроповича. Именно тогда, на праздновании новоселья с участием тогдашнего мэра Петербурга Анатолия Собчака, Мстислав заметил, что единственный балкон в здании принадлежит соседям. И предложил: «А давай купим весь этаж»!
Это было сказано легко и непринуждённо. И реализовано быстро. Вскоре весь второй этаж стал собственностью одной семьи. Но на этом дело не остановилось. И скоро супруги выкупили первый и третий этажи. В итоге — изначально многоквартирный дом практически полностью перешёл в частные руки.
Правда, «переход собственности» проходил не без скандалов. Один из владельцев квартиры на третьем этаже долгое время отказывался продавать своё жильё. По воспоминаниям Вишневской, он делал это «из вредности». Однако сложно не задаться вопросом: почему человек должен был так легко расставаться с жилплощадью, которая, возможно, хранила для него какую-то личную историю? Но для оперной дивы это была просто «досадная помеха» на пути к идеальной резиденции.
Безвкусный интерьер
Галина Павловна часто подчёркивала, что интерьеры своего дома она создавала самостоятельно, без помощи профессиональных декораторов. Это, конечно, звучало как свидетельство её многогранности: если ты великая певица, то, якобы, можешь справиться и с оформлением пространства. Ибо, как часто говорят: «талантливый человек талантлив во всём». Однако, как показывает практика, талант к музыке не всегда переходит в чувство пропорций, гармонии цвета и стиля.
Особенно много критики вызвала так называемая «Красная гостиная». По задумке, это должно было быть нечто в духе Юсуповского дворца. Но вместо благородного сочетания красного с золотым получилась классическая визуальная перегрузка. Мебель разных эпох и стилей, несоразмерные элементы декора, слишком насыщенные обои — всё это создаёт эффект хаоса, а не торжества вкуса.
Еще более странным выглядела «Зелёная гостиная». Здесь попытка объединить зелено-золотистую палитру также закончилась провалом. Особенно выделялся старинный ковёр, повешенный на стену. Возможно, он действительно был ценным артефактом, но в интерьере он смотрелся чуждо — как пятно, которое забыли убрать.
При этом стоит отметить, что сама идея использовать антиквариат в быту — это достойное стремление. Но здесь важны мера и понимание композиции.
Царская столовая или замок Дракулы?
Столовая, которую Вишневская называла «Царской», особенно удивляет. По её словам, часть мебели (комоды из чёрного дерева) привезена из Ипатьевского дома в Екатеринбурге — того самого места, где была расстреляна царская семья. Эти предметы мебели находились в буфете филармонии Свердловска, пока Ростропович их не выкупил.
Идея использования таких вещей в интерьере — интересная, но исполнение оказалось ошибочным. Тёмные массивные комоды, тяжёлые шторы, глубокий красный цвет стен — всё это вместе создало впечатление не царского великолепия, а чего-то мрачного, даже немного угрожающего. Можно сказать, что это больше напоминало интерьер из фильма ужасов, чем место, где собирается семья за ужином.
Спальня, в которой ничего не сочетается
Пожалуй, самый странный интерьер — это спальня Галины Вишневской. Здесь не прослеживается ни единая цветовая линия, ни стилевое направление.
Ярко-красные обои, розовое шёлковое кресло, блеклые бежевые занавески — всё это создаёт впечатление беспорядка. К тому же, пол покрыт двумя типами паркета с разным рисунком, которые плохо состыковываются между собой.
Получается, что в этой комнате чувствуешь себя не в уютном личном пространстве, а в интерьере, собранном наугад.
Что стоит за безвкусием?
Все эти примеры показывают, что дело не только в отсутствии профессионального подхода, но и в том, что Вишневская, похоже, считала, что её звёздно-аристократический статус автоматически даёт право на вкус. А ещё — в её отношении к окружающим. Часто в своих высказываниях она подчёркивала различие между собой и обычными людьми. Например, когда рассказывала, как жители первого этажа, пришедшие обсуждать условия продажи квартир, встречали её со словами: «Халллинаа Паалнаа, царица вы наша»! И хотя, возможно, это правда, стиль такого рассказа звучит как издёвка.
Между тем, сама Вишневская начинала с самых низов. Её детство прошло в эвакуации, юность — в трудовые годы послевоенной страны. Она знала, что такое нужда. Но, оказавшись на вершине успеха, она, кажется, предпочла забыть об этом. И именно это вызывает наибольшее недоумение: как можно так явно презирать тех, кто когда-то был тебе ближе по положению/происхождению?
Заключение: талант есть, вкус — не всегда
Ни у кого не вызывает сомнений, что Галина Вишневская — одна из величайших оперных певиц XX века. Её голос, мастерство, эмоциональная насыщенность исполнения — это вне конкуренции. Но талант в искусстве не гарантирует вкуса в оформлении пространства. А когда за этим стоит ещё и демонстративное пренебрежение к другим людям, возникает вопрос: а стоит ли восхищаться таким образом жизни?
Дом на Набережной Кутузова — это символ очень противоречивой эпохи в истории нашей страны, в которой деньги и слава стали главными мерками успешности. Он отражает внутренний мир человека, уверенного в своей исключительности. Но именно эта уверенность иногда становится причиной ошибок — как в выборе мебели, так и в общении с другими людьми.
Вы можете любить творчество Вишневской, восхищаться её карьерой и голосом, но при этом совершенно спокойно критиковать её подход к оформлению интерьера. Ведь каждый имеет право на ошибку. Просто в данном случае эти ошибки оказались на виду — буквально в виде красных стен, случайных ковров и несочетающихся полов.
✅ Подписывайся на канал, чтобы не пропускать новые публикации! А пока рекомендую к прочтению: