«К стуку клюшек, который доносится сейчас из Скво-Вэлли, внимательно прислушиваются любители хоккея и Москвы, и Челябинска, и Свердловска, и Кемерово, и Ташкента. Ведь за наших ребят болеет сейчас вся страна. То и дело в редакции раздаются звонки телефонов, почтальоны приносят пачки писем и телеграмм. Как они там? Как дела у наших хоккеистов? Передайте им наши лучшие пожелания. Передайте: мы в них верим, — вот примерно, к чему сводится суть всей этой корреспонденции. Действительно, олимпийский турнир поставил перед нашими спортсменами весьма сложные проблемы. Правда, один трудный барьер уже взят – выигран матч у сильной чехословацкой команды. Но впереди ещё встречи с такими опасными соперниками, как канадцы и американцы… Как передают наши корреспонденты из Скво-Вэлли, американская команда находится сейчас в блестящей форме. Её тренер и игроки настроены необычайно решительно, особенно после убедительной победы над шведами. Жаждут побед и хоккеисты Швеции, которые пока вынуждены были удовлетвориться лишь выигрышем в предварительных встречах у команды Японии. Сообщения из Скво-Вэлли не оставляют никакого сомнения в том, что золотые медали достанутся не только самым искусным, но и самым мужественным, самым самоотверженным. Психологический вызов, который бросили своим соперникам канадские хоккеисты в матче со шведами, где жёсткая игра несколько раз переходила в жестокую, не произвёл впечатления на наших спортсменов. В матче с немцами и финнами советским хоккеистам тоже пришлось столкнуться с некоторыми приёмами, которые, может быть, и не нарушают букву хоккейного кодекса, но по характеру своему несколько противоречат олимпийским нормам. Что ж, наших ребят подобная тактика не застала врасплох. Хотя, конечно, советским хоккеистам куда более приятно было играть матч с чехословацкими соперниками, который проходил в исключительно корректной борьбе. Никакая электронная машина не сможет, разумеется, предсказать окончательный итог олимпийского турнира. Спорт есть спорт, и золотые медали дадутся в руки сильнейшим. Но, выражая мысли и пожелания тех, кто пишет нам по этому поводу, кто горячо переживает каждую встречу советской команды, мы говорим нашим хоккеистам: что бы там ни произошло, как бы трудно ни складывались ваши отношения с соперниками, мы верим – вы не сробеете»!
Это заметка в газете «Советский спорт» от 25 февраля 1960 года. Обращает на себя внимание несколько «сомневающийся в безоговорочном успехе» тон публикации. А сомневаться было отчего. Команда хоть и была на ходу, однако, трудно было не отметить тот факт, что никогда ещё советская сборная не пропускала такого количества шайб в свои ворота. Причём не только от финнов, чехословаков и канадцев, но и в целом за весь турнир – 23 шайбы в семи играх! Оставалось лишь надеяться на турнирные «сюрпризы» от будущих соперников. И они не заставили себя долго ждать.
Матч, в котором встречались хозяева и фавориты турнира – сборные США и Канады, вызвал невиданный ажиотаж. Американские болельщики, в дружеских беседах с русскими, высказывались в том духе, что не стоит опасаться канадцев. «Ваша команда на голову сильнее родоначальников хоккея», - доносилось со всех сторон. Но и себя они со счетов не списывали, полагая, что уж точно не слабее представителей страны кленового листа. С первых минут хозяева олимпиады стали и хозяевами положения, лишив соперника их привычного козыря – мощного стартового натиска. Добыв перевес в две шайбы, хоккеисты США героически обороняясь, подставляя себя под ураганный «обстрел» канадцев и добившись победы со счётом 2:1, стали единоличными лидерами олимпийского турнира. Соответственно, американо-советская дуэль превратилась в самый настоящий финал, в котором советскую команду устраивала только победа. Причем, именно тогда у американцев и была настоящая студенческая команда. К примеру, братья Клири учились в университете Гарварда, основной вратарь Джек Маккартен совмещал хоккей с бейсболом, Юджин Грация приехал в США из Италии, играя там, в местном «Милане» и за сборную Скуадры Адзурры. В рамках подготовки к Олимпиаде, советская дружина уже встречалась на льду с олимпийцами США, но особенных проблем не имела, довольно легко переиграв соперника. Несколько успокаивало и отсутствие основного голкипера американцев Лоуренса Палмера, который выбыл из строя, а его дублёр Джек Маккартен нашим нападающим и вовсе казался не слишком координированным.
«Мы посчитали, что это наш клиент: отгрузим ему столько, сколько захотим. И просчитались», - продолжает свой рассказ Станислав Петухов. «Мы владели преимуществом игровым и территориальным, бросали очень много и опасно, однако Маккартен вытворял на площадке что-то невероятное. Как циркач – всё отбивал! За три минуты до конца Витя Якушев из угла выдал мне пас, я с «пятака» переправлял шайбу практически наверняка, но не попал. Она отскочила от лицевого борта, и я добивал её уже в пустые ворота – как не забил, до сих пор не пойму». В итоге, этот самый «неуклюжий» Маккартен удостоился номинации «Лучший вратарь». «Мы явно переигрывали американцев тактически, буквально заперли соперников в их зоне», - делится воспоминаниями Вениамин Александров. «Можно было насчитать по крайней мере десяток моментов, когда и я, и Локтев, и Альметов оставались наедине с американским вратарём. Бросаем, очень мощно атакуем. Маккартен то падает, то подпрыгивает. Глаза у него то закрыты, то лезут из орбит. Но каждый раз шайба либо попадает ему в руку, либо в коньки… Говорили, что американскому вратарю просто везло. Но без умения нет везения! А вот технического умения хладнокровно и точно в сложных условиях нанести бросок по воротам нам как раз и не хватило».
Из - за потерянных нашей командой шансов на олимпийское золото, матч против канадцев для советских хоккеистов стал простой формальностью. Сборная СССР, уступая 0:4, сумела максимально сократить разрыв в счёте до 3:4, но в итоге проиграла - 5:8. Мотивация у канадцев была намного выше. Они не оставляли надежды стать чемпионами, если бы американцы проиграли чехам. Но главное – уже тогда канадцы по-особенному настраивались на поединок с советскими хоккеистами. Русские для них были главным раздражителем.
Таким образом, впервые за девять зимних Олимпийских игр золотые награды в хоккейном турнире завоевали хозяева. А наши хоккеисты, впервые на финальной стадии довольствовались 50% набранных очков. Анатолий Тарасов эмоционально «прошёлся» по игре вратаря Николая Пучкова, которого объявил чуть ли не единственным и самым главным виновником поражения от американцев и канадцев. Он упрекнул Пучкова в трусости и в излишнем трепете перед принципиальными соперниками. На защиту своему товарищу по команде поспешили лидеры сборной. «Говорят, что в поражениях виноват наш вратарь Николай Пучков», - высказался на страницах печати Вениамин Александров. «Но ведь надо учесть, что ещё в Колорадо-Спрингс у него «открылась» старая травма (повреждение бедренного сустава), что у него больной локоть, нуждающийся в хирургической операции. Мы считаем, что Пучков в Скво-Вэлли играл героически и сделал всё, что мог. А вот тренеров надо спросить, как же случилось, что ворота сборной на протяжении семи лет защищает один человек, и не подготовлено ему за это время ни достойной смены, ни даже замены». В итоге – бронзовые медали. Это был худший результат сборной СССР за все семь лет её выступлений на чемпионатах мира. В связи с чем последовали оргвыводы – к руководству сборной вновь вернулся Аркадий Чернышёв. Лишь спустя два года началась золотая эра советского хоккея под началом тренерского тандема Чернышёв-Тарасов.
Владимир Набоков
В публикации использовались материалы газеты «Советский спорт», Владимира Кузьмина и Леонида Рейзера.