Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
В русский язык слово «витраж» пришло из французского. А французский термин vitrage образован от латинского vifrum, что означает «стекло», «прозрачность» и «работающий на просвет».
В качестве материала витражное стекло - это стекло, которое было окрашено путем добавления металлических солей во время его производства. Затем его можно дополнительно украсить различными способами. Цветное стекло может быть изготовлено в витражное окно, скажем, в котором небольшие кусочки стекла расположены для формирования узоров или картин, удерживаемых вместе (традиционно) полосками свинца, называемых камеями или успокаивающими, и поддерживаемыми жесткой рамой. Окрашенные детали и желтая серебряная морилка часто используются для улучшения дизайна. Термин «витраж» также применяется к эмалированному стеклу, в котором цвета были нарисованы на стекло, а затем слиты со стеклом в печи.
Витражи, как искусство и ремесло, требуют художественных навыков для создания соответствующего и работобного дизайна, а также инженерных навыков для сборки изделия. Окно должно плотно вписываться в пространство, для которого оно сделано, должно противостоять ветру и дождю, а также, особенно в больших окнах, должно поддерживать свой собственный вес. Многие большие окна выстояли на испытание временем и оставались практически нетронутыми с позднего средневековья. В Западной Европе вместе с иллюминатными рукописями они представляют собой основную форму средневекового изобразительного искусства, сохранившееся. В этом контексте цель витражей заключается не в том, чтобы позволить тем, кто находится в здании, видеть мир снаружи или даже в первую очередь впускать свет, а в том, чтобы контролировать его. По этой причине витражи были описаны как «освещенные настенные украшения».
Дизайн окна может быть абстрактным или образным; может включать в себя повествования, взятые из Библии, истории или литературы; может представлять святых или покровителей или использовать символические мотивы, в частности, оружейные. Окна внутри здания могут быть тематическими, например: внутри церкви - эпизоды из жизни Христа; внутри здания парламента - щиты избирательных округов; внутри зала колледжа - фигуры, представляющие искусство и науки; или внутри дома - флора, фауна или ландшафт.
История витража:
В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христианскому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с готикой — с ее огромными стрельчатыми окнами, которые возникли в 12 веке благодаря инженерным новациям, позволившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. В этот период мастера знали совсем немного красящих пигментов, поэтому преимущественно использовали в работе стекла красного, зеленого и синего цветов, комбинируя и накладывая их друг на друга.
На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, главный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со временем цветные стекла «с историями» стали доступны и простым приходским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров. Основой для изготовления витража был предварительный рисунок, который переводили на прозрачное стекло. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям.
Подъем искусства витража пришелся на готический период. В это время мастера усовершенствовали технологию и расширили цветовую гамму. Витражи в окнах готических соборов, таких например, как собор Парижской Богоматери или аббатство Сен-Дени, создавали внутри помещения изысканную игру окрашенного света, преображая пространство.
В эпоху Возрождения витраж стал более детальным, а витражные композиции обрели разнообразные сюжеты. Однако в последующих периодах, от барокко до классицизма, его практически перестали использовать.
Новая популярность к искусству витража пришла в конце XIX века, в эпоху модерна. В этот период витражная техника вышла за границы архитектуры: появились настенные картины из стекла, витражами украшали окна в больших домах, декорировали лестничные пролеты, дверные проемы, ширмы, двери шкафов и потолочные вставки.
Одним из самых известных мастеров витражного дела был дизайнер и художник Луис Комфорт Тиффани. Он улучшил способ соединения цветных стекол разной формы: края стеклянных фрагментов мастер обклеивал тонкой медной лентой, а затем сплавлял. Эта технология помогла придать разноцветной поверхности объемный вид.
Витраж в России:
Стекло в России не было традиционным и столь любимым материалом, таким как дерево или керамика. Тем не менее, в период национального романтизма, в первой трети XIX века витражи эпизодически появлялись в садово-парковых сооружениях, стилизованных под западноевропейскую готику, или в загородных дворцах, например в «Готической руине» — башне «Шапель» в Царском Селе (1825—1828) или во дворце «Коттедж» в Петергофе (1826—1829), построенным по проектам архитектора А. А. Менеласа. «Готические» витражи имелись в «готическом кабинете» усадьбы Марьино петербургской губернии и в усадьбе Марфино под Москвой.
Витражи в России называли в то время «транспарантными картинами». В 1843 году в главном храме Санкт-Петербурга — Исаакиевском соборе — в огромном окне апсиды был установлен нетрадиционный для православного храма паечный витраж с образом Спасителя в полный рост. Этот факт связан с одним из вариантов оформления интерьера храма, разработанного по инициативе императора Николая I немецким архитектором Лео фон Кленце. Витраж создан в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером. Витраж установлен на месте А. Ф. Перницем. До этого Перниц занимался «живописью на стёклах для загородных дворцов». Витражи по рисункам Перница имелись в комнатах Гатчинского дворца и в «Молельне» дворца в Царском Селе. Одним из учеников Перница был П. С. Васильев.
В 1882 году в Москве состоялась выставка мюнхенских витражей, которая стала «заметным событием художественной жизни». В Мюнхене искусство витража осваивал русский художник В. Д. Сверчков. В 1867 году Сверчков организовал под Мюнхеном мастерские по изготовлению декоративных элементов оформления интерьеров, в том числе витражную мастерскую. В Санкт-Петербурге Сверчков создавал расписные витражи для Конференц-зала Академии художеств (1873), в Москве — в «русском стиле» для Теремного дворца и Оружейной палаты Московского кремля.
Развитие искусства витража в России во многом связано с деятельностью мюнхенского художника Ф. Станика. В 1883 году в Москве Ф. Станик организовал мастерскую обучения «стекольно-живописному искусству». Витражная мастерская действовала в Петербургской Академии художеств. В 1904—1907 годах в Париже витражному искусству обучался выпускник Центрального Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, латыш Карл Бренцен. В 1907—1917 годах он руководил в Училище Штиглица классом витражного искусства.
Одним из самых выдающихся мастеров расписного витража был латышский художник Эрнст Тоде. Он учился в Риге и Мюнхене, работал в Харькове. С 1895 года Э. Тоде возглавлял большую витражную мастерскую в Риге, которая выполняла заказы на витражи для Варшавы, Санкт-Петербурга, Саратова и Тифлиса. В 1914—1918 годах Э. Тоде работал в Мюнхене. Для архитектуры модерна Санкт-Петербурга и Москвы типичны паечные витражи, вызывающие ностальгию по классике и, одновременно, соответствующие стилизаторским устремлениям архитекторов. Витражи включали в свои проекты жилых, доходных домов и административных зданий Ф. И. Лидваль, А. С. Хренов. С 1989 года в Санкт-Петербурге действует мастерская по реставрации и воссозданию утраченных витражей периода модерна.
В 1960-х годах литовские художники стали использовать глубокое травление массивного стекла, оклейку с помощью эпоксидной смолы и, наконец, — эрклёз (массивные куски колотого стекла, оправленного в бетонную основу). Такая технология отражала эстетику «сурового стиля», распространённого в те годы в искусстве СССР. В 1970—1980-х годах художники осваивали индустриальные методы набора витражей из разноцветных стеклоблоков на металлической арматуре, в частности «армированный литой витраж», когда арматура, вплавленная в стекло, формует контуры заданного художником рисунка. Существует роспись стеклоткани, рисование и гравировка по акрилату и многие другие приёмы, которые, однако, мало привносят в художественное развитие витражного искусства, расцвет которого остался в прошлом.
Классификация:
В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
- Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
- Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.
- Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
- Пескоструйный витраж
- Спечной витраж (фьюзинг)
- Травлёный витраж
- Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придаётся поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стёкол используется цементный раствор и металлическая арматура.
Имитация витража:
- Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путём нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).
- Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся плёнка (английская технология).
- Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу.
Литература:
- Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков. М., 2014.
- Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т. 3. — М., 1965.
- Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. — М., 2006.
- Peter Cormack, 'Arts & Crafts Stained Glass', Yale University Press, 2015