Найти в Дзене

Бордюры и ливнёвка на проспекте Авиаторов Балтики

Добрый вечер, Стройблог! Я частенько прохожу мимо автомагистрали от КАД до бульвара Менделеева и вижу стройку. Там укладывают бордюры — камни и канавы для дождевой воды. Бордюр — это «бортовой камень» по ГОСТ. А дождевые канавки и желоба — это лотки, дождеприёмники, решётки. Например, лоток водоотводный соответствует ГОСТ 32955-2014 и устанавливается вдоль дорог. Грунтовые или бетонные лотки отводят воду, а дождеприёмники с решётками защищают от мусора. В Санкт-Петербурге бордюры традиционно называют «поребриками» — это слово вошло в местный обиход давно и стало неотъемлемой частью городского сленга. Считается, что термин «поребрик» произошёл от строительного жаргона и означает элемент мощения, разделяющий проезжую часть и тротуар. Он прочно закрепился именно в северной столице, тогда как в большинстве других регионов России используется слово «бордюр». Интересно, что «поребрик» — это не просто локальный синоним, а целый культурный маркер, по которому легко определить петербуржца. Тако
Оглавление
Бордюры и ливнёвка на Авиаторов Балтики | Стройблог

Каждый день по-пути

Добрый вечер, Стройблог!

Я частенько прохожу мимо автомагистрали от КАД до бульвара Менделеева и вижу стройку. Там укладывают бордюры — камни и канавы для дождевой воды.

Бордюр — это «бортовой камень» по ГОСТ. А дождевые канавки и желоба — это лотки, дождеприёмники, решётки.

Например, лоток водоотводный соответствует ГОСТ 32955-2014 и устанавливается вдоль дорог. Грунтовые или бетонные лотки отводят воду, а дождеприёмники с решётками защищают от мусора.

-2

Поребрик, а не Бордюр!

В Санкт-Петербурге бордюры традиционно называют «поребриками» — это слово вошло в местный обиход давно и стало неотъемлемой частью городского сленга.

Считается, что термин «поребрик» произошёл от строительного жаргона и означает элемент мощения, разделяющий проезжую часть и тротуар. Он прочно закрепился именно в северной столице, тогда как в большинстве других регионов России используется слово «бордюр».

Интересно, что «поребрик» — это не просто локальный синоним, а целый культурный маркер, по которому легко определить петербуржца. Такое языковое отличие подчёркивает богатую историю города и его особую архитектурную традицию.

-3

Немного из истории бордюра

Слово «бордюр» пришло из французского bordure — «край».

Первый бордюр придумали в Древнем Риме, уже в 450 году до н. э. Они были почти в полметра высотой. В России бордюры массово начали применять в городском благоустройстве с конца XIX века. Их задача — удерживать тротуар, не давать дорожному полотну размываться и направлять воду в нужное русло.

-4

Нормативы, ГОСТы, СНиПы

Таблица 1
Таблица 1

Ссылки на ГОСТы представлены на сайте РСУ-9.

СП 34.13330.2021: система водоотвода должна работать без застоев, обеспечивать сухость покрытия, и быть долговечной.

-6

Как это делают сегодня в России?

Устройство бордюра выполняется по чёткой технологии:

  • Камни укладываются на бетон или ЦПС по натянутому шнуру.
  • Используется бетон В15–В20 с песчано-гравийной смесью.
  • После выравнивания устанавливается верхний отлив или тротуар.
  • Современные бетоноукладчики (слипформеры) формируют бордюрную ленту автоматически.
  • Дождеприёмники закрываются чугунными, металлическими или пластиковыми решётками.
  • Грунтовые канавы засыпаются щебнем и закрываются лотками или плитами.

Сейчас популярны полимербетонные лотки — лёгкие, прочные и морозоустойчивые.

-7

Сегодня надёжный отвод воды – обязательная часть дорожной инфраструктуры. По СП 34.13330.2021 («Автомобильные дороги») система водоотвода должна отводить дождевые и талые воды без застоев, сохраняя полотно сухим. Для жёстких магистралей требования ещё строже: укладка по уровню, приёмка по трещиностойкости и морозостойкости бетона.

-8

Почему это важно?

Правильная система отвода воды продлевает срок службы дороги, предотвращает размывы и аварии. Именно поэтому каждому бордюру, лотку и решётке уделяется такое внимание — от уклона до плотности бетона.

«Мелочь» вроде высоты бордюра может быть критичной. Бордюры 5 см вместо 15 — и вода не отводится с трассы!

-9

Кто строит и по какому контракту?

Строительство ведёт АО «Буер» — генеральный подрядчик по государственному контракту.

Номер контракта: ГК №0069 от 18.04.2023

Заказчик: ГКУ «Ленавтодор»

Проект: «Строительство автомобильной дороги нового выхода из Санкт-Петербурга от КАД в обход населённых пунктов Мурино и Новое Девяткино с выходом на автодорогу „Санкт-Петербург — Матокса“ во Всеволожском районе»

Виды работ:

  • Переустройство кабельных линий
  • Наружные сети водоснабжения и дождевой канализации
  • Локальные очистные сооружения
  • Земляные работы
  • Дорожная одежда
  • Организация безопасности движения
  • Устройство светофорного объекта
  • Шумозащитные экраны

Подробнее: Проект на сайте компании Буер →

Источники информации: