Найти в Дзене

"Их называли смертниками, а они просто жгли немецкие танки"

Эта история одного человека - моего дедушки. Статья написана в рамках проекта «Архивы памяти 1941–1945» Нет на свете семьи такой, где-б не памятен был свой герой...
Цитата из основного трека кинофильма Офицеры. Мой дед, Терехов Алексей Павлович, родился в деревне Сума (Сумка) Салынской волости Брянского уезда в семье зажиточного крестьянина Павла Терехова. В армию пошел по призыву в 1938 году. Прошёл Польскую и Финскую кампании. В Финляндии получил ранение в руку, был комиссован. С началом Великой Отечественной Войны пошел в призывной пункт добровольцем, так как первоочередному призыву не подлежал из-за ранения. Брать его не хотели. Пока решался вопрос с призывом, эшелон с новобранцами ушел - дед “догнал” его (на попутках) в Почепе (Брянская область), но было поздно, так как эшелон этот разбомбили. Из живых Алексей Павлович тогда встретил только четверых, из которых трое решили вернуться обратно домой, а один согласился с дедом отправиться “на перекладных” “на Москву”. В каких войсках
Оглавление

Эта история одного человека - моего дедушки. Статья написана в рамках проекта «Архивы памяти 1941–1945»

Нет на свете семьи такой, где-б не памятен был свой герой...
Цитата из основного трека кинофильма Офицеры.
Терехов Алексей Павлович, мой дедушка. Фото из личного архива.
Терехов Алексей Павлович, мой дедушка. Фото из личного архива.

3 войны

Мой дед, Терехов Алексей Павлович, родился в деревне Сума (Сумка) Салынской волости Брянского уезда в семье зажиточного крестьянина Павла Терехова.

В армию пошел по призыву в 1938 году. Прошёл Польскую и Финскую кампании. В Финляндии получил ранение в руку, был комиссован.

С началом Великой Отечественной Войны пошел в призывной пункт добровольцем, так как первоочередному призыву не подлежал из-за ранения. Брать его не хотели. Пока решался вопрос с призывом, эшелон с новобранцами ушел - дед “догнал” его (на попутках) в Почепе (Брянская область), но было поздно, так как эшелон этот разбомбили. Из живых Алексей Павлович тогда встретил только четверых, из которых трое решили вернуться обратно домой, а один согласился с дедом отправиться “на перекладных” “на Москву”.

Реальное архивное фото из открытых источников
Реальное архивное фото из открытых источников

Смертники

В каких войсках Алексей Павлович начинал свою службу под Москвой неизвестно, но летом 1942, во время Сталинградской битвы, в которой принимал непосредственное участие - он “орудийный номер 1427 Армейского истребительно-противотанкового артполка фронта” (ИПТАП 68 армии) в звании гвардии рядового.

Про артиллеристов ИПТАП говорили:
“Их называли смертниками, а они просто жгли немецкие танки.”

В июле 1943 (вероятно после ранения) он уже служил “помощником начальника хранилища артиллерийского склада оперативной группы гвардейских минометных частей фронта” в звании гвардии старшего сержанта. В это время получает свою первую награду - Медаль “За боевые заслуги”. Позднее, в октябре 1943 его “догонит” Медаль “За оборону Сталинграда” от декабря 1942.

Терехов Алексей Павлович, мой дедушка. Фото из личного архива.
Терехов Алексей Павлович, мой дедушка. Фото из личного архива.

"Катюша"

Дед рассказывал, что как-то к ним в часть пригнали минометные установки БМ-13 “Катюша” и стали набирать добровольцев.

“- Ну, я и пошел”, - говорил он.

Когда это случилось неизвестно, но в последующих наградных документах указано, что “тов. Терехов работает в должности пиротехника при Артскладе 2732 ГМЧ” (Гвардейских Минометных Частей - те самые БМ-13).

Должность пиротехника включала не только строгий складской учет и проверку боеготовности боеприпасов, их практически круглосуточную разгрузку и погрузку, постоянные заботы о маскировке складов, чтобы их нельзя было обнаружить с воздуха, но еще и личное сопровождение колонн с боеприпасами на передовую в боевой обстановке и вовремя.

Алексей Павлович рассказывал, как в Берлине, на подступах к Рейхстагу (примерно в 300 метрах от него), был ранен осколками в обе ноги. Вначале его хотели отправить в МедСанБат, но он потребовал, чтобы его несли к Рейхстагу, на стенах которого он оставил надпись: “Я дошёл, мама!”

Часть наград моего дедушки, официальное подтверждение которых сохранилось в архивах
Часть наград моего дедушки, официальное подтверждение которых сохранилось в архивах

Мой дед прошел славный боевой путь, нача его где-то под Москвой в 1941-ом в звании рядового и окончив в Берлине в 1945-ом в звании гвардии старшего сержанта. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах, в освобождении Варшавы и взятии Берлина. Имел около 6 только боевых наград.

К сожалению очень многое (и воинская книжка, и сами награды) утеряно и я сейчас пытаюсь восстановить, что могу...

Анастасия Петровна

Пока Алексей Павлович воевал, его жена Анастасия Петровна, моя бабушка, жила в Жуковке (Брянская область). Пережила немецкую оккупацию.

Однажды под Жуковкой (на лугу у деревни Вышковичи) упал подбитый советский бомбардировщик. Несколько выживших летчиков пришли к Анастасии Павловне, просились, чтобы она их у себя укрыла. Понимая, что немцы могут за это расстрелять не только её с семьей, но и половину деревни, сошлись на том, что она помогла раненому, а потом они ушли - обосновались в промоине в высоком берегу протекающей рядом Десны. Бабушка тайком носила им еду.

Вернувшись домой в родную Жуковку, дедушка о войне практически ничего не рассказывал - не любил. Также как и:

...не любил смотреть большинство военных фильмов: посмотрит пару минут, махнёт рукой, скажет “Брехня” и уходит.
Из рассказов уже моего отца, Владимира Алексеевича

После Войны Алексей Павлович переехал с семьей переехал в Тульскую область, где много лет проработал шахтером, пока не случилось непоправимое - ему поездом отрезало ногу. Перевез семью назад в Жуковку, где и прожил до смерти.

Терехов Алексей Павлович, мой дедушка. Фото из личного архива.
Терехов Алексей Павлович, мой дедушка. Фото из личного архива.

Успел вырастить семерых детей - 3 мальчиков и 4 девочек, из которых на данный момент в живых остался только мой дядя Виктор (живет в Москве). Мой отец, к великому сожалению, умер осенью 2018 года.

Алексей Павлович умер 22 февраля 2000 года. Похоронен на Жуковском кладбище.