Найти в Дзене
История под ногами

Нетипичный Таганрог Михаила Малышева

Благодаря урокам литературы, все мы знаем, что Таганрог - родина замечательного писателя, по праву принадлежащего к пантеону классиков русской литературы. Для меня, Чехов очень значимый автор и входит в мой личный маленький пантеон наряду с Булгаковым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Довольно специфические вкусы, пожалуй, точно отражающие суть моего мировоззрения, каковое во многом ими же и сформировано. Но речь в этой заметке пойдёт не обо мне. С экскурсиями в Таганроге я был дважды. И оба раза, несмотря на разность акцентов, расставляемых экскурсоводами, экскурсия словно бы нанизывалась на этот самый, давно устоявшийся образ: "Таганрог - город Чехова". Да, это я уже знаю, понял, прочувствовал. Но ведь Таганрог - это не только Чехов, тем паче, что здесь зарождался и креп его литературный талант, но по-настоящему раскрылся он уже в совсем иных местах и при иных обстоятельствах. Поэтому, казалось бы, третья экскурсия уже и ни к чему. Если бы не одно но. Личность экскурсовода. Впервые я

Благодаря урокам литературы, все мы знаем, что Таганрог - родина замечательного писателя, по праву принадлежащего к пантеону классиков русской литературы. Для меня, Чехов очень значимый автор и входит в мой личный маленький пантеон наряду с Булгаковым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Довольно специфические вкусы, пожалуй, точно отражающие суть моего мировоззрения, каковое во многом ими же и сформировано. Но речь в этой заметке пойдёт не обо мне.

С экскурсиями в Таганроге я был дважды. И оба раза, несмотря на разность акцентов, расставляемых экскурсоводами, экскурсия словно бы нанизывалась на этот самый, давно устоявшийся образ: "Таганрог - город Чехова". Да, это я уже знаю, понял, прочувствовал. Но ведь Таганрог - это не только Чехов, тем паче, что здесь зарождался и креп его литературный талант, но по-настоящему раскрылся он уже в совсем иных местах и при иных обстоятельствах. Поэтому, казалось бы, третья экскурсия уже и ни к чему. Если бы не одно но. Личность экскурсовода.

-2

Впервые я оказался на экскурсии с Михаилом Малышевым года три-четыре тому назад. Сразу же бросился в глаза иной подход, которым Михаил пользуется при подготовке своих экскурсий-прогулок. Он не ставит перед собой задачу огорошить экскурсантов знанием имён/дат/явок/паролей при том, что знаний таковых у Михаила более, чем достаточно. Я бы сказал, что точнее всего его стиль определяется принципом, заложенным в своё время в игру "Что? Где? Когда?" её гениальным создателем В.Я. Ворошиловым: "Неизвестное об известном". Вот и на экскурсиях Михаила, будь вы хоть четырежды великим магистром и обладателем хрустальных, бриллиантовых и прочих разновидностей сов, вы с неизбежностью столкнётесь с неизвестным о том, что считали давно известным.

-3

В центре его экскурсий всегда то, что сам Михаил метко именует "огненными историями". И совершенно не важно, легенды это, или факты, которые подчас причудливее всяких легенд. Важно другое. Через эти "огненные истории" Михаил доносит суть тех людей, о которых он говорит, тем самым словно сводя их с пьедестала и делая более земными, что ничуть не делает их менее великими. Именно поэтому, "Пушкин на расслабоне", как назвал Михаил памятник, стоящий на набережной Таганрога - куда более "очеловеченный" образ великого поэта, и мне этот образ намного дороже многочисленных "памятников рукотворных", содержащих в себе "50 оттенков пафоса", которые мне доводилось видеть в разных местах. По итогу же, знания, которые вы получаете на прогулке с Михаилом Малышевым - это не просто факты, а живые фрагменты чьей-то судьбы, не обезличенной и не затёртой пустыми штампами, смотрящими на нас со страниц учебников и официозных биографий.

-4

Возможно, вы помните крохотный эпизод из замечательного советского фильма "Бриллиантовая рука", в котором Семён Семёнович Горбунков гуляет по городу с экскурсионной группой. Вспомните тон экскурсовода, его манеру (я бы назвал её скорее "манерностью") подачи материала. Это, несомненно, классика и когда-то так было, но хотели бы вы оказаться на такой экскурсии сейчас? Надеюсь, что нет. Умение чувствовать время и совпадать с ним по ритму - то, что всегда отличало художника от ремесленника. И именно поэтому экскурсии-прогулки Михаила в первую очередь - его личные художественные произведения, при этом выверенные с почти хирургической точностью профессионала. Грамотное и чёткое выстраивание логистики путешествия, филигранный расчёт времени, за которым Михаил, кажется, совсем не следит, использование самых современных технологий - всё это сделало прогулку лёгкой и непринуждённой для всех нас, но за этим скрывается большая организаторская работа.

-5

Четыре часа, проведённые в Таганроге, прошли совершенно непринуждённо и незаметно - мы просто гуляли, а не "двигались по маршруту" (хотя, разумеется, на деле происходило именно это), а Михаил, казалось, подбирал свои огненные истории, словно забытую кем-то неприметную деталь туалета. И вот перед нами будто бы возникает перчатка юной ранимой Фани Фельдман, ещё не ставшей Раневской, в спешке позабытая ею на скамье, которую она покинула только что, убегая со странного и несчастливого любовного свидания. А вот - позабытый ныне писатель, чьи произведения приносили ему больший достаток, чем Пушкину, малодушно радуется вести о гибели поэта. А вот, а вот, а вот... Сколько их было, этих самых маленьких "а вот" - подсчитать не берусь, да это и не так уж важно. Куда важнее другое - после экскурсии с Михаилом Малышевым очень хочется вернуться сюда снова, и найти на улочках Таганрога свои собственные огненные истории, чтобы однажды так же точно подарить их другим. И пусть у нас с вами это вряд ли получится. Но попробовать точно стоит.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии! Для вас это ничего не стоит, а для моего нового канала это крайне важно.

Автор - Павел Краснокутский

Фото - Павел Краснокутский

Мой канал "История под ногами"

Мой канал о музыке "Рок-н-ролльное чтиво"

"История под ногами" ВК

"История под ногами" в ТГ

Страница на "Стихи.ру"