Найти в Дзене
Бюджет пенсионера

Мне 60 и я понял, что в детстве меня учили не тому, что нужно сейчас

Спросите любого человека около 50, из поколения Х или бумеров, особенно тех, кто учился в советской школе: что вы умеете делать кроме вашей основной профессии? Такие вопросы неожиданно часто задаются, особенно когда кто-то ищет новое направление в жизни, что можно было бы назвать "продленной молодостью". Это желание рано или поздно возникает у любого профессионала, и психологи советуют, что смена деятельности может помочь справиться с выгоранием. Вспоминается герой советского фильма «Влюблен по собственному желанию», спортсмен-неудачник, ставший слесарем, которому сердобольная библиотекарша приносит целый список увлечений — коллекционирование спичечных коробков, марок, медитация и т. д. Забавно, что в итоге герой выбирает то, что сегодня назвали бы модным словом «волонтерство» — ищет имена пропавших в войну солдат. Оказывается, мы все обладаем множеством навыков, которыми гордимся, но которые, к сожалению, стали морально устаревшими. Речь идет об умениях, которые позволяли сохранять
Оглавление
создано ИИ
создано ИИ

Спросите любого человека около 50, из поколения Х или бумеров, особенно тех, кто учился в советской школе: что вы умеете делать кроме вашей основной профессии? Такие вопросы неожиданно часто задаются, особенно когда кто-то ищет новое направление в жизни, что можно было бы назвать "продленной молодостью".

Это желание рано или поздно возникает у любого профессионала, и психологи советуют, что смена деятельности может помочь справиться с выгоранием. Вспоминается герой советского фильма «Влюблен по собственному желанию», спортсмен-неудачник, ставший слесарем, которому сердобольная библиотекарша приносит целый список увлечений — коллекционирование спичечных коробков, марок, медитация и т. д.

Забавно, что в итоге герой выбирает то, что сегодня назвали бы модным словом «волонтерство» — ищет имена пропавших в войну солдат.

Оказывается, мы все обладаем множеством навыков, которыми гордимся, но которые, к сожалению, стали морально устаревшими. Речь идет об умениях, которые позволяли сохранять независимость в самых сложных жизненных обстоятельствах, и которые можно объединить под шапкой «своими руками». Нет нужной одежды в магазине? Сошьем сами из обрезков и свяжем крючком из старых колготок!

В холодильнике пусто?

Вот миллион рецептов, как накормить большую компанию — главное, не жалейте майонеза! Заблудились в лесу? Вы же знаете, что мох указывает на север! Эти навыки были как универсальными, так и гендерно окрашенными: девочки учились готовить и шить, а мальчики — забивать гвозди и строить полочки. Пресловутая «рукастость» как одно из главных мужских достоинств создавала проблемы многим талантливым мужчинам, которые не могли или не хотели пройти тест «вбить гвоздь». Тем не менее, в бурные 1990-е все эти навыки были весьма полезны.

Из рукоделия и барахолок возникла альтернативная авангардная мода, а из самодельного ремонта — современный дизайн

Стоит вспомнить художника Владимира Архипова, который в 1990-е начал собирать архив русского вещевого фольклора. Он объявил художниками всех, кто по необходимости создавал новые вещи из старых. Среди его коллекции — лопата из дорожного знака и дачный душ из списанных троллейбусных дверей.Многие из таких художников найдутся и среди ваших знакомых. Например, Гарик Асса, учитель известного авангардного модельера, который до конца своей жизни практиковал особый вид спорта — как прожить в богатом городе без денег.

Или Сергей Кусков, искусствовед, который изобрел оригинальный способ починки одежды — вместо пришивания пуговиц он их приклеивал!Но сегодня, живя в большом городе и имея возможность не искать пропитание на помойке, эти навыки ручного труда потеряли практическое значение. Любое желание, слава интернету, может быть исполнено профессионалами — быстрее и дешевле, чем мы могли бы сделать это сами.

В лесу, как рекомендует «ЛизаАлерт», нам больше всего нужен заряженный мобильный телефон, а в кулинарии мы не превзойдем доставку из лучших ресторанов. Про одежду лучше вообще не говорить — масс-маркет и великие бренды всегда к нашим услугам.

Может быть, эти фабрично состаренные джинсы в магазинах — лучшая метафора нашего опыта, переданного новым поколениям. Сегодня не нужно физических усилий, чтобы носить штаны, нам предлагают готовый образ пережитых приключений, который мы можем примерить, не проходя никаких испытаний. Но этот образ, основанный на нашем реальном опыте, имеет высокую символическую ценность.

Как остроумно заметил Дэвид Брукс в своей книге «Бобо в раю», богемная буржуазия охотно носит тяжелые ботинки альпинистов, хотя не выходит в них дальше кофейни на углу. В заключение, можно утешиться тем, что наш опыт выживания не пропал, он остался в культуре и цивилизации.

Теперь нам остается переосмыслить его и продолжать делать то, что нам нравится, своими руками. Но уже не из практических соображений, а как к искусству, своему художественному проекту или хобби. Сколачивать полочки, вышивать крестиком, печь пироги — не по необходимости, а просто потому, что это приносит удовольствие.

Лично мне по душе столярное дело, а Вам?