Курба - небольшой лесной поселок в Подпорожском районе Ленинградской области, расположенный на берегу реки Оять. Неподалеку протекает речка Курба, от которой, по одной из версий, произошло название поселка, связанное с вепсским словом «корьб» («глухой лес», «тайга»).
История строительства поселка Курба
1960-е годы стали временем активного строительства Курбы как лесозаготовительного поселка под руководством директора леспромхоза Анатолия Ивановича Чудовского. Поселок строился как для местных жителей из окрестных деревень Ладва, Мягозеро, Озера, так и для приезжих, многие из которых обзавелись семьями. Лес заготавливали, привозили на берег реки, разделывали и сплавляли по Ояти до Доможирово.
Поселок постепенно рос, и кроме жилых домов были построены клуб, магазины, столовая, баня, гараж, медпункт, что обеспечивало необходимый уровень жизни. В 1963 году была построена типовая начальная школа, первыми учителями которой были Егор Иванович Рандошкин и Татьяна Захаровна Кукоева. Позже директором леспромхоза стал Владимир Петрович Крылов. В 1965 году открылся ясли-сад на 50 мест под руководством Серафимы Николаевны Голубевой.
До выхода на пенсию завклубом много лет была Елена Егоровна Рандошкина, которая организовывала кинопоказы, концерты, праздники, а также руководила библиотекой. В поселке активно проводили досуг: играли в волейбол, футбол, зимой катались на коньках и играли в хоккей.
В 1968 году была построена двухэтажная школа, куда перевели Ладвинскую восьмилетнюю школу, и здесь обучались 240 учеников из окрестных деревень. В школе был пришкольный интернат, спортзал с тренажерами. Курбинская школа дала многим ученикам путевку в жизнь, и ее с теплотой вспоминают выпускники. Однако в 2009 году школу закрыли, оставив только начальную.
В 1971 году в посёлке проживает наибольшее количество жителей за всю его историю – 530 человек.Перед распадом СССР, в 1990 году, население уже стало сокращаться и составляло 414 человек.
В 1980 году на Курбинском лесопункте был построен цех по производству товаров культурно-бытового назначения. В последующие годы Винницкий комплексный леспромхоз возглавлял Николай Иванович Звягин.
В настоящее время посёлок переживает трудные времена, и в Курбе осталось около 150 жителей, в основном пенсионеры. Сельского хозяйства никто уже не ведет. Леспромхоз давно закрылся, работы нет. Хорошо хоть в посёлке ещё действует магазин и почта. Но зато три года назад сюда пришла сотовая связь.
Музей Вепсского быта
В Курбинской школе по инициативе учителя математики Светланы Ивановны Ершовой в 1983 году начал создаваться музей вепсского быта.
Основные предметы музея были собраны школьниками во главе с учительницей Светланой Ершовой во время множества краеведческих походов по заброшенным деревням Подпорожского и соседнего Бокситогорского районов Ленинградской области. Первым серьезным испытанием для юных краеведов стала экспедиция в заброшенную деревню Подовинники. Там, в покинутых избах, еще хранились предметы крестьянского быта: искусно вырезанные из дерева вещи, плетеные изделия из бересты и кованые изделия местных кузнецов. И эти ценные находки, преодолевая бездорожье, маленькие ученики бережно несли в руках несколько километров до школьного музея. От тех деревень почти ничего не осталось, но берестяные корзины, глиняная посуда и множество других уникальных инструментов по-прежнему хранят незримую связь с их исчезнувшими хозяевами.
В 1987 г. коллекции предметов вепсской культуры (деревянная и глиняная посуда, орудия труда, кухонная утварь) получили статус школьного краеведческого музея. В дальнейшем школьный музей пополнялся предметами, отданными взрослыми из своих домов. Таким образом была собрана достаточно полная вепсская коллекция, насчитывающая более 500 экспонатов.
В 2009 г. Курбинская основная школа была закрыта в соответствии с постановлением о закрытии малокомплектных школ (осталась только начальная школа). К этому моменту Светлана Ивановна, кроме математики, преподавала в школе и вепсский язык, как обязательный предмет. Кроме того, на базе школы был создан первый детский фольклорный ансамбль в Ленинградской области «Rusked boleine».
Возникла угроза существованию уникального школьного музея. Проблему удалось решить летом 2010 г., когда с разрешения местной власти музейная коллекция была перевезена в пустующее здание бывшей администрации Курбинского сельского совета, по адресу ул. Школьная д. 9 (угол с ул. Молодёжной).
Была сделана реконструкция и ремонт помещения. Комитет по культуре Ленинградской области содействовал получению нового статуса для музея – филиала Подпорожского историко-краеведческого музея с оплатой половины ставки музейного работника, которым стала руководитель сбора коллекций Светлана Ивановна Ершова.
В настоящее время музей по прежнему находится в центре поселка и доступен для посещения.
Мы побывали в Музее Вепсского быта 2 мая 2025 года. Когда мы подъехали к музею, Светлана Ивановна сидела на лавочке перед входом и тут уже радушно распахнула перед нами двери. Это было очень удачно, что не пришлось её искать. Хотя, она живет совсем рядом (после окончания экскурсии показала свой дом - напротив музея через улицу Молодёжная).
Музей занимает четыре комнаты. В одном помещении воссозданы интерьеры вепсской избы. Хотя интерьеры здесь воссозданные, не настоящие, но всё очень наглядно. Например, как крепили лучины к стенам или вешали колыбельку.
В начале экскурсии поговорили немного об этническом происхождение вепсов и их языке. В древности прибалтийско-финские племена, известные русичам как «весь», населяли Межозерье - земли между Ладожским (Нево), Онежским (Онего) и Белым озерами. Потомками этой народности, которую русские до 1917 года называли «чудью», являются малочисленные вепсы и частично карелы.
Вепсский язык отличается певучестью и напевностью, а также большим сходством с другими языками финно-угорской группы, например, с эстонским. Кроме того, в вепсском языке присутствует значительное количество заимствований из финского языка. Светлана Ивановна показала нам карточки с буквами и показывала как они произносятся.
Потом осмотрели экспонаты музея. Музей поражает разнообразием экспонатов: станки, прялки, орудия труда, посуда, утварь, куклы, книги на вепсском языке, одежда, обувь и многое другое.
Некоторые предметы встречаются и в других музеях, но есть и уникальные экспонаты.
Мне больше всего запомнились:
- кожаные детские сапожки прекрасной работы;
- деревянные безмены;
- носки, связанные с помощью длинной иглы (говорят, распустить их нельзя, каждый стежок при вязки иглой — замысловатый узел);
- экземпляры газет Вепсская Правда ( 1930-е гг) и Винницкая правда (1950-е гг)
Вепсы, живущие в окружении лесов, рек и озер, были не только охотниками, но и умелыми рыболовами. В музее Светланы Ершовой представлена внушительная коллекция рыболовного инвентаря: верши, мережи, остроги, крюки, а также туеса для хранения улова.
Среди экспонатов есть даже щучья голова, которую издревле использовали как оберег. Однако в музее на нее постоянно покушаются мыши, поэтому Светлане Ивановне приходится прятать этот ценный оберег от грызунов, запутав её в сети подвешенные к потолку.
Интересно было и посмотреть на древний вепсский способ ремонта треснувшей керамической посуды. Вепсы жили довольно бедно и славились бережливостью, и треснутую посуду не выбрасывали, а ремонтировали. Для этого использовали лыко, которое вымачивали, оборачивали вокруг трещины, словно изолентой, и ставили в остывающую печь. Лыко высыхало и стягивало трещины. Хотя хранить в такой посуде воду или молоко было, наверное, не лучшей идеей, для сыпучих продуктов, таких как крупа, соль или сахар, ремонт был вполне подходящим, продлевая жизнь любимому горшку.
В последней комнате, по сути являющейся и административным кабинетом и рабочим местом Светланы Ивановны, представлены предметы поздне-советского быта: школьная форма, бытовая аппаратура, посуда и прочее.
Особо запоминалась огромная логарифмическая линейка – наглядное пособие для школы, на которой учитель показывал, как считать на этом приборе.
В музее мы провели по крайней мере минут 40, несмотря на его скромные размеры. Всё было интересно и послушать и пощупать. Выходя опустили денежку в небольшую коробочку с надписью «На развитие музея». А так, официально музей является бесплатным.
Как добраться до Курбы?
Проще всего сюда добраться, конечно же на собственном автомобиле. Курбу есть два основных пути. Во-первых от Подпоржья по асфальту доехать до села Вииницы, и далее через деревни Кармановская и Озёра (Лукинская) - 36 км по отличному грейдеру. Второй путь: с трассы Алёховщина-Винницы, в д. Зиновий наволок свернуть на мост через р. Оять, и следовать через деревни Лаврово и Пёлдуши. Этот путь хоть и короче, но дорога будет значительно хуже. В межсезонье, если у вас не внедороджник, не рекомендую.
Добраться до Курбы можно не только на своем автомобиле, но даже на общественном транспорте. От центра волости Винницы. Сюда ходит автобус № 421 с. Винницы – д. Мининская. Заходит ещё и Ладву. Правда ходит он довольно редко – всего 4 дня в неделю. Из Винниц он выходит по понедельникам и средам в 5.00 и 18.00, в пятницу в 5.00 и 20.00, в воскресенье в 15.30. Обратно идет (из Мининской) по понедельникам и средам в 7.10 и 20.10, в пятницу в 7.10 и 22.10, в воскресенье в 17.40.
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!