Все мы уже привыкли к альбомам-сиквелам, которые продолжают либо историю, либо концепцию, рассказанную или положенную в основу предшественника. Так Элис Купер спустя 36 лет вернулся в свой ночной кошмар на альбоме Welcome 2 my Nightmare (2011), King Diamond продолжил историю Abigail (1987) сиквелом 2002 года, Пол Маккартни недавно выпустил McCartney III, а группа Chicago до сих пор продолжает сквозную нумерацию своих релизов.
А много ли песен-сиквелов или многочастных композиций, чья история растянулась на несколько релизов? Отмечу, что я не беру многочастные произведения, которые представлены в одном альбоме (как например Shine on your Crazy Diamond или In The Presence of Enemies).
На ум сразу приходит трилогия Unforgiven от Metallica, инструментальный цикл композиций Soulfly группы Soulfly и сюита 12 шагов от Dream Theater, о которой на канале есть отдельный материал:
И в связи с этим вспомнилась мне группа Rush, у которых внутри дискографии есть две многочастных композиции: Cygnus из двух частей и Fear, разбитая на четыре части.
В этом материале, состоящим из двух частей, мы рассмотрим каждый из этих циклов, и первая будет посвящена композиции под названием Cygnus X-1.
Первая часть - Cygnus X-1 Book I: The Voyage появилась в 1977 году и завершала альбом A Farevell to Kings (1977), вторая - Cygnus X-1 Book II: Hemispheres открывала следующий студийный релиз Hemispheres (1978) При этом во вкладке к альбому после текста Book I стояла приписка To be continued… так что у слушателя были обоснованные ожидания.
Что же такое Cygnus X-1? Это чёрная дыра в созвездии Лебедя, открытая в 1964 году. Нил Пирт, барабанщик и автор текстов группы RUSH, впервые прочитал об этой чёрной дыре в статье в журнале Time. Углубляясь в исследование данного явления, Нил начал думать о написании большого произведения, в основе которого будет история астронавта, направившего свой космический корабль, названный Росинант, в сторону Лебедя Х-1. Причиной такого поступка была непреодолимая тяга, влекущая словно пение Сирен, к познанию того, что же находится за горизонтом событий.
Думаю не стоит упоминать о том, что ничем хорошим для нашего космического Одиссея (или, учитывая имя корабля, Дон Кихота) это путешествие не кончилось, хотя...
Sound and fury
Drowns my heart
Every nerve
Is torn apart….
Поёт в финале Гедди Ли, оставляя слушателя один на один с неутешительным финалом.
В интервью 1994 года Нил Пирт вспоминал историю композиции:
В детстве я не смотрел «Звездный путь» и не читал научную фантастику, но когда я был в Англии, у меня было очень мало денег и я не мог позволить себе покупать книги. Поэтому рылся в шкафу съёмной квартиры, а там было много научной фантастики. Так я открыл для себя этот жанр и понял, что дело не только в числах и интегральных схемах. Всё это естественным образом отразилось на текстах песен, а Cygnus X-1 прямое следствие этого увлечения. Моя любимая теория о чёрных дырах заключается в том, что это трещины в нашем измерении, нашей вселенной, нашем пространстве, и они ведут к чему-то другому... к неизведанному.
Бас-гитарист и вокалист RUSH Гедди Ли рассматривает первую часть Cygnus, как прямое продолжение композиции 2112, хотя куда более зловещее, называя эту композицию "погружением в космос с головой".
Композиция начинается с электронных звуков и искажённого и замедленного голоса продюсера Терри Брауна, рассказывающего слушателю о том, что же такое Cygnus X-1.
Алекс Лайфсон вспоминал, что создание вступления к Cygnus было невероятно увлекательным, поскольку они создавали некий космический звук, не ограничивая себя критериями музыкальности.
На переиздании альбома A Farewell to Kings 2017 года среди бонус треков можно обнаружить композицию под названием Cygnus X-2 Eh (мастер-лента с композицией была озаглавлена Effects Sequence). Коробку с этой мастер-лентой нашёл Стивен Уилсон, когда работал на ремастерингом альбома для переиздания. Он предположил, что возможно, данный отрывок должен был быть частью большого электронного вступления к Cygnus, но в итоге на альбом попало лишь две минуты. Гедди Ли подтвердил, что этот отрывок часть электронных экспериментов, которые группа проводила для создание вступления в Cygnus.
Но вернёмся к композиции. Постепенно в "космическую музыку" начинает проникать бас Гедди Ли, а после подключается вся группа. Вокальная партия появляется только на шестой минуте, и в целом текст у композиции достаточно скромный по объёмам (всего 8 строф).
Средняя часть выполнена в достаточно динамичном хард-роковом ключе, наш главный герой рассказывает о том, что Лебедь манит его словно сирена и он, твёрдой рукой направляет корабль в сторону цели. В начале восьмой минуты музыка становится тревожной, а после превращается в ураган, рисуя процесс затягивания Росинанта в воронку...Гедди срывается на крик...и тишина...
Маленькая жизнь была поглощена бесконечностью космоса, но звучат затихающие гитарные аккорды и мы понимаем, что это ещё не конец...
К работе над следующим альбомом RUSH приступили не имея никаких заготовок, хотя ранее по завершении сессии у них всегда оставалась хотя бы одна песня, от которой можно было отталкиваться при создании следующего альбома, а также с обязательством продолжить историю Лебедя.
Долгое время считалось, что Пирт писал текст второй части находясь в состоянии жёсткого дедлайна, но Ли одном из интервью, посвящённому переизданию альбома Hemispheres 2018 года, опроверг это, утверждая, что концепция у Пирта давно была и он был куда лучше подготовлен к работе над пластинкой, чем Ли и Лайфсон.
И с этим доводом бас-гитариста сложно не согласиться, особенно если сравнить объёмы текстов Book I и Book II, вторая часть превосходит первую в разы.
При увеличении объёма текста, увеличился и масштаб истории. Если первая часть была повествованием о путешествии, то вторая погружается в философские размышления о внутреннем дуализме человеческой натуры.
Every soul a battlefield… (Каждая душа была полем битвы) - поёт Гедди ли в прелюдии к композиции.
Нил Пирт:
Основная идея для второй части - конфликт, постоянный конфликт между мыслями и эмоциями, между вашими чувствами и вашими рациональными идеями. К ней меня подтолкнула книга Адама Смита, которую я тогда читал (прим. - Возможно Нил имеет ввиду книгу "Теория нравственных чувств" 1759 года). Мне всегда было интересно, как противостояние этих двух начал проявляется в людях, в политической и общественной жизни. Это вечная битва, не какая-то абстрактная космическая, а внутренняя, битва внутри каждого из нас.
Аполлон и Дионис, сердце и разум с них начинается текстовая составляющая второй части сюиты о Лебеде. Каждой из сторон даётся слово перед тем, как они схлестнутся в вечном противостоянии. Части посвящённые противоборствующим началам построены на одинаковой музыке, что нехарактерно для RUSH, но удачно вписывается в концепцию, показывая абсолютное равенство сторон.
И эта "дуэль" длится большую часть композиции, пока в конце 11 минуты не появляется герой первой части.
Some who did not fight
Brought tales of old to light
My Rocinante sailed by night
On her final flight
Музыка затихает, оставаясь только фоновым гулом, пока пилот Росинанта рассказывает, что с ним произошло после завершения Book I.
Похоже что путешествие сквозь чёрную дыру превратило нашего космического камикадзе в некоего Великого уравнителя, сверхбожество, которое Аполлон и Дионис нарекли Лебедем - богом равновесия.
With the Heart and Mind united, In a single perfect sphere... финальные строки композиции, в которых разум и сердце образовали единое. Баланс достигнут, но надолго ли?
Концертная судьба обеих частей сложилось по-разному, если первая исполнялась со сцены целиком на протяжении многих лет, то Cygnus X-1 Book II: Hemispheres целиком (и то не всегда) звучала только в турне 1978-1979 годов, проводившегося в честь выхода альбома, после в некоторых турне исполнялась только прелюдия.
Но в 2017 году, аккурат между выходами юбилейных переизданий альбомов A Farewell to Kings и Hemispheres, обе части Cygnus X-1 были выпущены на отдельной пластинке, обложку которой вы видели в самом начале статьи, так что группа не забыла об одном из своих лучших произведений.
В трек листе ниже я собрал как студийные версии обеих частей, так и концертные, которые вышли на бонус-дисках к переизданию альбома Permanent Waves 1980 года.