Найти в Дзене
Книжная полка

«Шпага Рианона», Ли Брекетт

Попаданец на Марс, живая красная планета, несколько разных рас, корабли на полноводных каналах, прекрасные города, почти забытый то ли бог, то ли демон внутри землянина, клинки, дружба и любовь, классика жанра и не Джон Картер. Немного рефлексии, уважаемые и обожаемые, совсем чуточку, прежде чем расскажу вам о книжке, заставившей нежно полюбить фантастику, при этом будучи фэнтези. Совсем кроху ностальжи и всё такое. Была ли фантастика в СССР? Точно так, пусть чаще всего не переводная. Её писали, издавали, оплачивали и никто не считал себя борцом за что-то там навроде рокеров. К девяностому году, кроме ощутимого краха Перестройки, чувствовались разные изменения. Появлялись подписные издания, вроде «Звёздного десанта», изданного как «Звездные рейнджеры» вовсю печатались сборники «Школа Ефремова», где некоторые стали практически культовыми, а в некоторых издавались будущие гранды типа Бушкова. Тогда многое стало возможным, неглиже пёрло с экранов, точно наших советских киноделов с цензор
Из свободного доступа
Из свободного доступа

Попаданец на Марс, живая красная планета, несколько разных рас, корабли на полноводных каналах, прекрасные города, почти забытый то ли бог, то ли демон внутри землянина, клинки, дружба и любовь, классика жанра и не Джон Картер.

Немного рефлексии, уважаемые и обожаемые, совсем чуточку, прежде чем расскажу вам о книжке, заставившей нежно полюбить фантастику, при этом будучи фэнтези. Совсем кроху ностальжи и всё такое.

Была ли фантастика в СССР? Точно так, пусть чаще всего не переводная. Её писали, издавали, оплачивали и никто не считал себя борцом за что-то там навроде рокеров. К девяностому году, кроме ощутимого краха Перестройки, чувствовались разные изменения. Появлялись подписные издания, вроде «Звёздного десанта», изданного как «Звездные рейнджеры»

Из свободного доступа
Из свободного доступа

вовсю печатались сборники «Школа Ефремова», где некоторые стали практически культовыми, а в некоторых издавались будущие гранды типа Бушкова. Тогда многое стало возможным, неглиже пёрло с экранов, точно наших советских киноделов с цензорами покусали поляки, обожавшие крупный план женской половой красоты к месту и нет. Тогда воровали не смущаясь авторских прав, даря последним детям СССР немало интересного.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

«Шпага Рианона» оказалась издана в виде журнала-альманаха за номером один, так и не получившим продолжения. Купленный в киоске «Союзпечать», бумажный несуразный выкидыш девяностых встал рядом с «Пылающим островом» Казанцева, подшивки истории Робокопа, вырезаемой с последней полосы из какой-то областной газеты, «Замком ужаса» упомянутой Школы Ефремова и «Аэлитой» Алексея Толстого. А ничего больше, кроме советского издания 451 градуса дома не имелось.

Да и в городских библиотеках – тоже, лишь через год-полтора, в так себе 1993, появились первые жёлтые книги Северо-Запада и началась эра Конана. Вместе с попытками наших энтузиастов в комиксы. В общем…

В общем история павшего полубога выстрелила в неокрепший детский мозг ровно «Звёздные войны», показанные в кинотеатрах на самом излёте Союза, просмотренные пять раз, один раз даже подряд и до сих пор, в случае обоих произведений американской фантастики, доказывающая простую истину – старая настоящая любовь не ржавеет. Не ржавеет даже с гнётом цинизма, пониманием шаблонности, вторичности сюжета и даже устаревания практических эффектов до уровня детсадовской самодеятельности. Старая любовь не ржавеет, а история Марса, покрытого морями и каналами, полного жизни и загадками павших цивилизаций, где-то наивная, где-то пафосная, остаётся полной какой-то интересной глубиной самого мира. Почему?

Возможно из-за героя, чем-то напоминающего Хана Соло, настоящего, не шибко фальшивого, стреляющего первым Хана Соло. Наверняка из-за Марса, чьи тайны так любил великий Брэдбери, чью красную палитру обожал Берроуз. Вероятнее всего из-за загадки Рианона, оказывающегося таким же привлекательным, как врубелевский демон.

И, уж точно, самим Марсом, таким знакомым и таким неизвестным.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Знакомым из-за буйной фантазии Берроуза, чей Джон Картер добрался до нас где-то в то же время по дорожке из мягких книжек, проторенной Тарзаном. Знакомым и неизвестным, полным жизни, полным мутной и кристально-чистой прозрачной водой каналов и морей, галер, скользящих по ним, судов, набирающих ветра в паруса. Знакомым из-за ожидаемых открытий непонятных существ, схожих и совершенно отличных от нас, людей Земли.

«Шпага Рианона» оказалась книгой с интересной судьбой. Очень визуально красивая, имеющая огромный кинематографический потенциал, она оказалась не развитой, не превращённой талантливой Ли во франшизу.

И тем, наверное, ещё более хороша сейчас, во времена приквелов, сиквелов и вбоквелов.

Это хорошая книга, пусть и написанная очень давно.

П.С: правильно, несомненно, меч Рианона. Но уж как есть.