Вот сейчас я спросил себя честно - а что я знаю о Леонарде Коэне?
Во - первых то, что он - чувственный! Этот факт был мне известен еще с 16 лет, о нем мне поведал Артемий Троицкий в книге “Рок в Союзе”. И во-вторых то, что в его песнях воспевается прелесть орального секса (простите, уважаемые подписчики!). Где я читал про это, уже и не вспомнить. Да! И чуть не забыл, в – третьих я еще знаю, что его музыка схожа в чем-то с творчеством таких бардов, как например, Дилан. И еще, последний, четвертый факт - его песни пел мой любимый блюзмен из далекой Австралии Ник Кейв! (кажется, на альбоме 1986 года) Собственно, получается не так уж и мало. Потому, что если выйти из душной квартиры в открытый мир, и спросить счастливых и состоятельных людей что- нибудь о Леонарде Коэне, то ответа может и не последовать. Вот с таким багажом знаний я и подхожу к важной точке сегодняшнего планируемого наслаждения от шедевров мировой поп-музыки.
Итак, сначала небольшой исторический экскурс в неведомый для меня, и возможно, для вас, мир.
И вот, какой вывод я сделал, когда прочитал о его жизни, и творчестве, разумеется!
Коэн — это не просто певец. Это поэт, и даже более того — поэт-депрессант. Каждый его альбом кажется шахматной партией, где он, как мастер, расставляет фигуры своих печальных мыслей, а слушатели лишь сопереживают его состоянию. Музыка Коэна звучит так, как будто он написал её в затененном углу бара, где поют только в унисон с собственными переживаниями. И вот, на одном полупустом стуле у окна, он смахивает пепел с сигареты и начинает свой вечерний коллапс.
Но если его тексты погружают в экзистенциальный ужас, то его собственный стиль жизни можно было бы описать как «поспешное увлечение дзеном и алкоголем». Его образы — бороды и шляпы, плюс постоянно заплаканные глаза — создают ощущение, что он только что вернулся с сеанса психотерапии. Парадоксально, но именно этот образ, кажется, делает его творение столь притягательным. Он способен говорить о самых глубоких страхах человеческой природы, а затем, в следующем куплете, перейти к размышлениям о том, что стоит за дверью туалета.
На его гастрольных турах возникает ощущение фатализма и, знаете, легкой комедии. Увидев 80-летнего Коэна, который с искренним выражением лица поет о разочаровании в любви, даже самые стойкие поклонники польются слезами благодарности… или смеха. Неужели этот старик бредит? Тем не менее, он продолжает пленять зрителей, излучая харизму и печаль, как эдакий старый мудрец, который знает ответ на каждый вопрос, но всегда говорит с улыбкой: “Ну, я не обязателен в этом мире”.
О его подходе к творческому процессу могу рассказать одну, показавшуюся мне забавной, историю, которую сам Коэн описывает так:
“Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню “Hallelujah” на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: “Два года, почти целиком”. Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне “I And I” и я спросил: “Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?” Он сказал: “Практически 15 минут”. Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на “Hallelujah” ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять.”
За всю свою долгую жизнь, Коэн записал не так уж мало, кажется, альбомов 14-15. Сегодня я буду слушать его первый альбом, он был записан в 1967 году, и выпущен в конце года, в декабре. В книге же указа 1968 год, ну да ладно, поехали! Со ссылками на треки снова будет проблема, YM категорически и методично удаляет в последнее время все классические альбомы. Поэтому, будет ссылка на альтернативные источники.
“Suzanne”
Тихий бас, скромные переборы по струнам гитары, спокойный голос, который произносит слова. В наиболее драматичных местах на помощь музыканту приходит женский хор, который наполняет песню неземными гармониями и струнные инструменты.
Как мне кажется, это классика и фирменный будущий стиль Коэна. В общем это, камерная музыка, далекая от рока. Кстати, в композиции не используются ударные инструменты.
В плане текста и смысла песни, вот ее история:
“Танцовщица Сюзанна Вердаль вряд ли могла представить, чем обернется их дружба с поэтом и писателем Коэном летом 1965-го. Они встречались в покосившемся монреальском доме на берегу реки Святого Лаврентия. Сюзанна зажигала свечи и наливала чай, они подолгу молчали и помногу говорили о жизни и поэзии, ели мандарины и прогуливались возле собора Нотр-Дам-де-Бон-Секур. Они страшно нравились друг другу, но Сюзанна тогда только рассталась с мужем Армандом — другом Коэна, который и познакомил их в начале 1960-х. Романтических отношений не вышло; через три года Сюзанна переехала в Лос-Анджелес ”
Чисто платоническая история, короче. И это замечательно.
“Master Song”
Текст «Master Song» в принципе не изменяет общее настроение. Несмотря на мрачную атмосферу большинства произведений Коэна, его стихи редко бывают полностью лишёнными надежды. Тем не менее, их влияние действительно может быть крайне угнетающим. “Master Song” является ещё одним тонким фолковым произведением, содержащим монотонное (на первый взгляд ) повествование о сложной истории. Однако когда Коэн произносит её (как я уже упоминал, он не поет), это воспринимается очень резко и драматично — это болезненная история. Гитара Коэна выделяется среди струнных, бас почти незаметен, спорадически вспыхивающие духовые прекрасны.
“Winter Lady”
Достаточно короткая зарисовочка. Лаконичный, но приятный трек, в котором есть несколько интересных взаимодействий на акустике. Он плавно вальсирует, гитары ласкаются с минимальным духовым и фортепианным аккомпанементом. Как и многие песни Коэна, “Winter Lady” отражает темы одиночества и желания. Не совсем примечательно, но в любом случае прекрасно.
“Stranger Song”
Трек "Winter Lady" плавно переходит в вальсирующий "The Stranger Song". В музыкальном плане "The Stranger Song" не пытается изменить тему. Гитарные переборы Коэна напоминают тихий каскад воды, и на них не влияет ничто, кроме глубокого звучания его голоса, которое начинается со следующего стиха:
"Правда, что все мужчины, которых ты знала, были наркоторговцами,
Которые говорили, что покончили с этим делом,
Каждый раз, когда ты предоставляла им кров,
Я знаю подобного человека.
Трудно держать за руку того, кто
Тянется к небу, чтобы просто сдаться"
Найти много поэтов, чьи тексты были бы столь сложными, как у Коэна, будет затруднительно. Так же сложно найти кого-то, кто мог бы сравниться с ним. Безусловно, Коэн был прежде всего писателем, а музыкантом — во вторую очередь. В момент выхода альбома "Songs of Leonard Cohen " ему было около тридцати, и к этому времени он уже стал известным романистом и поэтом. Тем не менее, его изящная, порой двусмысленная поэзия оказалась невероятно привлекательной для студентов.
“Sisters Of Mercy”
Красивая песня, с некоторыми намеками на перкуссию. В принципе, такого качества мелодику вполне можно найти в творчестве наших любимых музыкантов, например, группы “Аквариум”.
Текст неоднозначный, я так и не понял, он о свободных отношениях и случайных связях? Вот отрывок:
“Когда я уходил, они спали, надеюсь, ты скоро их встретишь.
Не включай свет, ты сможешь прочитать их адрес при луне.
И ты не заставишь меня ревновать, если я услышу, что они скрасили твою ночь.
Мы не были такими любовниками, и, кроме того, всё было бы хорошо”
“ So Long, Marianne”
К середине альбома я начинаю замечать, что чувство монотонности — это сила Коэна, сила, которую он эффективно использует. Вроде бы все в одну сторону - а получается, все равно здорово! Это работает так же, как у Дилана.
Песня была вдохновлена Марианной Йенсен, с которой Коэн познакомился на греческом острове Гидра в 1960 году Недавно ее бросил муж, норвежский писатель Аксель Йенсен , оставив ее и их шестимесячного сына одних на острове. Они нашли общий язык, и Коэн в конечном итоге забрал ее с Гидры обратно к себе домой в Осло. Позже он пригласил ее и ее сына жить с ним в Монреале, предложение, которое она приняла. Они жили вместе на протяжении 1960-х годов, путешествуя между Нью-Йорком, Монреалем и Гидрой. Марианна Илен умерла в больнице в Осло 28 июля 2016 года в возрасте 81 года. Коэн написал ей незадолго до ее смерти: “Я всего лишь немного позади тебя, достаточно близко, чтобы взять тебя за руку. Я никогда не забывал твою любовь и твою красоту. Но ты это знаешь. Счастливого пути, старый друг. Увидимся в будущем. Любовь и благодарность”. Он умер чуть более трех месяцев спустя, 7 ноября.
“Hey, That's No Way To Say Goodbye”
И вновь очень аккуратная композиция, вставки с женским вокализом сделаны осторожно и не нарушают общей гармонии, как в предыдущей композиции, в некоторых моментах. Также используется какой-то экзотический инструмент, типа варгана, если не ошибся.
Коэн написал эту песню, остановившись в отеле “Penn Terminal” на 34-й улице в Нью-Йорке в 1966 году. Он написал та4к:
В комнате слишком жарко. Я не могу открыть окна. Я нахожусь в разгаре ожесточенной ссоры с блондинкой. Песня наполовину написана карандашом, но она защищает нас, пока мы маневрируем, каждый из нас, ради безоговорочной победы. Я не в той комнате. Я не с той женщиной.
“Stories Of The Street”
Тут можно шутить, а ведь, сколько было похожего материала на альбоме, но опять, опять мелкие нюансы разнообразия! Текст сложен и непонятен, даже для англоязычных, что говорить про нас! Каждый куплет, кажется, рассказывает отдельную историю, последняя:
“С одной рукой на гексаграмме
И одной рукой на девушке
Я балансирую на колодце желаний,
Который ,все люди называют миром
Мы такие маленькие между звездами
Такие большие на фоне неба
И потерянные среди толпы в метро
Я пытаюсь поймать ваш взгляд”
“Teachers”
Более дисгармоничная, напряженная и быстрая композиция, на быстрых переборах струн. Эта песня мне понравилась меньше, чем предыдущие вещи. В длинном тексте встречаются небольшие шалости:
“Меня обняли несколько девушек, потом
меня обняли мужчины.
Моя страсть идеальна?
Нет, сделай это еще раз”
Даже не знаешь, что и думать!
“One Of Us Cannot Be Wrong”
Для завершения альбома можно было выбрать более яркую и интересную в плане звучания композицию. С точки зрения звучания - ничего особенно интересного, это просто тихое разговорное пение под гитару. Лишь в самом конце появляются какие-то дикие звуки, то ли свист, то ли пение такое.
Текст, в любом случае, интересен. Ну, вот например:
“Я слышал о святом, который любил тебя,
Поэтому я всю ночь учился в его школе,
Он учил, что долг влюбленных
Очернить золотое правило,
И как раз когда я был уверен, что его учения были чисты,
Он утопился в бассейне,
Его тело исчезло, но здесь, на лужайке,
Его дух продолжает пускать слюни”
Как это странно! - подумал я.
Итоги: я ставлю альбому оценку 4, без плюса, но это 4. Это весьма высокая оценка, для альбома в таком стиле. Я разглядел его скрытую красоту и величие Коэна открылось для меня в полной мере. Ведь говорят же, что все гениальное - просто.
До скорой встречи на альбоме Johnny Cash “At Folsom Prison” 1968! Заранее предупреждаю, Кэша я терпеть не могу, впечатление по нескольким песням случайным, не знаю, что наслушаю в этот раз на полноценном альбоме.