Мы все знаем профессора Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954) как непримиримого борца с большевизмом и высказываем подозрения на то, что Ильин в годы войны работал на Гитлера. Но ближе к своей смерти Ильин стал чаще критиковать Гитлера и национал-социалистов, а перед смертью написал два письма новому главе СССР Н.С. Хрущёву, в которых частично оправдывал советскую власть и открещивался от своих заблуждений 1930-х годов, связанных с национал-социализмом. Вот первое письмо Ивана Ильина Хрущёву, написанное 26 июня 1954 года.
«26.VI.1954. Цолликон, Швейцария.
Глубокоуважаемый Никита Сергеевич!
Пишу я Вам из далёкой Швейцарии. Чувствуется приближение смерти, и, возможно, это будет моё последнее письмо Вам.
Прежде всего я хотел бы Вам, Никита Сергеевич, сказать, что мои опасения по поводу новой войны коммунистов и некоммунистов постепенно сбываются. Набирает обороты Холодная война. Я об этом писал ещё в 1945 году. Теперь хочу к Вам обратиться в связи с тем, что Холодная война, как и Вторая мировая, угрожает не только большевикам-коммунистам, но и России. Всё дело в том, что Восточная Европа была коммунизирована после войны. Ваш предшественник, Иосиф Виссарионович Сталин проявил большой государственный ум, когда в 1952 году отдал распоряжение под названием «Нота Сталина», в котором отдал распоряжение объединить Германию. Но его не послушали на Западе.
Я хотел Вам сказать, что Вы мне не простите того, что я в 1933 году поддержал Гитлера и национал-социалистов, но тогда я заблуждался, думая, что национал-социалисты остановят продвижение большевиков по Европе, но не думал о тех чудовищных последствиях, которые вылились в захват гитлеровскими войсками большей части Европы и в длительную оккупацию территории России, в военные преступления солдат и офицеров Вермахта и в уничтожение миллионов простых русских людей, Вы мне не простите того, что я поддержал Муссолини, и что фашизм мог бы остановить большевистскую раковую опухоль, но это тоже были заблуждения, от которых я постепенно избавлялся с 1941 года и практически избавился к началу 1950-х годов.
Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость. Но опасности его необходимо продумать до конца.
Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма - это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в древнем Риме, так бывало в новой Европе, так будет и впредь.
Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ. Эти поиски могли быть удачны и неудачны: разрешать такие проблемы трудно, и первые попытки могли и не иметь успеха. Но встретить волну социалистического психоза —социальными и, следовательно, противо-социалистическими мерами - было необходимо. Эти меры назревали давно, и ждать больше не следовало.
Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру.
Однако, наряду с этим фашизм совершил целый ряд глубоких и серьезных ошибок, которые определили его политическую и историческую физиономию и придали самому названию его ту одиозную окраску, которую не устают подчеркивать его враги. Поэтому для будущих социальных и политических движений подобного рода надо избирать другое наименование. А если кто-нибудь назовет свое движение прежним именем ("фашизм" или "национал-социализм"), то это будет истолковано как намерение возродить все пробелы и фатальные ошибки прошлого. Эти пробелы и ошибки состояли в следующем:
1. Безрелигиозность. Враждебное отношение к христианству, к религиям, исповеданиям и церквам вообще.
2. Создание правого тоталитаризма как постоянного и якобы "идеального" строя.
3. Установление партийной монополии и вырастающей из нее коррупции и деморализации.
4. Уход в крайности национализма и воинственного шовинизма (национальная "мания грандиоза").
5. Смешение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствление хозяйства.
6. Впадение в идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией.
Эти ошибки скомпрометировали фашизм, восстановили против него целые исповедания, партии, народы и государства, привели его к непосильной войне и погубили его. Его культурно-политическая миссия не удалась, и левая стихия разлилась с еще большей силой.
И пришло время мне откреститься и от этих слов, тем более, что я ещё в 1945 году писал, что никогда не мог понять, как русские люди могли сочувствовать национал-социалистам. Они враги России, презиравшие русских людей последним презрением, чего стоят военные преступления на оккупированных территориях. И Вам необходимо понять, что в 1930-х годах я глубоко заблуждался, а теперь понимаю, что надо примириться с тем строем, какой сейчас царит в России, и Вам, Никита Сергеевич, необходимо сделать выбор – дальше идти в направлении левого тоталитаризма или несколько смягчить политику, как это сделал И.В. Сталин в 1944 – 1953 годах, но знайте, что своим письмом я окончательно вложу шпагу в ножны и встану на путь примирения с советской властью.
Третьим моим заблуждением было то, что я не верил в то, что большевистский режим выстоит, и даже в 1941 году предрекал гибель большевистского Советского государства, но с каждым годом видел, как Советский Союз укреплялся и набирал мощь, именно та мощь разбила немцев под Сталинградом и Курском и уничтожила национал-социализм полностью. И что коммунистическое государство прожило почти 37 лет, пережив фашистские и национал-социалистические военные режимы.
Вам, Никита Сергеевич, предстоит непростой путь. Ленин и Сталин построили могучее коммунистическое государство СССР, а Ваша задача – укрепить могущество страны, а это возможно лишь с одним условием – смягчение политики, как в военные и послевоенные годы сталинизма, а не ужесточая политику до левого тоталитаризма и репрессий, к тому же, зная, что Вы, Никита Сергеевич, всё-таки высокообразованный человек, и имеете большой государственный ум, не могу Вам указать на одну Вашу ошибку, связанную с Крымским полуостровом. В феврале 1954 года Крым был выведен из состава Советской России и передан в состав Советской Украины, что могло бы вызвать волнение у патриотически настроенных жителей России, к тому же, начиная с начала 1940-х годов, на Украине подъём националистического движения в лице двух групп националистов – бандеровцы и мельниковцы, и Вы сделали националистам важный подарок, которым они захотят воспользоваться. Чтобы наглядно вообразить Россию в состоянии этого длительного безумия, достаточно представить себе судьбу «Самостийности Украины».
Этому «государству» придется прежде всего создать новую оборонительную линию от Овруча до Курска и далее через Харьков на Бахмут и Мариуполь. Соответственно должны будут «ощетиниться» фронтом против Украины и Великороссия и Донское Войско. Оба соседних государства будут знать, что Украина опирается на Германию и является ее сателлитом и что в случае новой войны между Германией и Россией немецкое наступление пойдет с самого начала от Курска на Москву, от Харькова на Волгу и от Бахмута и Мариуполя на Кавказ. Это будет новая стратегическая ситуация, в которой пункты максимального доныне продвижения германцев окажутся их исходными пунктами.
И ещё: заблуждение о том, что большевизм не эволюционировал, развеялось уже в 1943 году, когда на первый план встала национальная идея и возрождение православия, а планы о мировой революции пришлось отложить до лучших времён. Тем более, что в 1952 – 1953 годах сначала Сталиным, а позднее Берией принимались попытки объединить Германию.
И большой трагедией для России обернулся день 5 марта 1953 года – когда Иосиф Виссарионович Сталин ушёл в мир иной, то, что он с 1941 года встал на защиту государственности – это большой плюс. Именно он укрепил большевистское государство за 36 лет его существования. Вам же, Никита Сергеевич, нужно поднять страну из руин и встать на защиту государственности, а не мировой революции. Новую волну террора и левого тоталитаризма страна просто не выдержит.
Зная Вас, что Вы являетесь великодушным другом России и русского народа, что Вы на стороне Бога, а не дьявола, убедительно прошу Вас не допускать тех ошибок, которые были допущены с 1917 по 1939 год. Ведь Вы, человек молодой и амбициозный, можете повернуть Россию в любом направлении – от демократизации до усиления левого тоталитаризма. Ваш приход к власти в сентябре 1953 года я встретил с оптимизмом, зная, что Вы находились на фронте в годы Второй Мировой войны, и, должен сказать, что пока Вы оправдываете мои надежды и чаяния. Может быть, я прощаюсь с Вами, всё-таки мне уже больше 70 лет, болезни дают о себе знать, и уже надо мне готовиться к смерти. А Вам я желаю удачи и подъёма России из руин и развалин.
С глубоким уважением и почтением, любящий Россию профессор Иван Ильин».
Однако, не дождавшись ответа на письмо, 20 августа 1954 года профессор Иван Ильин отправляет Никите Сергеевичу Хрущёву второе письмо.
«20.VIII.1954. Цолликон, Швейцария.
Глубокоуважаемый Никита Сергеевич!
Для начала спрошу Вас, дошло ли до Вас письмо и прочитали ли Вы его? И почему Вы на него не ответили?
Теперь к делу. Очень бы хотел встретиться с Вами, Никита Сергеевич, и обсудить важные для нас темы. В силу своего возраста и болезней не могу приехать в Россию, пусть Вы во время своих заграничных визитов приедете ко мне в Швейцарию. И прошу реабилитации в России, откуда советская власть меня выслала в 1922 году.
И о Ваших новых политических деяниях, Никита Сергеевич. 7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». В нём отмечалось оживление деятельности «церкви и различных религиозных сект» и рост числа граждан, отправляющих религиозные обряды. В связи с этим партийным, комсомольским организациям, Министерству просвещения СССР и профсоюзам предписывалось проводить антирелигиозную работу «систематически, со всей настойчивостью, методом убеждения, терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим людям». Мне это напоминает гонения на церковь в первый период большевизма. И Вы, несмотря на демократизацию Советской России, которую Вы устраивали в первый год своего правления, возвращаетесь к старым большевистским методам. Если это будет продолжаться, то ситуация может вылиться в левый тоталитаризм и жестокий полицейский режим. Во второй части правления Иосифа Сталина политика по отношению к церкви значительно смягчилась, в 1943 году по инициативе Сталина был проведён Архиерейский собор Русской православной церкви, который избрал митрополита Сергия на Патриарший престол, а в 1944 году создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов — орган, руководящий объединёнными евангельскими христианами и баптистами (к которым позже была присоединена часть пятидесятников). Так что призываю свернуть новую антирелигиозную кампанию. Очень бы хотелось встретиться с Вами и обсудить наиболее важные проблемы. Вам я желаю удачи и подъёма России из руин и развалин.
С глубоким уважением и почтением, любящий Россию профессор Иван Ильин».
Видимо, непримиримый антикоммунист Иван Ильин к концу своей жизни наконец-то прозрел и понял, что Советская власть не так страшна, как он думал ранее, и что можно жить и при коммунизме, но встреча Ильина и Хрущёва так и не состоялась. 21 декабря 1954 года Иван Александрович Ильин умер в возрасте 71 года. Первоначально был похоронен в Швейцарии, но в 2005 году был перезахоронен в России.
А что Вы думаете о философе Иване Ильине?